Урок русского языка в 4-м классе по технологии творческого развития А.З. Рахимова на тему "Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с особенностями дательного, творительного и предложного падежей имен существительных множественного числа; развивать навык правописания окончаний в данных падежах; систематизировать знания учащихся о имени существительном; формировать у учащихся способность к взаимодействию с другими учащимися; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: критерии самооценки учащихся, логико-структурная модель урока, дидактический материал для учащихся; Учебник "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой 4 класс.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Отчет руководителей групп о выполнении домашнего задания.

Дети читают творческие сочинения - описание лошади.

Этюд-беседа о животноводстве родного края.

-Самооценка.

2. Выравнивание знаний о существительном.

-Заполнение логико-структурной модели. (Рисунок 1)

-Игра "Мельница"

Первая группа называет падеж.

Вторая - вопросы.

Третья - слово.

Четвертая - род и склонение.

-Самооценка.

3. Мотивация и постановка учебной задачи.

На доске написаны слова. По какому принципу подобраны слова?

  • деревням, деревнями, о деревнях
  • сёлам, сёлами, о сёлах
  • городам, городами, о городах

-Определите тему нашего урока (Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе)

II. Операционально-исполнительский этап.

1. Массаж рук.

Что такое? Что мы слышим? А теперь пошел сильней

Это дождь стучит по крыше. И по крыше бьет сильней

(Постучать в кулачки) (Удары подушечками пальцев)

2. Чистописание.

-ККК // К//К//К

Книг заветные страницы помогают людям жить.

-Списать предложение.

- выделить грамматическую основу предложения и разобрать по частям речи.

-слово страницы разобрать, как часть речи.

3. Прочитайте слова, определите падеж, выделите окончания.

  • деревням, деревнями, о деревнях
  • сёлам, сёлами, о сёлах
  • городам, городами, о городах

В тетради составляется схема.

Д.п. (кому? чему?)-ам, -ям

Т.П. (кем? чем?) -ами, -ями

П.п. ( о ком? о чём?) -ах, -ях

Дети делают вывод об окончаниях существительных в данных падежах.

-Самооценка.

4. Физминутка.

Учитель называет существительные. Если существительное в дательном падеже, то дети приседают, в творительном - хлопают, в предложном - топают.

Деревьями, о зеркалах, героям, городами, ребятам, о гостях.

5. Наблюдение над существительными в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.

- Учитель диктует существительные в именительном падеже единственного числа, ребята первой группы запишут их в дательном падеже множественного числа, второй - в творительном, третьей - в предложном, четвертой - в дательном.

Лягушка, черепаха, конь, зеркало, лошадь.

-Самооценка.

6. Работа по учебнику. Упражнение 262, стр.116. (Работа в группах)

Каждая группа списывает свое предложение, определяет падеж выделенных существительных.

Проверка. Как вы понимаете пословицу?

(Этюд - беседа о дружбе народов)

-Самооценка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1) Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного.

2) Проговаривание усвоенного во внутренней речи.

3) Общая самооценка за весь урок.

IV. Домашнее задание:

1) Упр. 266

2) Ответить на вопрос, что получают из нефти?