Цели:
- развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом;
- продолжить знакомство с творчеством С. Есенина;
- воспитывать любовь к родному языку, родной природе;
- оказывать эстетическое воздействие на детей через слово и живопись;
- вырабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: репродукции картин А. Пластова «Первый снег» и И. Грабаря «Зимний пейзаж», портрет С. Есенина.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Конкурс чтецов
В ходе него осуществляется проверка домашнего задания. Одновременно повторяются критерии выразительного чтения, дети учатся внимательно слушать друг друга, объективно оценивать ответы товарищей и свои собственные.
2. Выставка рисунков
III. Работа но теме урока
1. Введение в тему
Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем разговор о зиме. Посмотрите на репродукции картин двух известных художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину А. Пластова? (Радостное, веселое, хочется выбежать во двор, протянуть руки, поймать снежинку.)
- А когда вы смотрите на картину И. Грабаря? (Торжественное, и в то же время возникает ощущение холода, мороза.)
- Что изобразил художник на своей картине? (Лес зимой.)
- Какие деревья в этом лесу?
- Каким словом называют лес, в котором растет много сосен? (Сосновый бор, сосняк.)
- Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то что услышим? (Шорох, еле слышный звон.)
- А какие еще деревья нарисовал художник? (Березы, осины.)
- Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (Мохнатые, пушистые, сказочные.)
Да, ребята, зима - удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
- Что вам очень нравится зимой?
- А что вы зимой очень не любите?
Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством С. Есенина. Мы будем учиться читать выразительно стихотворение «Поет зима, аукает...».
2.Чтение стихотворения учителем
- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?
3. Чтение стихотворения учащимися про себя
4. Анализ содержания
- А теперь, ребята, прочитав текст, давайте поразмыслим над его содержанием.
Вопросы
- Как автор описывает зиму? (Как живое существо.)
- Что она делает? (Аукает, баюкает лес.)
- Какое настроение возникает у вас при чтении следующих строк? (Грустное, печальное.)
- С помощью каких слов Есенину удается создать такое настроение? (С тоской глубокою, страну далекую, седые облака.)
- Прочитайте следующую часть стихотворения. О чем автор пишет в этой части? (О метелице.)
- Он называет ее ласково «метелица». Но как он к ней относится? (Любуется, но опасается.)
- Найдите и прочитайте, как автор описывает метель в следующей части. Как он ее теперь называет? (Вьюга.)
- Какая она? (Злая, сердитая.)
- Какие слова помогают нам это понять? О ком еще Есенин пишет в стихотворении? (О воробьишках.)
- Как вы думаете, почему он пишет именно о них? (Потому что они очень бедствуют от голода и холода зимой.)
- Какие слова он употребляет, чтобы передать свое отношение к воробьишкам? (Он жалеет бедных птичек. Он пишет, что они, голодные, усталые, дремлют у мерзлого окна.)
- Ребята, а о чем мечтают воробьишки? (О том, что скоро придет весна, станет тепло, весело.)
- Прочитайте, о какой весне они мечтают.
- Представьте себе, что вы художники. Какую иллюстрацию вы нарисуете?
5. Подготовка к выразительному чтению
- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Все ли одинаково? (О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувство.жалости, нежности и о весне - с радостью.)
- В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? (Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)
- А где будем делать небольшие остановки при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)
- Какие слова мы будем выделять голосом при чтении стихотворения? (Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.)
- А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте прочитаем его по частям. (Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания.)
- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
IV. Подведение итогов урока
V. Обобщение
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения; нарисовать рисунок к одному из стихотворений о зиме.