Цель: познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного и предложного падежей имен существительных множественного числа; развивать навык правописания окончаний в данных падежах; систематизировать знания учащихся о имени существительном; формировать у учащихся способность к взаимодействию с другими учащимися; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: критерии самооценки учащихся, логико-структурная модель урока, дидактический материал для учащихся; Учебник "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой 4 класс.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Отчет руководителей групп о выполнении домашнего задания.
Дети читают творческие сочинения - описание лошади.
Этюд-беседа о животноводстве родного края.
-Самооценка.
2. Выравнивание знаний о существительном.
-Заполнение логико-структурной модели. (Рисунок 1)
-Игра "Мельница"
Первая группа называет падеж.
Вторая - вопросы.
Третья - слово.
Четвертая - род и склонение.
-Самооценка.
3. Мотивация и постановка учебной задачи.
На доске написаны слова. По какому принципу подобраны слова?
- деревням, деревнями, о деревнях
- сёлам, сёлами, о сёлах
- городам, городами, о городах
-Определите тему нашего урока (Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе)
II. Операционально-исполнительский этап.
1. Массаж рук.
Что такое? Что мы слышим? А теперь пошел сильней
Это дождь стучит по крыше. И по крыше бьет сильней
(Постучать в кулачки) (Удары подушечками пальцев)
2. Чистописание.
-ККК // К//К//К
Книг заветные страницы помогают людям жить.
-Списать предложение.
- выделить грамматическую основу предложения и разобрать по частям речи.
-слово страницы разобрать, как часть речи.
3. Прочитайте слова, определите падеж, выделите окончания.
- деревням, деревнями, о деревнях
- сёлам, сёлами, о сёлах
- городам, городами, о городах
В тетради составляется схема.
Д.п. (кому? чему?)-ам, -ям
Т.П. (кем? чем?) -ами, -ями
П.п. ( о ком? о чём?) -ах, -ях
Дети делают вывод об окончаниях существительных в данных падежах.
-Самооценка.
4. Физминутка.
Учитель называет существительные. Если существительное в дательном падеже, то дети приседают, в творительном - хлопают, в предложном - топают.
Деревьями, о зеркалах, героям, городами, ребятам, о гостях.
5. Наблюдение над существительными в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.
- Учитель диктует существительные в именительном падеже единственного числа, ребята первой группы запишут их в дательном падеже множественного числа, второй - в творительном, третьей - в предложном, четвертой - в дательном.
Лягушка, черепаха, конь, зеркало, лошадь.
-Самооценка.
6. Работа по учебнику. Упражнение 262, стр.116. (Работа в группах)
Каждая группа списывает свое предложение, определяет падеж выделенных существительных.
Проверка. Как вы понимаете пословицу?
(Этюд - беседа о дружбе народов)
-Самооценка.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1) Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного.
2) Проговаривание усвоенного во внутренней речи.
3) Общая самооценка за весь урок.
IV. Домашнее задание:
1) Упр. 266
2) Ответить на вопрос, что получают из нефти?