“Что за золото пословицы русские!”
А.С.Пушкин
Цели:
- Познавательные – повторить сведения о пословицах и поговорках
- Общепредметные – учиться переключать внимание с одного вида деятельности, учиться работать со словарями и дополнительной литературой, учиться работать в группе.
- Практические – учиться группировать пословицы по темам, строить высказывания по теме, учиться различать прямое и переносное значения слов и выражений. Учиться культуре речевого поведения.
Примененные технологии, приемы: метод проектов, работа в группах.
Предварительная работа для учащихся:
Собрать пословицы и поговорки по темам:
– об учении;
– об общении;
– на тему личной безопасности;
– о временах года;
– о труде и лени;
– о семье, родителях.
Собранный материал представить в виде книжек – малышек. Приготовить рисунки на пословицу.
Оборудование:
- Карточки с напечатанными пословицами для игры;
- Листки с пословицами для проектов,
- Презентация с заданиями, высказываниями с пословицами, рисунки по пословицам.
- Конверты с темой работы. Ватман (или ½) – 4 шт.
- Клей-карандаш, ножницы, карандаши цветные, фломастеры, краски – по 4 шт; открытки, картинки, цветная бумага.
- План работы на экране.
Применение: Внеклассное занятие по русскому языку, литературному чтению, внеклассному чтению
I. Вступительное слово учителя.
– Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей и поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится – так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.
– Сегодня на заседании мы постараемся проговорить и объяснить значение как можно больше, пословиц, поговорок и поучиться правильно и уместно употреблять в речи.
– Я думаю, что после нашего заседания вы поймете “что слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, и что “Слово серебро, а молчание золото”.
– А что такое пословица? Поговорка? Приведите примеры. Как отличить пословицу от поговорки.
Чудеса в решете: Смысл ее понятен: удивительные дела происходят. Но сто лет назад она имела другой вид, более полный вид: Чудеса в решете: дырок много, а вылезти некуда
Часом с квасом, а порой и с водой. (Часом с квасом) Если с квасом, то хорошо. Хлеб есть, сухари есть, можно и квас приготовить. А вот уж когда одна вода – это плохо.
– Пословицы, поговорки, крылатые фразы, пришедшие из литературы, украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить свою мысль. А чтобы правильно употреблять их в речи нужно знать, о чем они и как правильно говорятся. Давайте, вспомним те, которые мы чаще всего говорим.
Игра – разминка “Найди пару” Предлагаются 14 пар, по половине пословице. Начинает тот, у кого на карточке стоит цифра 1, это первая половинка, а отвечает вторая. Слушайте внимательно.
|
|
– Работать будем по группам.
(Разбиться на группы с помощью цветных фишек.)
Аукцион. “Кто больше”.
(Предлагаются темы по группам, нужно как можно больше подобрать пословиц и фразеологизмов с этими словами.)
- Голова
- Глаз
- Как
- Рука
Пословицы и поговорки с животными.
– Запишите фразеологизмы (пословицы) связанные с этими представителями животного мира
- Мышь, свинья.
- Курица, кот.
- Медведь, волк.
(На экране. Каждой группе по 2 слова.)
Игра: “Каждой картинке своя подпись”.
– Много пословиц в нашу речь пришло из наблюдений жизни человека, его умения общаться, работать, жить в семье, одеваться, иметь определенную позицию. Эти выражения стали меткими, даже характеристиками в некоторых случаях. Не нужно много говорить – скажи пословицу и все будет понятно.
– Итак, скажи пословицу. (На экране.)
Демонстрация пословиц в рисунках. Их нужно прочитать, работа фронтальная для всех.
Подготовка к проектам.
– Многие крылатые слова появились вместе с великими историческими событиями, но мы тоже их говорим, а с чем они связаны?
(Выступают заранее подготовленные дети.)
- Узнать подлинную правду, узнать всю подноготную.
- Работать спустя рукава.
- Незваный гость – хуже татарина.
- Пусто, словно Мамай прошел.
- Погиб, как швед под Полтавой.
- Голодный француз и вороне рад.
– А сейчас, каждая группа получит задание и тему своей работы.
(Слово учителя о целях и задачах. Темы лежат в конвертах, там же бланки с пословицами.)
Задания в пакетах:
- Составить список пословиц по теме. (1 группа – литературные, 2 группа – связанные с мифологией, 3 группа – исторические.)
- По одной из них написать небольшой рассказ (употребив эту пословицу).
- Проиллюстрировать ее.
- Найти толкование в словаре.
- Защитить проект.
Пословицы и поговорки для проектов.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- Ящик Пандоры.
- Работать спустя рукава.
- Танталовы муки.
- А ларчик просто открывался.
- Держать нос по ветру.
- Лететь на всех парусах.
- Ай! Моська! Знать она сильна, что лает на слона.
- Незваный гость – хуже татарина.
- Свинью подложить.
- Сизифов труд.
- Делить шкуру неубитого медведя.
- Рыльце в пуху (пушку)
- Авгиевы конюшни
- Ахиллесова пята.
- Посадить в калошу.
- Быть не в свое тарелке (лодке).
- Доброе слово человеку – как дождь в засуху.
- Кто много болтает – тот на себя беду накликает
– На доску вывешивается план выполнения работы.
- Распределить обязанности в группе – (кто пишет рассказ, кто рисует, кто делает подпись, кто распределяет пословицы, работает со словарями).
- Оформите газету.
- Приготовьтесь защитить свой проект. Желаем успехов.
Инструкция – 2.
– Для выполнения работы у вас на столах есть все необходимое, (краски, фломастеры, ватман, клей, ножницы, словари, открытки)
– Время работы 25 мин, резерв + 5 мин. Защита проектов 5-7 мин.
Защита проектов. Каждой группе 5 – 7 мин.
– Подведение итогов.
– Как ваше настроение после работы?
– Что нового, интересного вы узнали для себя?
– Удалась ли вам работа в группе, как вы работали?
– Как можно объяснить пословицу “Слово не воробей, вылетит, не поймаешь”?
Заключение.
– “А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” – так говорил о русских пословицах А.С.Пушкин. Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной. Учите новые пословицы, учитесь понимать их смысл и иносказание, старайтесь употреблять в речи. Пословицы, поговорки – это история языка, история Родины.
Использованная литература:
- Старинные русские пословицы и поговорки. Школьная библиотека. Москва “Детская литература” 1983 г.
- Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. Москва “Просвещение” 1972. Составитель и автор пояснительных статей Ф.М.Селиванов.
- Владимир Бахтин. От былины до считалки. Ленинград. Изд. “Детская литература” 1982.
- Начальная школа № 1 1996 г. Стр.35 “Литературное развитие младших школьников средствами фольклора” На материале пословиц.
- Русский язык в школе. № 2 1992 стр. 16 “Работа над фразеологизмами и повышение культуры речи учащихся”.
- Русский язык в школе. № 2 1993. Стр. 61. “Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов”.
- Дидактический материал по русскому язык. 4 класс. “Просвещение” Л.М. Зеленина. Т.Е.Хохлова. “В мире слов”.