Ребенок очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов: Есть ли возраст у города? А что было на месте нашего города раньше? Откуда взяли каменную черепаху? и т.д. А собранный и систематизированный нашим коллективом материал по краеведению дает ответы на многие вопросы.
Так в музыкальной гостиной оформлена авторская экспозиция художественных картин на тему: “Прошлое и настоящее Уссурийска”, написанные воспитателем: Свято-Покровский храм (ныне действующий), Парадная арка (которая находилась на въезде в город, на перекрестке улиц Агеева и Краснознаменной), Никольские ворота (были построены позднее вместо парадной арки, в честь приезда цесаревича Николая), первый городской кинотеатр иллюзион Никотина (бывший кинотеатр “Заря”), бывшее одноэтажное здание детского сада № 13. Именно с этой композиции начинается знакомство старших дошкольников с историей своего города.
Среди родителей, детей и педагогов проводим экспресс-опрос на тему: “За что Вы любите свой город?”. В день рождения города (вторая пятница сентября), стало традицией проводить в детском саду развлечение “С днем рождения, Уссурийск!”. На этом празднике дети читают стихотворения уссурийских поэтов, поют песни об Уссурийске, оформляют выставку рисунков “Поздравляем тебя, Уссурийск!” и др. Перед празднованием дня рождения города обязательным мероприятием является экскурсия “Первые шаги по родному городу”, по городу с красивыми улицами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями. Детей знакомим с историческими и культурными памятниками города. В своих конструкциях, формах, декоративных оформлениях памятники раскрывают жизненный уклад, региональные условия, эстетическую сторону времени.
Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, педагогами детского сада для всех возрастных групп, составлен план экскурсий по историческим, культурным памятникам, музеям, в парки, в лес, на озеро и др.
С целью сохранить в памяти светлый и скорбный праздник, научить детей отдавать дань людям, которые обеспечили нам счастливое детство, организуем: экскурсии к Вечному огню с возложением цветов, в музей боевой славы при ДОРА, встречу с ветеранами Великой отечественной войны, рассматривание картин, разучивание стихотворений и песен.
В сетку занятий старших дошкольников введено занятие по краеведению. Все занятия проходят в игровой форме. В течение всего занятия, в специально обустроенной предметно-пространственной среде, дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период. Разработанная творческой группой педагогов серия конспектов краеведческого направления, помогает воспитателям проводить познавательные занятия под общим названием “Родное Приморье”. На этих занятиях дети расширяют свои знания об особенностях природы родного края, совершают “путешествия” в далекое прошлое нашего края.
Воспитанники детского сада с удовольствием посещают наш мини-музей, созданный совместными усилиями коллектива и родителей, где дети знакомятся с археологическими находками, полезными ископаемыми, подземными сокровищами, предметами быта первопоселенцев, обитателями Японского моря, флорой и фауной Приморья. А Красная книга, оформленная и иллюстрированная воспитателями детского сада, знакомит детей с редкими и исчезающими видами растений и животных Приморского края. Дети уже знают, что Красная книга – сигнал о смертельной опасности. После посещений мини – музея с детьми проводятся закрепляющие занятия в нетрадиционной интересной для детей форме: занятия – игры, занятия – путешествия, занятия – экскурсии, комплексные, бинарные, занятия по типу телепередач.
Взрослых и детей не может не заинтересовать теневой театр, который мы используем, как одну из форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. С этой целью изготовили наглядный материал для теневого театра на тему: “Путешествие в далекое прошлое Приморья” и “Из жизни первопоселенцев”, который расскажет о жизни первопоселенцев и поможет совершить путешествие в далекое прошлое Приморского края. Теневой театр интересен не только нашим воспитанникам, но и учащимся из пришкольного лагеря средней школы № 8.
С целью расширения и углубления знаний дошкольников по истории, культуре, природе, литературе родного края педагоги используют на занятиях и в свободное время – краеведческие игры, которые прошли практическую апробацию в детских садах города. Учебно-методическое пособие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста и предназначено для воспитателей детского сада, педагогов начальных классов. Краеведческие игры относятся к классу игр связанных с исходной инициативой взрослого. Они носят обучающий характер и относятся к учебно-предметным, дидактическим играм.
За время работы по краеведению нами разработано более 50 краеведческих игр и нами была проведена классификация этих игр по разделам: эколого-краеведческие, интеллектуальные, речевые, историко-дидактические, подвижные. У каждого раздела этих игр свои цели: экологические, речевые, подвижные, интеллектуальные, творческие, историко-дидактические. Но у них есть и общие цели: все вместе эти игры дают детям целостное представление об окружающем их мире, воспитывают чувство патриотизма, нравственности (что особенно важно в наше время) и любви к своей малой родине. Эти игры мы включаем во все виды деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, экскурсиях, в утренний и вечерний отрезок времени, в свободной деятельности и т.д.
Особо хочется остановится на авторской программе “Знай и люби свой город”, который составлен на базе нашего детского сада педагогами детских садов № 13,36,67 и состоит из пяти взаимосвязанных тематических блоков: “Культурное наследие города Уссурийска”, “Экологическая мозаика”, “Введение в экономику”, “Экскурс в далекое прошлое Уссурийска”, “Начала географии”.
Краткая характеристика блоков программы. В разделе “Культурное наследие” мы выявляем и показываем детям историко-культурную ценность сооружений, простейших вещей, которые являются ценностным источником знаний памятников эпохи. Это и археологические материалы и находки, фото-кино материалы, звукозаписи, видеозаписи, различного рода награды, предметы ремесла и быта.
Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию детей 6–7 лет, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.
Раздел “Введение в экономику” рассматривает вопросы современной жизни города и края. Объектами изучения в экономическом краеведении являются: современное население, состояние народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей, отдельные предприятия и учреждения.
Историко-краеведческую деятельность мы строим по трем направлениям: познавательная, преобразовательная и коммуникативная деятельность. Познавательная деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого знакомства до поиска новых знаний. Преобразовательная деятельность заключается в создании духовно-практических ценностей: организация выставок, историко-краеведческих уголков, музеев, уход за памятниками истории). Коммуникативная деятельность не только развивает у дошкольников навыки общения, потребность в нем, но и формирует культуру межличностного общения.
Целью работой в блоке “Начало географии” является: постижение законов природы в Уссурийске, свободное ориентирование в городе, знание о полезных ископаемых края, формирование гражданина Уссурийска и России.
Программа составлена с учетом современных комплексных образовательных программ, она дополняет их краеведческим материалом об Уссурийске и Приморье. При создании программы учитывались психологические особенности детей дошкольного возраста: основой впечатлений этого возраста остаются эмоции, развитие интеллектуальных способностей происходит на уровне конкретных мыслительных операций, растет интеллектуальная активность детей, происходит смена установок детской психики с двигательно-зрительной на зрительно-двигательную при сохранении большей потребности в движении.
Наша программа предполагает комплексный подход в изучении родного края, позволяет сформировать знания и умения краеведческого содержания. Авторская программа “Знай и люби свой город” была отмечена Дипломом Министерства образования РФ.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Родители охотно участвуют в таких мероприятиях, как: изготовление коллажей, альбомов, семейной газеты, поделок на выставку народного творчества “Мой любимый город”, в праздниках, конкурсе рисунков и аппликаций. Большое значение имеют летние семейные экскурсии в г. Владивосток в океанариум и дельфинарий. Итогом таких экскурсий является оформление фотовыставки в группах.
На музейно-образовательной базе нашего детского сада воспитателями реализуются различные проекты, конкурсы, экологические программы, пособия, опыт работы, разрабатываются конспекты: занятий “Подводный мир Японского моря”, “Приморские птицы – наши друзья”, “Прогулка в осенний лес”, “Животный мир Уссурийской тайги”, конкурса “Знатоки Приморья”; методическая разработка “Друзья Уссурийского заповедника”, “Эколого-краеведческие игры”, проект “Я в городе этом родился и рос”, опыт работы “Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников”.
Результатом проводимой работы является активное участие воспитанниками, сотрудниками детского сада в педагогических фестивалях, конкурсах, соревнованиях городского, краевого и всероссийского уровней. (см. Приложение 1)
Через беседы, экскурсии, выезды в заповедник, художественную литературу, сочинение и драматизацию сказок, через музыку – педагоги знакомят детей с прошлым и настоящим своего города и края, его историческим и культурными центрами, формируют любовь к Родине через любовь и осознанное отношение к природе края, воспитывают в детских душах чувство ответственности за окружающий мир.
Краеведческая работа, проводимая нашим коллективом в детском саду, формирует у детей художественно-историческое мышление, дошкольники учатся восприятию культуры других времен и народов, в детских душах пробуждается чувство ответственности за окружающий мир и, что самое главное – жажда познаний.