Тема: Имя прилагательное как часть речи. (Повторение изученного в 5-м классе.)
Цели урока:
- повторить грамматические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль, правописание безударных падежных окончаний;
- воспитывать любовь к прекрасному, к Родине.
Работа по развитию речи: обогащение речи учащихся за счёт использования в ней имён прилагательных.
Повторение:
- проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- синтаксический разбор предложения;
- синонимы.
Оборудование:
- демонстрационная таблица безударных падежных окончаний имён прилагательных;
- интерактивная доска;
- презентация к уроку. (Приложение 1)
Ход урока
I. Оргмомент
- Здравствуйте! Садитесь. Откройте тетради, запишите число.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5-м классе.
II. Слово учителя
- Цель нашего урока - повторить всё, что мы знаем об имени прилагательном, и выяснить: для чего они используются в речи.
Ребята! Сегодня я хотела бы начать наш урок строками известного вам стихотворения А.С. Пушкина:
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
- О чём это стихотворение? (О природе.) К этому стихотворению мы вернёмся в конце урока.
Наш урок мы посвящаем сегодня природе. Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы будем говорить о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.
А теперь обратимся к тексту, написанному на доске. Послушайте его.
III. Комплексный анализ текста
Над глубок… свеж… снегами огромн… и удивительно нежн... небо. Такие ярк... радостн... краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свеж... снегом и зелён... бором. (И. Бунин)
Задания к тексту:
1. К какому стилю относится этот текст? (К художественному.)
2. Тип речи – описание, повествование, рассуждение?
3. Какую картину рисует автор в тексте? (Рисует образную картину зимнего утра.)
4. Какие слова помогают нам ярче представить эту картину? Назовите их.
5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?
6. Дать определение имени прилагательного.
7. Какие признаки предметов обозначают прилагательные? (Цвет, форма, размер.)
8. С какой частью речи связано имя прилагательное и почему?
9. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
- Обратите внимание на таблицу. (Демонстрационная таблица.)
Как проверить безударные падежные окончания прилагательных?
Работа в тетрадях
1. Списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных, подчеркните орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
У доски работает 1 ученик.
В это же время:
1 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение №1);
2 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение № 2);
3 ряд – род, число, падеж прилагательных (предложение №3).
(Взаимопроверка.)
2. Синтаксический разбор предложения.(3-е предложение текста.)
У доски работает 1 ученик.
В это время ведётся индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.
Задание: Просклонять указанные на карточках словосочетания существительное + прилагательное. (Проверку карточек осуществляют ученики-консультанты.)
Вывод: Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
- А теперь сравним наши выводы с правилом в учебнике. (Чтение теоретических сведений об имени прилагательном, данных в учебнике.)
IV. Работа с учебником
Из упражнения № 251 выписать только имена прилагательные, выделить орфограммы. (Проверка с помощью интерактивной доски.)
- Сделайте вывод о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.
V. Выборочный диктант
Задание: Выпишите словосочетания сущ. + прилаг., выделите окончания прилагательных, определите их род, число, падеж.
Холодная ветреная погода сменилась теплыми солнечными днями. Бесчисленные звезды горели на темном январском небе.
- Выделите орфограмму: «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
VI. Словарная работа
- Мы продолжаем наш разговор о природе. И из мира художественного слова перенесёмся в мир изобразительного искусства.
Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимний пейзаж». (Проецируется на интерактивной доске.)
- Как вы думаете, какое время суток изобразил художник?
- В чём сходство между пейзажем, описанным в тексте и на картине?
- Запишите новые слова:
Лазóревый, лилóвый, сапфúровый, корáлловый.
- Вспомните, какими способами можно дать лексическое толкование слову? (Работа с толковыми словарями.)
- Запишите к каждому слову синоним. Что называется синонимами?
VII. Творческая работа
Вставить в предложение прилагательные, используя новые слова, чтобы получилось описание картины.
В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала небывалый праздник, - праздник ... неба, ... берёз, ... веток и … теней на ... снегу.
Индивидуальные задания:
1. Написать зарисовку на тему «Зима», используя эпитеты. (2 ученика.)
2. Индивидуальные задания по карточкам: из предложенных слов составить предложения, ставя прилагательные в нужной форме. (3 ученика.)
Проверка:
1. Зачитать сочинение на тему «Зима».
2. Зачитать описание картины.
(Проверку индивидуальных заданий по карточкам проверяют ученики-консультанты).
VIII. Итог
1. Что мы сегодня повторили об имени прилагательном?
2. Для чего мы используем их в речи? (Для обозначения признака предмета, передачи впечатления от увиденного, они делают нашу речь ярче, богаче.)
- И не случайно я в начале урока прочла стихотворение А.С. Пушкина, которое является образцом художественного слова.
- Что использует Пушкин для создания яркой, образной картины зимнего утра? (Прилагательные.)
- Как эти прилагательные называют в поэтической речи? (Эпитеты.)
- Наши наблюдения, ребята, вы используете на уроке развития речи.
IX. Домашнее задание
1 группа - выписать из художественного текста 3 предложения с именами прилагательными, обозначить их род, число, падеж.
2 группа - упражнение 248 (1, 2, 3 предложения).
X. Оценки за урок