Логопедическое занятие с элементами ТРИЗ-технологий на тему "Звук Ш" – этап автоматизации

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Автоматизация произношения звука Ш в словах.

  1. Коррекционно-образовательные задачи: автоматизация произношения звука Ш в словах; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)
  2. Коррекционно-развивающие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, воображения, артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
  3. Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: альбом “Артикуляционная гимнастика”, комочек ваты, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, по пять предметных картинок со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски.

Содержание занятия

  1. Организационный момент.
  2. Логопед: Здравствуй. Присаживайся у зеркала.

  3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Используем альбом “Артикуляционная гимнастика”.

  1. Упражнение “Чашечка”.
  2. Язык широкий положи,
    А края приподними.
    Получилась чашка,
    Кругленькая чашечка.

  3. Упражнение “Маляр”.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Малеру мы помогаем.

3. Упражнение “Фокус”.

Логопед: Представим себя фокусниками.

Ребенок на кончик носа кладет кусочек ваты. Удерживая язык в положении “Чашечка”, он должен подуть на ваточку, которая должна подлететь вверх. Выполнить 3-5 раз. Вдох через нос.

  1. Произношение звука [Ш].
  2. Логопед. Слушай внимательно скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

    Шесть мышат в камышах шуршат.

    Ребенок. Звук [Ш].

    Логопед: Правильно. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.

    шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

    Логопед. Молодец, сегодня мы продолжаем работать со звуком Ш.

  3. Произношение слов.
  1. Логопед: Отгадай загадки, определи место звука Ш в слове (начало, середина, конец).
  2. Сижу верхом, не ведаю на ком.

    (Шапка)

    Растёт на суше, голова из плюша.

    (Камыш)

    Входишь в одну дверь,
    А выходишь из трёх,
    Думаешь, что вышел,
    А на самом деле вошёл.

    (Рубашка)

  3. Логопед: Поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что Мише мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.

Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит Мише” картинки со звуком Ш.

  1. Дифференциация звуков С и Ш.
  2. Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.

    Ребёнок: Миска – миска.

    Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?

    Ребёнок показывает миску.

    Логопед: Что же получится

    Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

    Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).

    усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,
    сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,
    миска - мишка, сесть - шесть…

  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Логопед: Умница, садись за стол. Вот перед тобой картинка, возьми зелёный карандаш и раскрась те предметы, в названии которых есть звук Ш.

    Рисунок 1

  5. Итог занятия.

Логопед: Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня.

Ребёнок: Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.

Логопед: Молодец, сегодня замечательно позанимался.