Урок по ИЗО на тему "Русская матрешка"

Разделы: Начальная школа


1 урок.

Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.

Задачи:

  • Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;
  • Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;
  • Воспитать интерес к декоративному искусству;
  • Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.

Оборудование:

  • Игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полохов-Майдана;
  • Образец педагогического рисунка;
  • Раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны);
  • Презентация;
  • Мультимедийное обеспечение.

 Музыкальное сопровождение: русские народные песни.

Литературное сопровождение: народное творчество (стихи, загадки).

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы урока.

(Звучит русская народная песня “Ярмарка”.)

Учитель: Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России. Прочитайте загадку и подумайте – какому. (слайд 1.) Верно – это матрешка. Найдите на партах стихотворение и прочитайте его (один ученик читает вслух, слайд 2).

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрешка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.

Знают все ее загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки…
Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две… и вот…
Матрешек целый хоровод.

Это замечательное стихотворение написал Владимир Моисеев. А вот еще одно стихотворение:

У женушки матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей
В каждой светлице
Сидит по девице.

3. Актуализация знаний учащихся.

  • У кого дома есть народные декоративные игрушки?
  • Нравятся ли они вам и почему? (Дети принесли игрушки из дома и высказывают свое мнение о них.)

4. Вводная беседа учителя.

Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки – точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле (Слайд 5.), рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. (Слайд 6.)

(Слайд 7.) Первым расписал русскую матрешку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил ее токарь Звездочкин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в русский традиционный сарафан, а в руках у нее черный петух. Переодели в русский костюм заморскую куклу, наложили румянец-яблочки, так и захотелось назвать ее русским именем Дуняша? Маняша? Матрена?

Вот видимо от имени Матрена и появилось ласковое название куклы – матрешка.

В основном матрешек продавали на ярмарках (Слайд 8).

На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!

(Один ученик читает вслух.)

Физминутка: отрывок из фольклорной композиции “Где был Иванушка?” (Исполняют ребята из фольклорного ансамбля, остальные подпевают и выполняют движения за ансамблем.)

На Руси прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов и Полхов-Майдан.

Матрешки из Семенова и Загорска похожи между собой. Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники “ одевали” этих матрешек в сарафан, а на голову надевали платок, в росписи которого использовали прием “ тычок”. Давайте их рассмотрим (Слады 9, 10).

Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этих матрешек используются более яркие цвета – малиновый, фиолетовый, используют обводку черным цветом. (Слайд 11.)

А теперь давайте рассмотрим сразу всех трех этих матрешек, нарисованные ребятами, и найдем отличия (Слайд 12).

Матрешек расписывали и в Вятке (Слайд 13), и в Сергиев Посаде (Слайд 14).

А еще в заключении нашей беседы хочу рассказать такой интересный факт (Слайд 17).

5. Работа над новым материалом.

Учитель: Сегодня мы выполним эскиз для росписи матрешки, но наша матрешка будет необычной, а уральской, так как мы с вами живем на Урале. Так как мы с вами украшаем матрешку уральскими узорами, давайте подумаем, что мы будем использовать в качестве украшения, какие элементы?

Дети: листочки и веточки рябины, цветочки, ягодки и т.д. (Слайд 18.)

6. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Выполните рисунок карандашом по шаблону матрешки, если форма Полохов– майданской игрушки, то не забудьте вытянуть форму туловища и головы. Украсьте ее узором. Старайтесь выполнить выразительный для Урала узор. А на следующем уроке мы выполним наши рисунке в цвете. Вспоминаем правила техники безопасности.

7. Итог урока.

Посмотрите лучшие работы. Эти рисунки матрешек отличаются грамотным переносом пропорций игрушки и соответствием уральской росписи узорам.

  • С какими центрами народного творчества по изготовлению матрешек мы познакомились?
  • Кто запомнил ,чем они отличаются друг от друга?
  • Какие приемы уральской росписи мы вспомнили?

2 урок.

Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.

Задачи:

  • Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;
  • Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;
  • Воспитать интерес к декоративному искусству;
  • Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.

Оборудование:

  • Игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полохов-Майдана;
  • Образец педагогического рисунка;
  • Раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны);
  • Презентация;
  • Мультимедийное обеспечение.

Музыкальное сопровождение: русские народные песни.

Литературное сопровождение: народное творчество(стихи, загадки).

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Подготовка красок к работе.

2. Постановка темы урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним работу в цвете.

3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 21.) Разгадывание кроссворда. (Вопросы лежат на каждой парте.)

По горизонтали:

  1. Кто из русских художников первым расписал матрешку?
  2. От какого имени русской девочки образовалось название этой куклы?
  3. Сколько японских куколок было изначально?
  4. Как называлась японская точеная фигурка буддистского святого?
  5. Как фамилия русского мастерового, который первым выточил фигурку необычной куколки?
  6. Какой город считается родиной русской расписной матрешки?
  7. Один из известных русских центров народного творчества Сергиев-… ?

По вертикали:

  1. Название какой игрушки получилось?

Итак, мы сегодня закончим нашу работу в цвете, то есть распишем наших матрешек.

4. Работа над новым материалом.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, что наша матрешка будет в уральском уборе.

Давайте еще раз вспомним особенности уральской росписи.

По готовому фону наносились пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов и пальцами делалась “подмалевка”, мелкие ягодки выполнялись без нее. Отделка делалась кистями: мастер моделировал форму мотива, сердцевину, лепестки цветов и прописывал задуманный рисунок листьев. Каждая краска наносилась своей кистью. Основной прием уральской росписи получил название “разбел”. На кисть брали две краски – основную и на кончике – белила. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Этим самым достигался очень живописный эффект в росписи, звучность ее красок. Медленный постепенный переход от одного цвета в другой, неповторимая игра цветовых оттенков. Живописные мазки просвечивают один из– под другого, создавая свечение нижних слоев из – под верхних, мягкость и нежность очертаний рисунка. Когда роспись подсыхала, для объединения отдельных деталей в букет, куст, ветку, гирлянду наносили черные приписки и цветные травки. (Слайды 18,19, 20.)

Физминутка: ребята имитируют движения по стих.

Мы – веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!

5. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Посмотрите, как я выполняю рисунок матрешки в цвете:

  • Начинаем с раскраски больших цветовых площадей – частей одежды. Сначала выполню желтым цветом платок.
  • Теперь очень аккуратно заливаю всю поверхность туловища красным цветом так, чтобы не видно было мазков. Центральную часть – фартук – бледно-розовым. Какие цвета я для этого должна смешать? Дети: “Красный и белила”.
  • Необходимо показать объем матрешки для этого я по всему краю куклы прохожу коричневой краской. Важно чтобы красный цвет не просох, чтобы одна краска плавно вливалась в другую.
  • Далее раскрашиваю волосы, я выбрала черный цвет, а потом раскрашиваю лицо.
  • Теперь выполняю завершающую стадию. Я выполняю роспись фартука, но учтите, что фон должен высохнуть. Рисунок закончен.

6. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь использовать в работе те приемы уральской росписи, которые мы с вами вспомнили.

По окончанию росписи ребята составляют девичий хоровод по желанию. Вспоминаем правила техники безопасности.

7. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Учитель: Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью. Умнички!