Нетрадиционный урок математики во 2-м классе по теме "Решение задач разными способами. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обучающие:

1) закрепить умение решать задачи разными способами;

2) отработать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100;

3) повторить табличные случаи умножения и деления на однозначное число.

2. Развивающие: развивать логическое мышление; память,

3.Воспитывающие: формировать познавательный интерес к математике, осуществлять дифференцированный подход к обучению внимание, математическую речь, умение работать в парах, интерес к истории нашей Родины, уважение к защитникам Отечества; повторить правила дорожного движения, воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради.

Оборудование: карта следования по маршрутам, схемы примеров, задач, красные и жёлтые звёздочки, рабочие тетради, картинки легковых и грузовых машин, офтальмологический тренажёр для глаз, индивидуальные карточки, магнитофон, пилотки, погоны, ангелочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и снова наш звонок, Пригласил нас на урок.

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их! Повернитесь к ним лицом. Поздоровайтесь кивком головы. Молодцы!

II. Подготовка к восприятию нового:

Учитель: - Вы уже знаете, что сейчас в нашей школе проходит месячник военно-патриотической и спортивно массовой работы. Продолжим участие в нём нашим необычным уроком.

- Давайте настроимся на работу! Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, ваши лица. Надеюсь, что сегодняшний урок всем принесёт радость и удачу.

- Сегодня вы все курсанты, а я руководитель учебного сбора, поэтому мы так одеты.

Учитель:

- Рота, равняйся, смирно! Товарищи курсанты, накануне Дня защитника Отечества мы проводим учебные сборы. Цель учений: отработать тактику решения задач разными способами. Для выполнения поставленных целей взводу №1 занять свои позиции! Взводу №2 занять свои позиции! Взводу №3 занять свои позиции! (Взводы укомплектованы по уровню способностей.)

III. Работа над темой урока.

- Перед вами карта следования по маршрутам с учебными заданиями.

Цель первая: проверка домашнего задания.

– Командирам взводов доложить о выполнении домашнего задания.

Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора - взвод №1с домашним заданием справились все!

Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора – взвод №2 с домашним заданием справились все!

Ученик: - Товарищ руководитель учебного сбора – взвод №3 с домашним заданием справились все!

-Приступаем к проверке домашнего задания.

- Курсанту взвода №1 доложить о вашем домашнем задании.

- Нам нужно было решить примеры. –

-Называем только ответы.

- Курсанту взвода №2 доложить о вашем домашнем задании.

- Нам нужно было решить примеры и придумать ещё три примера по образцу.

– Называем только придуманные вами примеры.

Ученик: (54 – 30): 8 72 + 8: 10 81: (67 – 5)

- Курсанту взвода №3 Пестовникову Сергею доложить о вашем домашнем задании.

Ученик: - Нам нужно было составить по три примера к каждой схеме.

(… +…): …=… (… - …)+(… - …) ((… - …)+): …=…

Учитель: - Называем составленные примеры.

Учитель:

-Всем взводам выражаю благодарность за выполнение домашнего задания.

- Домашние тетради отложили в сторону. Перед собой положили выданные тетради №2. Наш конкурс продолжается. Посмотрели и подняли руки у кого 3,4,5 звёздочек. Молодцы! Остальным подтянуться!

Цель вторая:

1. Минутка чистописания.

- Кодовый номер наших учений число 23. (Оно записано на доске.)

Почему?

Ученик: - Приближается праздник День защитника Отечества.

- Курсанту, Дергоусовой Юлии, доложить подготовленную информацию.

Ученик: (историческая справка) - 23 февраля 1918 года только что созданная Рабоче-крестьянская Красная армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной армии.

После Великой Отечественной войны наши вооружённые силы стали называться Советской армией, а день 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота.

С распадом Советского Союза с марта 1995 года день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества.

- Открыли тетради, отсчитали 4 клеточки, записали число, классная работа. – Сигнал готовности! Сели правильно. Записать это число через клеточку.

Третья цель: отработка вычислительных навыков.

Учитель “снимает маскировку с первой цели”, открывая на доске запись:

70 – 35

63 + 7

18 + 9

58 – 5

-Повторяем математическую терминологию. – Как иначе прочитать первое выражение.

Ученики читают выражения, используя изученную математическую терминологию. Например, первое выражение можно прочитать следующим образом:

а) из числа 70 вычесть 35, получится 35;

б) разность чисел 70 и 35 равна 35;

в) уменьшаемое 70, вычитаемое 35, разность равна 35;

г) число 70 уменьшить на 35, получится 35 и т. д.

Во время работы над последним выражением идёт усложнение задания.

- Внимание взводу№2

- Прочитайте новое выражение и вычислите его значение: 58 – 5 + 3.

Ученик:- Считаю всё по порядку, потому что нет скобок.

-Внимание взводу №3

- Как надо изменить последнее выражение, чтобы его значение стало равно 50?

Ученик: - Надо поставить скобки: 58 – (5 + 3)

. Учитель: - Прочитайте полученное выражение.

2. Решение закодированных примеров.

- Перед вами математическая, цифровая карта. Нужные числа представлены в таблице. – А это закодированные примеры. Их нужно раскодировать и решить!

- Работать будем необычным образом. Каждый из вас сможет побывать и учителем, и учеником. Хотите попробовать?

Ученики: - Да!

Учитель: - Работать будем в парах. – Поприветствуйте друг друга рукопожатием! - Задача учителя - проверять ученика. Задача ученика – быстро и правильно решить.

- Если правильно, то учитель говорит “Правильно” и сигнал. Если нет “Пересчитай”!

- Прежде, чем приступим к работе в парах, нам нужно договориться о правилах.

Учитель: - Как будем работать?

Ученик: - Быть доброжелательными;

- Говорить шёпотом;

- Слушать команду учителя.4.Гимнастика для глаз. Учитель:

- Далее на маршруте следования встречается знак “Пункт первой медицинской помощи”.

- Для лучшего видения конечной цели наших сборов медицинской сестре, Дабижа Виктории, провести работу с курсантами по офтальмологическим тренажерам.

Ученица в форме медсестры проводит гимнастику для глаз.

Ученица:

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево по быстрей.
И закроем их скорей.

Учитель: Теперь вы все отдохнули.

Новая забота:
Нужно сделать на “отлично”
Классную работу

А теперь по красному кругу пробежим,
И по синему глазами вниз.
Зелёную восьмёрку нарисуем быстро,
И по светло-коричневому вверх-вниз, влево-вправо.
И опять на красный быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

V. Основная часть урока.

Учитель:

1. – Для достижения главной цели по отработки практики решения задач разными способами нам надо отправиться к месту назначения на автобусах. Для этого отправляемся в автопарк.

Дети читают задачу:

В автобусном парке было 78 автобусов. Сначала на маршруты вышло 30 автобусов, а потом ещё 40. сколько автобусов осталось в парке?

Проводится работа по анализу текста задачи. Затем из-под “маскировки” появляется краткая запись задачи:

Было – 78 авт.

Вышло – 30 авт. и 40 авт.

Осталось – ? авт.

Учащимся предлагается записать решение данной задачи по действиям в черновиках. Тем, кто справился с первым способом решения задачи, учитель предлагает решить задачу вторым способом.

Затем проверяется решение этой задачи: снимается “маскировка”, открывая на доске запись:

1 с п о с о б

1) 78 – 30 = …

  1. … – 40 = …

2 с п о с о б

1) 30 + 40 = …

2) 78 – … = …

- Какой из данных способов решения задачи правильный?

Ученик: - Оба способа верны.

-А можно ли эту задачу решить третьим способом?

Ученик: -Да!

3 с п о с о б:

1) 78 – 40 = ,,,

2) ,,, – 30 = ...

Правильность записи выражений проверяется по следующим схемам:

  1. … - … - …
  2. … - (… + …)

- Почему схем две, а способов решения задачи три?

Ученик: - Первая схема соответствует двум способам решения задачи.

2. – Мы отправляемся дальше по маршруту. На пути следования мы увидели знак “Дети”. Что означает этот знак? Где он ставиться?

Ученик: - Этот знак ставится вблизи детских учреждений.

Учитель:- Вот и сейчас мы находимся около детского сада. Давайте познакомимся с ребятами. Для этого прочитайте самостоятельно задачу: “В одной группе детского сада было 20 детей, а в другой – на 3 человека меньше. Сколько всего детей было в двух группах?”

Учитель предлагает решить эту задачу самостоятельно, а при проверке использует запись под “маскировкой”.

(20 – 3) + 20

20 + (20 + 3)

- Какое решение верное?

-Какая ошибка во второй записи?

- Как её исправить?

- Можно ли сказать, что это два способа решения задачи?

- Чем различаются эти выражения?

Ученик: - Это один способ решения данной задачи, только в записи решения использовали перестановку слагаемых, что не сказалось на результате суммы.

3. Физкультминутка.

- Уважаемые курсанты! Требуется ваша помощь. Надо доставить молоко детям в детский сад. Но далее по маршруту следования стоит необычный знак с изображением штанги на жёлтом фоне прямоугольника.

Ученик: - Рядом спортзал и пора заняться спортом.

Учитель:

- С целью улучшения физической подготовки курсанту Кагал Натальи провести физкультминутку.

Под песню “Идёт солдат по городу” В.Шаинского и М.Танича учащиеся выполняют комплекс упражнений.

4. – Теперь мы полны сил и энергии и с удовольствием доставим молоко малышам.

- Познакомьтесь с задачей: “В детский сад привезли два бидона с молоком по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?”

Ведётся работа по анализу текста задачи. Затем из-под “маскировки” появляется краткая запись условия задачи:

Привезли – 2 б. по 20 л

Выпили – 12 л

Осталось – ? л

Учитель:

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи, то есть узнать, сколько литров молока осталось?

Ученик: - Нет, не можем, так как ещё не знаем, сколько литров молока привезли.

Учитель:- А можем ли мы узнать, сколько литров молока привезли? Ученик: - Можем.

Учитель: - Как?

Ученик: - Мы сложим количество литров молока в двух бидонах. Учитель: - А затем сможем ли мы ответить на вопрос задачи?

Ученик: - Да. Для этого мы от того количества молока, которое привезли, вычтем молоко, которое выпили, и получится количество молока, которое осталось.

По мере рассуждения на доске появляется запись:

  1. … + … привезли
  2. … – … осталось

Учитель:

- Далее, уважаемые курсанты мы будем работать повзводно.

Взводу № 1 надо записать решение этой задачи по действиям, используя запись-подсказку на доске. Когда справитесь с заданием, получите дополнительный поёк в виде № 1 на с. 33.

Взводам № 2 и № 3 предлагается решить эту задачу вторым способом, используя запись-подсказку:

  1. … – … осталось в 1 бидоне;
  2. … + … осталось всего.

Учитель обращает внимание учеников на схемы выражений, записанных по данной задаче:

  1. … + … – …
  2. … – … – …

Учитель:

- Какая схема верная?

Ученик: - Первая. Она соответствует первому способу решения задачи. Учитель: - Как исправить вторую схему, чтобы она соответствовала второму способу решения задачи?

Затем с комментированием записываются два способа решения задачи выражениями.

Учитель:

5. – Товарищи курсанты! Благодарю вас за оказанную помощь в доставке молока детям. Теперь предлагаю отправиться в магазин игрушек за подарками.

Ученики читают задачу: “Утром в отделе игрушек было 12 легковых и 20 грузовых машинок. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?”

Учитель открывает “маскировку”.

 

Легковые машины

Грузовые машины

Было

12

20

Продано

8

12

Осталось

?

?

- Выберите правильное решение и напишите решение на машинках: девочки – на легковых, то есть они узнают, сколько осталось продать легковых машинок, а мальчики решение задачи записывают на грузовых, то есть узнают, сколько осталось продать грузовых машинок. ( Рисунки машин были даны ученикам заранее.)

Учитель записывает на доске выражения:

20 – 12

12 – 8

12 + 20

8 + 12

Ученики выбирают выражения, являющиеся решением задачи, и записывают их на своих машинках-карточках.

Учитель:

-Что означает выражение 12 + 20?

Ученик: - Сколько всего машинок было в магазине.

Учитель: - Что означает выражение 8 + 12?

Ученик: - Сколько было продано машинок.

Учитель: - Так сколько же машинок продали?

Ученик: -20.

Учитель:

- Эти проданные 20 машинок вы, товарищи курсанты, подарите детям из детского сада, а сами пересядете из автобуса на личные автомобили, которые из игрушечных превращаются в настоящие. В полном составе, без потерь дружно возвращаемся с учебных сборов на исходные позиции.

VI. Домашнее задание.

- Запись домашнего задания сегодня будет необычной. Найдите вверху на машинках - карточках записанный красной ручкой код. Это и будет ваше домашнее задание – с.98 №314. Откроем учебник на этой странице, прочитаем и разберём.

-Чем похожи?

Ученик:- Числовыми данными.

Учитель: - Чем различаются?

Ученик:- Вопросом.

VI. Итог урока. Разгадывание кроссворда.

- Какая цель была наших учений? - Тактику чего мы отрабатывали? (задач)

Учитель: - Кто выпил молоко за завтраком в детском саду? (дети)

Учитель: - Как решали задачи? (разными способами)

Учитель: - Мальчики в подарок получили, какие машины? (грузовые)

Учитель: - Какое слово получилось в красной рамочке? (итог)

-Вот мы, отгадав кроссворд, и подвели итог урока.

VII. Заключительная часть.

– Построились мальчики. Какое слово получилось? (спасибо)

- Я этим, словом благодарю вас за урок. Мне было приятно находиться в классе, где светились ваши глаза, радовали ваши улыбки.

Учитель: - Я хочу вас поздравить с наступающим праздником и пожелать всем счастья. А что такое счастье? Каждый понимает по-своему. Но я думаю, что все согласятся со словами А.П.Гайдара “… счастье – это жить в нашей стране, рядом с замечательными людьми…”

Учитель:- А я буду счастлива, если вы будете здоровы и в ваш адрес как можно чаще, будут произносить это волшебное слово “СПАСИБО”.

Учитель: - В знак моей благодарности, и в связи с наступающим праздником, я хочу вам и нашим гостям подарить ангелочков. Пусть они хранят вас от всех невзгод и приносят только СЧАСТЬЕ!

VIII. Диагностика урока.

:- Я приготовила для вас красные и желтые звёздочки. Из коробочки возьмите красную, если урок понравился, вам было интересно, вы узнали что-то новое. Жёлтую, если вы считаете, что что-то у вас не получилось.

:- Зажгите наши звёздочки. Я очень рада, что горят только красные.

- Я хочу, вам, сказать большое спасибо! Мне урок очень понравился. Он был какой-то сказочный, волшебный. И поздравить с наступающим праздником.

Учитель:

- Рота, подъём! Товарищи курсанты! Подошли к концу наши учения. Думаю, что поставленные перед вами цели были выполнены. За отличные результаты во время учений курсантам (учитель называет фамилии учеников) присваивается очередное звание с вручением звезды.

- Товарищи курсанты! Благодарю за службу! Поздравляю всех с наступающим праздником и за отличные успехи объявляю увольнительную на два дня.