1 урок.
Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.
Задачи:
- Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;
- Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;
- Воспитать интерес к декоративному искусству;
- Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.
Оборудование:
- Игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полохов-Майдана;
- Образец педагогического рисунка;
- Раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны);
- Презентация;
- Мультимедийное обеспечение.
Музыкальное сопровождение: русские народные песни.
Литературное сопровождение: народное творчество (стихи, загадки).
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока.
(Звучит русская народная песня “Ярмарка”.)
Учитель: Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России. Прочитайте загадку и подумайте – какому. (слайд 1.) Верно – это матрешка. Найдите на партах стихотворение и прочитайте его (один ученик читает вслух, слайд 2).
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрешка!!!
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все ее загадку…
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки…
Ее младшие сестренки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрешка, две… и вот…
Матрешек целый хоровод.
Это замечательное стихотворение написал Владимир Моисеев. А вот еще одно стихотворение:
У женушки матрешки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей
В каждой светлице
Сидит по девице.
3. Актуализация знаний учащихся.
- У кого дома есть народные декоративные игрушки?
- Нравятся ли они вам и почему? (Дети принесли игрушки из дома и высказывают свое мнение о них.)
4. Вводная беседа учителя.
Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки – точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы. Но на самом деле (Слайд 5.), рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. (Слайд 6.)
(Слайд 7.) Первым расписал русскую матрешку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил ее токарь Звездочкин. Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в русский традиционный сарафан, а в руках у нее черный петух. Переодели в русский костюм заморскую куклу, наложили румянец-яблочки, так и захотелось назвать ее русским именем Дуняша? Маняша? Матрена?
Вот видимо от имени Матрена и появилось ласковое название куклы – матрешка.
В основном матрешек продавали на ярмарках (Слайд 8).
На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!
(Один ученик читает вслух.)
Физминутка: отрывок из фольклорной композиции “Где был Иванушка?” (Исполняют ребята из фольклорного ансамбля, остальные подпевают и выполняют движения за ансамблем.)
На Руси прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов и Полхов-Майдан.
Матрешки из Семенова и Загорска похожи между собой. Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники “ одевали” этих матрешек в сарафан, а на голову надевали платок, в росписи которого использовали прием “ тычок”. Давайте их рассмотрим (Слады 9, 10).
Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этих матрешек используются более яркие цвета – малиновый, фиолетовый, используют обводку черным цветом. (Слайд 11.)
А теперь давайте рассмотрим сразу всех трех этих матрешек, нарисованные ребятами, и найдем отличия (Слайд 12).
Матрешек расписывали и в Вятке (Слайд 13), и в Сергиев Посаде (Слайд 14).
А еще в заключении нашей беседы хочу рассказать такой интересный факт (Слайд 17).
5. Работа над новым материалом.
Учитель: Сегодня мы выполним эскиз для росписи матрешки, но наша матрешка будет необычной, а уральской, так как мы с вами живем на Урале. Так как мы с вами украшаем матрешку уральскими узорами, давайте подумаем, что мы будем использовать в качестве украшения, какие элементы?
Дети: листочки и веточки рябины, цветочки, ягодки и т.д. (Слайд 18.)
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: Выполните рисунок карандашом по шаблону матрешки, если форма Полохов– майданской игрушки, то не забудьте вытянуть форму туловища и головы. Украсьте ее узором. Старайтесь выполнить выразительный для Урала узор. А на следующем уроке мы выполним наши рисунке в цвете. Вспоминаем правила техники безопасности.
7. Итог урока.
Посмотрите лучшие работы. Эти рисунки матрешек отличаются грамотным переносом пропорций игрушки и соответствием уральской росписи узорам.
- С какими центрами народного творчества по изготовлению матрешек мы познакомились?
- Кто запомнил ,чем они отличаются друг от друга?
- Какие приемы уральской росписи мы вспомнили?
2 урок.
Цель: Изучение материала о выразительных средствах изобразительного искусства.
Задачи:
- Обучать детей анализировать произведения изобразительного искусства;
- Развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление;
- Воспитать интерес к декоративному искусству;
- Побуждать интерес к историческому наследию нашей Родины.
Оборудование:
- Игрушки-матрешки из Семенова, Загорска, Полохов-Майдана;
- Образец педагогического рисунка;
- Раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны);
- Презентация;
- Мультимедийное обеспечение.
Музыкальное сопровождение: русские народные песни.
Литературное сопровождение: народное творчество(стихи, загадки).
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Подготовка красок к работе.
2. Постановка темы урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим работу прошлого урока и выполним работу в цвете.
3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 21.) Разгадывание кроссворда. (Вопросы лежат на каждой парте.)
По горизонтали:
- Кто из русских художников первым расписал матрешку?
- От какого имени русской девочки образовалось название этой куклы?
- Сколько японских куколок было изначально?
- Как называлась японская точеная фигурка буддистского святого?
- Как фамилия русского мастерового, который первым выточил фигурку необычной куколки?
- Какой город считается родиной русской расписной матрешки?
- Один из известных русских центров народного творчества Сергиев-… ?
По вертикали:
- Название какой игрушки получилось?
Итак, мы сегодня закончим нашу работу в цвете, то есть распишем наших матрешек.
4. Работа над новым материалом.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, что наша матрешка будет в уральском уборе.
Давайте еще раз вспомним особенности уральской росписи.
По готовому фону наносились пятна крупных цветов, бутонов, листьев, ягод, плодов и пальцами делалась “подмалевка”, мелкие ягодки выполнялись без нее. Отделка делалась кистями: мастер моделировал форму мотива, сердцевину, лепестки цветов и прописывал задуманный рисунок листьев. Каждая краска наносилась своей кистью. Основной прием уральской росписи получил название “разбел”. На кисть брали две краски – основную и на кончике – белила. Кисть вращали таким образом, чтобы белила ложились по внешнему краю мазка, по контуру мотива. Этим самым достигался очень живописный эффект в росписи, звучность ее красок. Медленный постепенный переход от одного цвета в другой, неповторимая игра цветовых оттенков. Живописные мазки просвечивают один из– под другого, создавая свечение нижних слоев из – под верхних, мягкость и нежность очертаний рисунка. Когда роспись подсыхала, для объединения отдельных деталей в букет, куст, ветку, гирлянду наносили черные приписки и цветные травки. (Слайды 18,19, 20.)
Физминутка: ребята имитируют движения по стих.
Мы – веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
5. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Посмотрите, как я выполняю рисунок матрешки в цвете:
- Начинаем с раскраски больших цветовых площадей – частей одежды. Сначала выполню желтым цветом платок.
- Теперь очень аккуратно заливаю всю поверхность туловища красным цветом так, чтобы не видно было мазков. Центральную часть – фартук – бледно-розовым. Какие цвета я для этого должна смешать? Дети: “Красный и белила”.
- Необходимо показать объем матрешки для этого я по всему краю куклы прохожу коричневой краской. Важно чтобы красный цвет не просох, чтобы одна краска плавно вливалась в другую.
- Далее раскрашиваю волосы, я выбрала черный цвет, а потом раскрашиваю лицо.
- Теперь выполняю завершающую стадию. Я выполняю роспись фартука, но учтите, что фон должен высохнуть. Рисунок закончен.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: Выполните самостоятельно рисунок матрешки в цвете. Постарайтесь использовать в работе те приемы уральской росписи, которые мы с вами вспомнили.
По окончанию росписи ребята составляют девичий хоровод по желанию. Вспоминаем правила техники безопасности.
7. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Учитель: Получились прекрасные девичьи хороводы. Вы все постарались на славу. Каждая матрешка отличается своей оригинальностью и декоративностью. Умнички!