Урок русского языка в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5-м классе"

Разделы: Русский язык


Тема: Имя прилагательное как часть речи. (Повторение изученного в 5-м классе.)

Цели урока:

- повторить грамматические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль, правописание безударных падежных окончаний;
- воспитывать любовь к прекрасному, к Родине.

Работа по развитию речи: обогащение речи учащихся за счёт использования в ней имён прилагательных.

Повторение:

- проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- синтаксический разбор предложения;
- синонимы.

Оборудование:

- демонстрационная таблица безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- интерактивная доска;
- презентация к уроку. (Приложение 1)

Ход урока

I. Оргмомент

- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите число.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5-м классе.

II. Слово учителя

- Цель нашего урока - повторить всё, что мы знаем об имени прилагательном, и выяснить: для чего они используются в речи.

Ребята! Сегодня я хотела бы начать наш урок строками известного вам стихотворения А.С. Пушкина:

А нынче…  погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

- О чём это стихотворение? (О природе.) К этому стихотворению мы вернёмся в конце урока.

Наш урок мы посвящаем сегодня природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы будем говорить о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

А теперь обратимся к тексту, написанному на доске. Послушайте его.

III. Комплексный анализ текста

Над глубок… свеж… снегами огромн… и удивительно нежн... небо. Такие ярк... радостн... краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж... снегом и зелён... бором. (И. Бунин)

Задания к тексту:

1. К какому стилю относится этот текст? (К художественному.)
2. Тип речи – описание, повествование, рассуждение?
3. Какую картину рисует автор в тексте? (Рисует образную картину зимнего утра.)
4. Какие слова помогают нам ярче представить эту картину? Назовите их.
5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?
6. Дать определение имени прилагательного.
7. Какие признаки предметов обозначают прилагательные? (Цвет, форма, размер.)
8. С какой частью речи связано имя прилагательное и почему?
9. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Обратите внимание на таблицу. (Демонстрационная таблица.)

Как проверить безударные падежные окончания прилагательных?

Работа в тетрадях

1. Списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных, подчеркните орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова».

У доски работает 1 ученик.

В это же время:

1 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение №1);

2 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение № 2);

3 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение №3).

(Взаимопроверка.)

2. Синтаксический разбор предложения.(3-е предложение текста.)

У доски работает 1 ученик.

В это время ведётся индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.

Задание: Просклонять указанные на карточках словосочетания существительное + прилагательное. (Проверку карточек осуществляют ученики-консультанты.)

(Приложение 2)

Вывод: Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

- А теперь сравним наши выводы с правилом в учебнике. (Чтение теоретических сведений об имени прилагательном, данных в учебнике.)

IV. Работа с учебником

Из упражнения № 251 выписать только имена прилагательные, выделить орфограммы. (Проверка с помощью интерактивной доски.)

- Сделайте вывод о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.

V. Выборочный диктант

Задание: Выпишите словосочетания сущ. + прилаг., выделите окончания прилагательных, определите их род, число, падеж.

Холодная ветреная погода сменилась теплыми солнечными днями. Бесчисленные звезды горели на темном январском небе.

- Выделите орфограмму: «Проверяемая безударная гласная в корне слова».

VI. Словарная работа

- Мы продолжаем наш разговор о природе. И из мира художественного слова перенесёмся в мир изобразительного искусства.

Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж». (Проецируется на интерактивной доске.)

- Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?

- В чём сходство между пейзажем, описанным в тексте и на картине?

- Запишите новые слова:

Лазóревый, лилóвый, сапфúровый, корáлловый.

- Вспомните, какими способами можно дать лексическое толкование слову? (Работа с толковыми словарями.)

- Запишите к каждому слову синоним. Что называется синонимами?

VII. Творческая работа

Вставить в предложение прилагательные, используя новые слова, чтобы получилось описание картины.

В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник ... неба, ... берёз, ... веток и … теней на  ... снегу.

Индивидуальные задания:

1. Написать зарисовку на тему «Зима», используя эпитеты. (2 ученика.)
2. Индивидуальные задания по карточкам: из предложенных слов составить предложения, ставя прилагательные в нужной форме. (3 ученика.)

(Приложение 3)

Проверка:

1. Зачитать сочинение на тему «Зима».
2. Зачитать описание картины.

(Проверку индивидуальных заданий по карточкам проверяют ученики-консультанты).

VIII. Итог

1. Что мы сегодня повторили об имени прилагательном?

2. Для чего мы используем их в речи? (Для обозначения признака предмета, передачи впечатления от увиденного, они делают нашу речь ярче, богаче.)

- И не случайно я в начале урока прочла стихотворение А.С. Пушкина, которое является образцом художественного слова.

- Что использует Пушкин для создания яркой, образной картины зимнего утра? (Прилагательные.)

- Как эти прилагательные называют в поэтической речи? (Эпитеты.)

- Наши наблюдения, ребята, вы используете на уроке развития речи.

IX. Домашнее задание

1 группа - выписать из художественного текста 3 предложения с именами прилагательными, обозначить их род, число, падеж.

2 группа - упражнение 248 (1, 2, 3 предложения).

X. Оценки за урок