Цель: сформировать знания о временных формах глагола.
Задачи:
- образовательные: познакомить с изменениями глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы;
- развивающие: развивать умение работать с текстом, делать выводы; обогащать словарный запас и развивать речь учащихся;
- воспитательные: умение анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы, формирование способностей задавать вопросы и умение находить ответы.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2.Автор: Рамзаева Т.Г., тетради, листы с текстом, кружки для обозначения цветом своего настроения, магнитная доска.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "пять"! (Проверка готовности к уроку. Запись числа.)
II. Минутка чистописания.
- Прочитайте написанные на доске слова:
Якорь, Зоя, бильярд, объявляет.
-Сегодня мы будем писать букву, которая обозначает в данных словах два звука.
-Какая это буква? Почему она обозначает два звука?
Дети: Мы будем писать букву Я. В слове якорь стоит в начале слова, в слове Зоя- после гласной, бильярд- после мягкого знака, объявляет - после твердого знака.
-Пропишите - Яя.
-Обратите внимание на нижнее соединение.
III. Словарная работа.
-Прочитайте слова, написанные на доске:
:бъ:сняет, :г:рчал, г:л:дает, пр..ж:вём, :д...чали.
-Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Дети: слово объясняет- приставка об, в корне безударная гласная -я, проверочное слово -ясно; слово огорчал- приставка о, в корне безударная гласная о- проверочное слово - горечь; слово голодает, безударные гласные о, проверочные слова - голод, голодный; слово проживем приставка про, в корне жи -ши; слово одичали- приставка -о, безударная гласная и, проверочное слово - дичь.
IV. Стадия вызова.
-Какой частью речи являются данные слова?
Дети: Глаголы.
- Что вы знаете о глаголе?
Дети: Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что делают? Что сделают? и т.д.
Дети: Глаголы изменяются по числам.
Дети: В предложении бывает сказуемым.
-Разделите данные глаголы на группы. Запишите в тетради.
Заслушиваются ответы детей.
1 вариант: данные слова можно распределить на две группы в зависимости от числа.
объясняет
проживем
огорчал
одичали
голодает
2 вариант: данные слова можно распределить в зависимости от количества слогов.
объясняет
огорчал
голодает
проживём
одичали
3 вариант: данные слова можно распределить на три группы в зависимости от времени глагола.
огорчал
объясняет
проживем
голодает
(Могут быть и ещё варианты)
-Все ваши ответы правильные, молодцы! Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на третий вариант группировки слов.
-Кто сможет объяснить по какому грамматическому признаку глагола разделены слова?
(Этот вопрос у большинства детей в классе вызовет затруднение).
-Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобятся новые знания.
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Дети: Времена глагола.
-Правильно, понятие о временных формах глагола.
-А чему будем учиться на уроке?
Дети: Учиться определять времена глагола.
-Как вы думаете, что такое время глагола?
-Сколько временных форм у глагола в русском языке?
-Какие вы знаете временные формы глагола?
-Обдумайте свои предположения и запишите на листочках. Обсудите со своим соседом и подготовьте ответ.
"Дерево предсказаний"
Ребята не просто высказывают предположения, но и аргументируют их: "Я так думаю, потому что:"
По ходу выступления детей учитель фиксирует на доске предположения учащихся. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные мнения.
V. Стадия осмысления.
1. Прием "Инсерт"
На столах у каждого ребенка листы с текстом.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:
V - эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Временные формы глагола.
В русском языке существуют формы трех времен: настоящего времени, прошедшего и будущего времени.
Формы времени глагола выражают отношение действия к моменту речи.
Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?
Например: На всех парах несется (что делает?) поезд, колеса вертит (что делает?) паровоз. (Б. Пастернак)
Формы прошедшего времени показывают, что действие предшествует моменту речи.
Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Что сделала? Что делали? Что сделали?
Например: Река (что сделала?) вышла из берегов. Она (что сделала?) затопила прибрежные луга.
Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи.
Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать? Что сделает? Что будут делать?
Например: Настанут (что сделают?) холода, осыплется (что сделает?) листва и льдом покроется (что сделает?) река.
Чтение текста закончено.
- А сейчас вернитесь к своим предположениям и, если необходимо, внесите изменения.
- Давайте и с доски уберем неверную информацию.
- Какие новые сведения для себя вы отметили?
Дети: Время глагола - это когда формы времени выражают отношение действия к моменту речи.
Дети: Существуют три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее время.
Дети: Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи.
Дети: Формы прошедшего времени показывают, что действие предшествует моменту речи.
Дети: Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдет после момента речи.
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
Дети: Как узнать время глагола?
-Кто сможет ответить?
Дети: Надо к глаголу задать вопрос от главного слова и с помощью вопроса определить время.
-Узнали вы, что такое время глагола? (да, отношение действия к моменту речи).
-А узнали вы, сколько временных форм у глагола?
- На какие вопросы отвечает каждая временная форма глагола?
-Как на письме будем записывать названия временных форм глагола?
-А теперь вернемся вновь к предыдущему заданию.
-По какому грамматическому признаку глагола разделены слова.
Дети: Это временные формы глагола: настоящее время, прошедшее время и будущее.
-Назовите группы глаголов по временам.
-Правильно, умнички!
Физминутка.
2. Первичное закрепление.
- Прочитайте слова. Сгруппируйте слова в соответствии с темой урока.
- Как узнать время глагола? (Надо задать вопрос)
На доске слова:
Чернеет, выпьет, съела, убегает, посеял, сошьет, поджарила, будет лить, выпрямляют.
- Что заметили общего в словах каждой группы?
Дети: У глаголов прошедшего времени суффикс л.
Дети: У глаголов будущего времени употребляется слово будет.
Дети: У глаголов настоящего времени встречается окончание -ет и - ют.
-Верно, это тоже подсказка в определении времени глагола.
3. Самостоятельная работа.
Упражнение 558.
Дятла ты, наверное, видел. А если не видел, то обязательно слышал.
С утра до позднего вечера работает дятел. Он упирается в ствол упругим хвостом и долбит дерево крепким клювом. А потом длинным клейким языком достает вредных насекомых из отверстия.
(По книге "Что такое? Кто такой?".)
а) Прочитай текст.
-Какова главная мысль?
-Как озаглавим текст ?
Дети: Дятел уничтожает вредных насекомых на деревьях, тем самым спасает деревья от гибели.
Дети: Лесной доктор. Дятел.
б) - Выпиши глаголы из текста и определи время.
-Как узнать время глагола?
Самопроверка с опорой на схему с правильным ответом на доске.
Видел, слышал, работает, упирается, долбит, достанет
Физминутка
4. "Лови ошибку"
-Прочитайте пословицы. Найдите и исправьте ошибки.
На доске.
Трус своей лени боится.
Яйца куницу не учат
Терпение и пруд все перетрут.
Нашла коза на камень.
Дети называют ошибки и исправляют красным мелом на доске.
-Запишите эти пословицы в порядке формулирования правила об изменении глаголов по временам.
Проверка
-В какой последовательности должны записать пословицы?
Дети: первыми, в которых глаголы стоят в настоящем времени, вторыми - прошедшее время, третьими - будущее время.
-Зачитайте пословицы в таком порядке.
Трус своей тени боится.
Яйца курицу не учат.
Нашла коса на камень.
Терпение и труд все перетрут.
-Итак, назовите известные вам грамматические признаки глагола, т.е. как изменяются глаголы?
Дети: Глаголы изменяются по числам. Они могут быть единственного числа и множественного.
Дети: Глаголы изменяются по временам. Они могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.
-Что показывает каждая временная форма глагола?
-На какие вопросы отвечает каждая временная форма глагола?
-Как узнать время глагола?
Физминутка.
VI. Итог урока. Стадия рефлексии.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Как по - вашему мнению, где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?
-Заканчивая урок, давайте обобщим и систематизируем информацию о глаголе, которую узнали.
-Напишите на листочках , что вы узнали об изменении глагола.
-Обсудите со своим соседом вашу информацию и дайте общий ответ.
Составление кластера.
Заслушивание ответов каждой пары.
По мере выступления детей на доске появляется кластер (заранее заготовить отдельные блоки кластера на листах, что-то непредусмотренное можно будет дописать мелом.).
Дети сами из этих блоков строят кластер на доске - выступил - добавил свою запись, блок.
-Что понравилось на уроке? (Составлять кластер, работать с текстом, определять время глагола и т.д.)
-Чему учились на уроке?
-С какими трудностями столкнулись? (трудно подбирать вопросы:)
-Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
Дети: У любого ли глагола можно определить время? Есть ли другие формы глагола? и т.д.
-А вот ответы на эти вопросы вы узнаете на следующем уроке, на котором мы познакомимся еще с одной интересной формой глагола.
- Выставление оценок.
- Выберите из конверта кружок такого цвета, каким бы обозначили свое настроение в конце урока.
VII. Домашнее задание: выучить времена глагола, выполнить упражнение 560.