Цель: Автоматизация произношения звука Ш в словах.
- Коррекционно-образовательные задачи: автоматизация произношения звука Ш в словах; совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков Ш и С в словах)
- Коррекционно-развивающие задачи: развитие мышления, внимания, памяти, воображения, артикуляционной, мелкой и общей моторики, правильности выдоха при произношении шипящих звуков.
- Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков самостоятельности, ответственности, усидчивости, сохраняя интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: альбом “Артикуляционная гимнастика”, комочек ваты, цветные карандаши, лист бумаги, мяч, по пять предметных картинок со звуком Ш и без него, изображение мальчика, мишки и миски.
Содержание занятия
- Организационный момент.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Логопед: Здравствуй. Присаживайся у зеркала.
Используем альбом “Артикуляционная гимнастика”.
- Упражнение “Чашечка”.
- Упражнение “Маляр”.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашечка.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Малеру мы помогаем.
3. Упражнение “Фокус”.
Логопед: Представим себя фокусниками.
Ребенок на кончик носа кладет кусочек ваты. Удерживая язык в положении “Чашечка”, он должен подуть на ваточку, которая должна подлететь вверх. Выполнить 3-5 раз. Вдох через нос.
- Произношение звука [Ш].
- Произношение слов.
Логопед. Слушай внимательно скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат в камышах шуршат.
Ребенок. Звук [Ш].
Логопед: Правильно. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш.
шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.
Логопед. Молодец, сегодня мы продолжаем работать со звуком Ш.
- Логопед: Отгадай загадки, определи место звука Ш в слове (начало, середина, конец).
- Логопед: Поиграем в игру “Подари игрушку”. Но помни, что Мише мы будем дарить подарки, в названии которых есть звук Ш.
Сижу верхом, не ведаю на ком.
(Шапка)
Растёт на суше, голова из плюша.
(Камыш)
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл.
(Рубашка)
Предметные картинки и картинка с изображением мальчика лежат на столе. Ребенок берет картинку, правильно ее называет и “дарит Мише” картинки со звуком Ш.
- Дифференциация звуков С и Ш.
- Развитие мелкой моторики.
- Итог занятия.
Логопед: Как ты думаешь, что случится, если вдруг звук Ш исчезнет из русского языка и заменится звуком С? Вот, например, посмотри на картинки (мишка и миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, только помни, что звук Ш поменялся на С.
Ребёнок: Миска – миска.
Логопед: Слова звучат одинаково, но предметы разные. А если я тебя попрошу “покажи мишку”, а говорить буду “покажи миску”. Что ты покажешь?
Ребёнок показывает миску.
Логопед: Что же получится
Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.
Логопед: Правильно. Вставай, поиграем с мячом. Я буду называть слова со звуком С, а ты в этих словах С меняй на Ш, получая новые слова. (Мяч кидаем друг другу при каждом слове).
усы - уши, коса - каша, крыса - крыша,
сила - шило, каска - кашка, маска - Машка,
миска - мишка, сесть - шесть…
Логопед: Умница, садись за стол. Вот перед тобой картинка, возьми зелёный карандаш и раскрась те предметы, в названии которых есть звук Ш.
Рисунок 1
Логопед: Скажи, пожалуйста, что такое важное ты узнал сегодня.
Ребёнок: Надо правильно произносить звук Ш в словах, чтобы не было путаницы, чтобы мы друг друга понимали.
Логопед: Молодец, сегодня замечательно позанимался.