Неуспевающий и неуспешный. Наследственность или судьба?

Разделы: Социальная педагогика


Неуспевающий ученик – неуспешный родитель? Где та невидимая граница перехода из одного статуса в другой? И в том и другом случаи это слово, за которым стоит личность. Развитие личности характеризуется возрастными изменениями, внешними и внутренними условиями. И все это вместе воздействует на сложную структуру развития личности. На каждом этапе своего развития человек приобретает ряд качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для его становления.

Младший возраст играет особую роль становления человека как личности. В этом возрасте для ребенка возрастает авторитет взрослых. Они безоговорочно подчиняются им и во многом подражают. Детская игра, это всегда отражение действительности. Ведь не случайно говорится: “Ребенок учится тому, что видит он в своем дому”.

В этом возрасте закладывается представление о том, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”. Приведу пример. Много лет назад, мне довелось наблюдать процесс отправки девочки Юли в детский дом. Кроме пустых кроватей и всегда пустого стола, в доме ничего не было. Мама Юли не заморачивалась по поводу то го во что одеть детей, чем их накормить, это она предоставила государству, сама работать не хотела. Юля была очень способной девочкой, но условий учиться у нее не было, хроническая неуспеваемость была ее непременным атрибутом. В детдоме, где были иные условия для учебы, она хорошо училась, ее многому научили, но подошел возраст, и Юля вернулась домой. Как-то выпала она из поля моего зрения. Каково же было мое удивление, когда вновь пришлось встретиться, не сразу я узнала в стоящей передо мной женщине ту самую Юлю, мы пришли с комиссией по поводу лишения Юли материнских прав и отправки теперь уже ее ребенка, девочки, в детский дом. Та же знакомая обстановка: такие же пустые стены и пустой стол. Снова способная девочка, теперь уже ее дочка, и снова ребенок на грани неуспеваемости, потому что нет условий, учиться. Словно не было этих прошедших лет, так же как и ее мама, Юля работать не хочет, такие же условия жизни она создала своим детям. Так что это за фактор? Наследственность? У Юли не было условий для учебы, ей их создали, но, она, спустя несколько лет вернулась не только в прежние условия, но и создала тот же образ жизни для себя и своих детей, который наблюдала в детстве. Ясно, что об успехах в ее жизни говорить не приходится, Получается, что ее дочка, это уже третье поколение, которое обречено на то, что все повторится сначала. Так может это и есть этап развития личности из неуспевающего ученика в неуспевающего родителя при определенных условиях. Конечно, приведенный пример – частный случай, но, к сожалению таких примеров, где уже целые династии становятся сначала неуспевающими учениками, а затем неуспешными родителями, становиться все больше.

Рассмотрим другой случай..

В семье Алеши все складывалось вроде благополучно: обычная семья, родители-труженики, дом полная чаша, все для детей, которые отказа ни в чем не знают, еще бы, в безмерной родительской любви растут. Не заметили, как пролетело время, жить стали еще лучше, казалось бы, радоваться надо, только вот сынишка подрастает, а в школе проблемы. Вроде и способный, а не хочет учиться, разводят учителя руками, куда же ты пойдешь после школы? А он никуда и не собирается, поэтому такое равнодушие к учебе. Родители неустанно следили за тем, чтобы одет он был не хуже других, чтобы не напрягался для достижения благ, вот и вырастили сыночка. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, нисколько не заботясь о том, что завтра самому же нечего будет есть.

– А меня это не колышет! – заявит растерянным “предкам”, требуя сбалансированного питания на следующий после воровства день. Да еще и напомнит о правах ребенка, которые родители обязаны соблюдать по закону. Вот и обратная связь. Слепая любовь родителей, чрезмерная показная достаточность сгубила, все то доброе, что природа заложила в ребенке при рождении. Что же будет дальше с этим подростком? Сможет ли он, совершая свои ошибки, которые свойственны каждому из нас в процессе становления, учесть все недостатки собственного воспитания, сделать для себя соответствующие выводы? Или это судьба, которая сделала родителей неуспешными в воспитании собственного ребенка, и ребенок, под давлением своих родителей стал неуспешным и неуспевающим?

Детей, которые так воспитываются много, и завидовать им нельзя. Этот вид уродливого воспитания обнаруживается у детей, живущих в зажиточных семьях, члены которых занимают высокое положение в обществе. Таким детям, конечно, приятно, что родители занимают высокое положение, но мечтают они о простых радостях, которых лишены. Им хочется, чтобы с ними провели выходной, куда-то поехали, а может, приласкали, поговорили по душам. Подобное воспитание отражается на психике детей. Родители такого ребенка, которому будут открыты все дороги, считают, что все дают своим детям и удивляются, почему их дети зачастую вырастают безвольными, нерешительными, плохо учатся, а зачастую убегают из дома, где даже не полная чаша, а переполненная чаша. Человеку нужно настоящее, душевное тепло и никакими подделками его не заменишь. Там где детям с раннего возраста прививают навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишены возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, и не ограждают своих детей от сверстников, там вырастают нормальные люди. Если же в семье царит культ денег и связей, то таким детям вряд ли можно позавидовать – за карьеризм и душевную черствость своих родителей им еще долго придется расплачиваться, для нормальных людей, важнее правды жизни ничего нет. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что именно семья оказывает огромное влияние на формирование человека-личности. Успешность и неуспешность человека во многом зависит от успешности родителей, и от успешности его рода в целом. Чувство гордости, за прошлое своего рода, которое может помочь ребенку обрести собственное достоинство и поднять повыше свою собственную планку. По наследству передаются не только болезни, но и, отношение к жизни. Успешность и неуспешность семьи зависит и от каждого ее члена.

Согласно общепринятой точке зрения, условия семейного воспитания в значительной степени определяют жизненный путь ребенка. Ребенок из неблагополучной семьи, как правило, не очень хорошо учиться, иногда плохо себя ведет, а в подростковом возрасте проявляет различные формы ассоциативного поведения. Однако зависимость – в благополучной семье растут благополучные дети, к сожалению, не всегда имеет место. Довольно часто в достаточно благополучных, психически здоровых семьях растут “неблагополучные” дети – неуспешные в учебе, обманывающие родителей и педагогов, имеющие вредные привычки, совершающие правонарушения.

Так в чем же причина такой нелогичности? Среди возможных причин, наверное, в первую очередь нужно назвать ошибки в семейном воспитании.. Ребенок уже вырос, а родители этого не заметили. Во-вторых, влияние внешней среды. Психика подростка очень сильно поддается внешним воздействиям, как губка, впитывая и положительные и отрицательные влияния общества. В-третьих, сформировавшаяся внутренняя позиция. Она может быть негативной по отношению к моральным устоям общества, в силу различных причин – разочарования, обиды на взрослых, потери доверия к авторитету родителей. Карма неуспешных родителей обычно оттягивает человека назад, хотя встречаются ситуации, где срабатывает закон отталкивания от противного. Человек как бы говорит себе: “нет, я пойду другим путем”. Иногда неудачи родственников вызывают спортивную злость и побуждают к действию. Редко, но бывает и так, когда человек, выросший в семье алкоголиков, отказывался пить, покидал родительский дом, вел самостоятельную жизнь, в корне отличающуюся от той из которой он вышел. И, как правило, жизнь в награду за его стремление повернуть судьбу вспять, награждала заслуженными успехами. Однако такой пример, скорее всего, исключение из правил.

Наиболее распространенные ошибки в семейном воспитании – это недостаток внимания к ребенку, его внутреннему миру со стороны родителей, либо напротив, чрезмерная, навязчивая родительская позиция, когда родители не дают ребенку шагу ступить самостоятельно.

Как же надо воспитывать детей, чтобы они стали свободными гордыми людьми? И избыток любви, и ее недостаток одинаково разрушительны для ребенка. Чрезмерно опекая ребенка мы рискуем вырастить его неуверенным в себе, зависимым, безответственным. Недостаток же заботы со стороны родителей, делает ребенка недоверчивым, агрессивным, жестоким по отношению к другим людям, бесчувственным (я поступаю так, как поступали со мной).

Социально-политические изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, наложили свой отпечаток и на образование. В частности, стало иным отношение общества к высшему образованию, поскольку оно не дает гарантии безбедного существования. Однако во многих семьях знания как были, так и остаются важнейшей жизненной ценностью. Но только для родителей. Подросток же очень часто имеет на этот счет свое собственное мнение, глубоко отличающееся от мнения родителей. В этом случае огромное влияние на психику ребенка оказывает личный пример родителей. Роль родителей в успешной семье – передать свои позитивные накопления, свой опыт и некую сумму знаний детям. Успех детей – взять от родителей лучшее и оттолкнуться от худшего. Надо помнить, что наши дети заимствуют у нас не только наши достижения, но и ошибки. Любой ребенок должен знать, насколько успешен был его род. Чего добился каждый из его родственников, какие усилия к этому прилагались. Знать, что своими успехами каждый укрепляет лучшие традиции своей семьи. Ведь не зря говорят: “Яблоко от яблони далеко не катится”. Если человек добивается успехов в жизни, разумно и правильно подходит к вопросу воспитания, то своим примером он поможет своим детям.

Литература:

  1. Популярная психология для родителей, под редакцией А.А.Бодалева.
  2. Журнал “Народное образование” № 5, 2007г, № 4 , 2008г.
  3. Ваш беспокойный ребенок. Р.Т. Байярд.
  4. Ребенок из неблагополучной семьи. М.И. Буянов.