Цели:
1. Обучающие:
1) закрепить умение решать задачи разными способами;
2) отработать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;
3) повторить табличные случаи умножения и деления на однозначное число.
2. Развивающие: развивать логическое мышление; память,
3.Воспитывающие: формировать познавательный интерес к математике, осуществлять дифференцированный подход к обучению внимание, математическую речь, умение работать в парах, интерес к истории нашей Родины, уважение к защитникам Отечества; повторить правила дорожного движения, воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради.
Оборудование: карта следования по маршрутам, схемы примеров, задач, красные и жёлтые звёздочки, рабочие тетради, картинки легковых и грузовых машин, офтальмологический тренажёр для глаз, индивидуальные карточки, магнитофон, пилотки, погоны, ангелочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот и снова наш звонок, Пригласил нас на урок.
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их! Повернитесь к ним лицом. Поздоровайтесь кивком головы. Молодцы!
II. Подготовка к восприятию нового:
Учитель: - Вы уже знаете, что сейчас в нашей школе проходит месячник военно-патриотической и спортивно массовой работы. Продолжим участие в нём нашим необычным уроком.
- Давайте настроимся на работу! Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, ваши лица. Надеюсь, что сегодняшний урок всем принесёт радость и удачу.
- Сегодня вы все курсанты, а я руководитель учебного сбора, поэтому мы так одеты.
Учитель:
- Рота, равняйся, смирно! Товарищи курсанты, накануне Дня защитника Отечества мы проводим учебные сборы. Цель учений: отработать тактику решения задач разными способами. Для выполнения поставленных целей взводу №1 занять свои позиции! Взводу №2 занять свои позиции! Взводу №3 занять свои позиции! (Взводы укомплектованы по уровню способностей.)
III. Работа над темой урока.
- Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями.
Цель первая: проверка домашнего задания.
– Командирам взводов доложить о выполнении домашнего задания.
Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора - взвод №1с домашним заданием справились все!
Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора – взвод №2 с домашним заданием справились все!
Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора – взвод №3 с домашним заданием справились все!
-Приступаем к проверке домашнего задания.
- Курсанту взвода №1 доложить о вашем домашнем задании.
- Нам нужно было решить примеры. –
-Называем только ответы.
- Курсанту взвода №2 доложить о вашем домашнем задании.
- Нам нужно было решить примеры и придумать ещё три примера по образцу.
– Называем только придуманные вами примеры.
Ученик: (54 – 30): 8 72 + 8: 10 81: (67 – 5)
- Курсанту взвода №3 Пестовникову Сергею доложить о вашем домашнем задании.
Ученик: - Нам нужно было составить по три примера к каждой схеме.
(… +…): …=… (… - …)+(… - …) ((… - …)+): …=…
Учитель: - Называем составленные примеры.
Учитель:
-Всем взводам выражаю благодарность за выполнение домашнего задания.
- Домашние тетради отложили в сторону. Перед собой положили выданные тетради №2. Наш конкурс продолжается. Посмотрели и подняли руки у кого 3,4,5 звёздочек. Молодцы! Остальным подтянуться!
Цель вторая:
1. Минутка чистописания.
- Кодовый номер наших учений число 23. (Оно записано на доске.)
Почему?
Ученик: - Приближается праздник День защитника Отечества.
- Курсанту, Дергоусовой Юлии, доложить подготовленную информацию.
Ученик: (историческая справка) - 23 февраля 1918 года только что созданная Рабоче-крестьянская Красная армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной армии.
После Великой Отечественной войны наши вооружённые силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота.
С распадом Советского Союза с марта 1995 года день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества.
- Открыли тетради, отсчитали 4 клеточки, записали число, классная работа. – Сигнал готовности! Сели правильно. Записать это число через клеточку.
Третья цель: отработка вычислительных навыков.
Учитель “снимает маскировку с первой цели”, открывая на доске запись:
70 – 35 |
63 + 7 |
18 + 9 |
58 – 5 |
-Повторяем математическую терминологию. – Как иначе прочитать первое выражение.
Ученики читают выражения, используя изученную математическую терминологию. Например, первое выражение можно прочитать следующим образом:
а) из числа 70 вычесть 35, получится 35;
б) разность чисел 70 и 35 равна 35;
в) уменьшаемое 70, вычитаемое 35, разность равна 35;
г) число 70 уменьшить на 35, получится 35 и т. д.
Во время работы над последним выражением идёт усложнение задания.
- Внимание взводу№2
- Прочитайте новое выражение и вычислите его значение: 58 – 5 + 3.
Ученик:- Считаю всё по порядку, потому что нет скобок.
-Внимание взводу №3
- Как надо изменить последнее выражение, чтобы его значение стало равно 50?
Ученик: - Надо поставить скобки: 58 – (5 + 3)
. Учитель: - Прочитайте полученное выражение.
2. Решение закодированных примеров.
- Перед вами математическая, цифровая карта. Нужные числа представлены в таблице. – А это закодированные примеры. Их нужно раскодировать и решить!
- Работать будем необычным образом. Каждый из вас сможет побывать и учителем, и учеником. Хотите попробовать?
Ученики: - Да!
Учитель: - Работать будем в парах. – Поприветствуйте друг друга рукопожатием! - Задача учителя - проверять ученика. Задача ученика – быстро и правильно решить.
- Если правильно, то учитель говорит “Правильно” и сигнал. Если нет “Пересчитай”!
- Прежде, чем приступим к работе в парах, нам нужно договориться о правилах.
Учитель: - Как будем работать?
Ученик: - Быть доброжелательными;
- Говорить шёпотом;
- Слушать команду учителя.4.Гимнастика для глаз. Учитель:
- Далее на маршруте следования встречается знак “Пункт первой медицинской помощи”.
- Для лучшего видения конечной цели наших сборов медицинской сестре, Дабижа Виктории, провести работу с курсантами по офтальмологическим тренажерам.
Ученица в форме медсестры проводит гимнастику для глаз.
Ученица:
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево по быстрей.
И закроем их скорей.
Учитель: Теперь вы все отдохнули.
Новая забота:
Нужно сделать на “отлично”
Классную работу
А теперь по красному кругу пробежим,
И по синему глазами вниз.
Зелёную восьмёрку нарисуем быстро,
И по светло-коричневому вверх-вниз, влево-вправо.
И опять на красный быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
V. Основная часть урока.
Учитель:
1. – Для достижения главной цели по отработки практики решения задач разными способами нам надо отправиться к месту назначения на автобусах. Для этого отправляемся в автопарк.
Дети читают задачу:
В автобусном парке было 78 автобусов. Сначала на маршруты вышло 30 автобусов, а потом ещё 40. сколько автобусов осталось в парке?
Проводится работа по анализу текста задачи. Затем из-под “маскировки” появляется краткая запись задачи:
Было – 78 авт.
Вышло – 30 авт. и 40 авт.
Осталось – ? авт.
Учащимся предлагается записать решение данной задачи по действиям в черновиках. Тем, кто справился с первым способом решения задачи, учитель предлагает решить задачу вторым способом.
Затем проверяется решение этой задачи: снимается “маскировка”, открывая на доске запись:
1 с п о с о б
1) 78 – 30 = …
- … – 40 = …
2 с п о с о б
1) 30 + 40 = …
2) 78 – … = …
- Какой из данных способов решения задачи правильный?
Ученик: - Оба способа верны.
-А можно ли эту задачу решить третьим способом?
Ученик: -Да!
3 с п о с о б:
1) 78 – 40 = ,,,
2) ,,, – 30 = ...
Правильность записи выражений проверяется по следующим схемам:
- … - … - …
- … - (… + …)
- Почему схем две, а способов решения задачи три?
Ученик: - Первая схема соответствует двум способам решения задачи.
2. – Мы отправляемся дальше по маршруту. На пути следования мы увидели знак “Дети”. Что означает этот знак? Где он ставиться?
Ученик: - Этот знак ставится вблизи детских учреждений.
Учитель:- Вот и сейчас мы находимся около детского сада. Давайте познакомимся с ребятами. Для этого прочитайте самостоятельно задачу: “В одной группе детского сада было 20 детей, а в другой – на 3 человека меньше. Сколько всего детей было в двух группах?”
Учитель предлагает решить эту задачу самостоятельно, а при проверке использует запись под “маскировкой”.
(20 – 3) + 20
20 + (20 + 3)
- Какое решение верное?
-Какая ошибка во второй записи?
- Как её исправить?
- Можно ли сказать, что это два способа решения задачи?
- Чем различаются эти выражения?
Ученик: - Это один способ решения данной задачи, только в записи решения использовали перестановку слагаемых, что не сказалось на результате суммы.
3. Физкультминутка.
- Уважаемые курсанты! Требуется ваша помощь. Надо доставить молоко детям в детский сад. Но далее по маршруту следования стоит необычный знак с изображением штанги на жёлтом фоне прямоугольника.
Ученик: - Рядом спортзал и пора заняться спортом.
Учитель:
- С целью улучшения физической подготовки курсанту Кагал Натальи провести физкультминутку.
Под песню “Идёт солдат по городу” В.Шаинского и М.Танича учащиеся выполняют комплекс упражнений.
4. – Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием доставим молоко малышам.
- Познакомьтесь с задачей: “В детский сад привезли два бидона с молоком по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?”
Ведётся работа по анализу текста задачи. Затем из-под “маскировки” появляется краткая запись условия задачи:
Привезли – 2 б. по 20 л
Выпили – 12 л
Осталось – ? л
Учитель:
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи, то есть узнать, сколько литров молока осталось?
Ученик: - Нет, не можем, так как ещё не знаем, сколько литров молока привезли.
Учитель:- А можем ли мы узнать, сколько литров молока привезли? Ученик: - Можем.
Учитель: - Как?
Ученик: - Мы сложим количество литров молока в двух бидонах. Учитель: - А затем сможем ли мы ответить на вопрос задачи?
Ученик: - Да. Для этого мы от того количества молока, которое привезли, вычтем молоко, которое выпили, и получится количество молока, которое осталось.
По мере рассуждения на доске появляется запись:
- … + … привезли
- … – … осталось
Учитель:
- Далее, уважаемые курсанты мы будем работать повзводно.
Взводу № 1 надо записать решение этой задачи по действиям, используя запись-подсказку на доске. Когда справитесь с заданием, получите дополнительный поёк в виде № 1 на с. 33.
Взводам № 2 и № 3 предлагается решить эту задачу вторым способом, используя запись-подсказку:
- … – … осталось в 1 бидоне;
- … + … осталось всего.
Учитель обращает внимание учеников на схемы выражений, записанных по данной задаче:
- … + … – …
- … – … – …
Учитель:
- Какая схема верная?
Ученик: - Первая. Она соответствует первому способу решения задачи. Учитель: - Как исправить вторую схему, чтобы она соответствовала второму способу решения задачи?
Затем с комментированием записываются два способа решения задачи выражениями.
Учитель:
5. – Товарищи курсанты! Благодарю вас за оказанную помощь в доставке молока детям. Теперь предлагаю отправиться в магазин игрушек за подарками.
Ученики читают задачу: “Утром в отделе игрушек было 12 легковых и 20 грузовых машинок. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?”
Учитель открывает “маскировку”.
Легковые машины |
Грузовые машины |
|
Было |
12 |
20 |
Продано |
8 |
12 |
Осталось |
? |
? |
- Выберите правильное решение и напишите решение на машинках: девочки – на легковых, то есть они узнают, сколько осталось продать легковых машинок, а мальчики решение задачи записывают на грузовых, то есть узнают, сколько осталось продать грузовых машинок. ( Рисунки машин были даны ученикам заранее.)
Учитель записывает на доске выражения:
20 – 12 |
12 – 8 |
12 + 20 |
8 + 12 |
Ученики выбирают выражения, являющиеся решением задачи, и записывают их на своих машинках-карточках.
Учитель:
-Что означает выражение 12 + 20?
Ученик: - Сколько всего машинок было в магазине.
Учитель: - Что означает выражение 8 + 12?
Ученик: - Сколько было продано машинок.
Учитель: - Так сколько же машинок продали?
Ученик: -20.
Учитель:
- Эти проданные 20 машинок вы, товарищи курсанты, подарите детям из детского сада, а сами пересядете из автобуса на личные автомобили, которые из игрушечных превращаются в настоящие. В полном составе, без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.
VI. Домашнее задание.
- Запись домашнего задания сегодня будет необычной. Найдите вверху на машинках - карточках записанный красной ручкой код. Это и будет ваше домашнее задание – с.98 №314. Откроем учебник на этой странице, прочитаем и разберём.
-Чем похожи?
Ученик:- Числовыми данными.
Учитель: - Чем различаются?
Ученик:- Вопросом.
VI. Итог урока. Разгадывание кроссворда.
- Какая цель была наших учений? - Тактику чего мы отрабатывали? (задач)
Учитель: - Кто выпил молоко за завтраком в детском саду? (дети)
Учитель: - Как решали задачи? (разными способами)
Учитель: - Мальчики в подарок получили, какие машины? (грузовые)
Учитель: - Какое слово получилось в красной рамочке? (итог)
-Вот мы, отгадав кроссворд, и подвели итог урока.
VII. Заключительная часть.
– Построились мальчики. Какое слово получилось? (спасибо)
- Я этим, словом благодарю вас за урок. Мне было приятно находиться в классе, где светились ваши глаза, радовали ваши улыбки.
Учитель: - Я хочу вас поздравить с наступающим праздником и пожелать всем счастья. А что такое счастье? Каждый понимает по-своему. Но я думаю, что все согласятся со словами А.П.Гайдара “… счастье – это жить в нашей стране, рядом с замечательными людьми…”
Учитель:- А я буду счастлива, если вы будете здоровы и в ваш адрес как можно чаще, будут произносить это волшебное слово “СПАСИБО”.
Учитель: - В знак моей благодарности, и в связи с наступающим праздником, я хочу вам и нашим гостям подарить ангелочков. Пусть они хранят вас от всех невзгод и приносят только СЧАСТЬЕ!
VIII. Диагностика урока.
:- Я приготовила для вас красные и желтые звёздочки. Из коробочки возьмите красную, если урок понравился, вам было интересно, вы узнали что-то новое. Жёлтую, если вы считаете, что что-то у вас не получилось.
:- Зажгите наши звёздочки. Я очень рада, что горят только красные.
- Я хочу, вам, сказать большое спасибо! Мне урок очень понравился. Он был какой-то сказочный, волшебный. И поздравить с наступающим праздником.
Учитель:
- Рота, подъём! Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены. За отличные результаты во время учений курсантам (учитель называет фамилии учеников) присваивается очередное звание с вручением звезды.
- Товарищи курсанты! Благодарю за службу! Поздравляю всех с наступающим праздником и за отличные успехи объявляю увольнительную на два дня.