Урок литературного чтения. 3-й класс. С.Есенин. "Поет зима, аукает…"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом;
  • продолжить знакомство с творчеством С. Есенина;
  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе;
  • оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись;
  • вырабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: репродукции картин А. Пластова «Первый снег» и И. Грабаря «Зимний пейзаж», портрет С. Есенина.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Конкурс чтецов

В ходе него осуществляется проверка домашнего задания. Одновременно повторяются критерии выразительного чтения, дети учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы товарищей и свои собственные.

2. Выставка рисунков

III. Работа но теме урока

1. Введение в тему

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А. Пластова? (Радостное, веселое, хочется выбежать во двор, протянуть руки, поймать снежинку.)
- А когда вы смотрите на картину И. Грабаря? (Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.)

- Что изобразил художник на своей картине? (Лес зимой.)

- Какие деревья в этом лесу?

- Каким словом называют лес, в котором растет много сосен? (Сосновый бор, сосняк.)

- Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то что услышим? (Шорох, еле слышный звон.)

- А какие еще деревья нарисовал художник? (Березы, осины.)

- Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (Мохнатые, пушистые, сказочные.)

Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

- Что вам очень нравится зимой?

- А что вы зимой очень не любите?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством С. Есенина. Мы будем учиться читать выразительно стихотворение «Поет зима, аукает...».

2.Чтение стихотворения учителем

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

3. Чтение стихотворения учащимися про себя

4. Анализ содержания

- А теперь, ребята, прочитав текст, давайте поразмыслим над его содержанием.

Вопросы

- Как автор описывает зиму? (Как живое существо.)

- Что она делает? (Аукает, баюкает лес.)

- Какое настроение возникает у вас при чтении следующих строк? (Грустное, печальное.)

- С помощью каких слов Есенину удается создать такое настроение? (С тоской глубокою, страну далекую, седые облака.)

- Прочитайте следующую часть стихотворения. О чем автор пишет в этой части? (О метелице.)

- Он называет ее ласково «метелица». Но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.)

- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в сле­дующей части. Как он ее теперь называет? (Вьюга.)

- Какая она? (Злая, сердитая.)

- Какие слова помогают нам это понять? О ком еще Есенин пишет в стихотворении? (О воробьишках.)

- Как вы думаете, почему он пишет именно о них? (Потому что они очень бедствуют от голода и холода зимой.)

- Какие слова он употребляет, чтобы передать свое отноше­ние к воробьишкам? (Он жалеет бедных птичек. Он пишет, что они, голодные, усталые, дремлют у мерзлого окна.)

- Ребята, а о чем мечтают воробьишки? (О том, что скоро придет весна, станет тепло, весело.)

- Прочитайте, о какой весне они мечтают.

- Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы нарисуете?

5. Подготовка к выразительному чтению

- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково? (О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувство.жалости, нежности и о весне - с радостью.)

- В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? (Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)

- А где будем делать небольшие остановки при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения? (Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, об­суждают, пробуют, спорят.)

- А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте прочитаем его по частям. (Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания.)

- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

IV. Подведение итогов урока

V. Обобщение

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения; нарисовать рисунок к одному из стихотворений о зиме.