Логопедический практикум "Особенности организации работы по ЗКР в детском образовательном учреждении"

Разделы: Логопедия


Содержание:

  1. Причины речевых нарушений.
  2. Классификация нарушений речи.
  3. Формирование у детей навыков правильного  звукопроизношения.

Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.

Среди факторов способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

  1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4-х месяцев. Возникновению речевой патологии способствует токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резусу – фактору и т. д .
  2. Родовая травма и асфексия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  3. Различные заболевания , в первые годы жизни ребенка (повреждение головного мозга, инфекционно-вирусные заболевания, менингиты, энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства).
  4. Наследственные факторы.
  5. Травмы черепа сопровождающиеся сотрясением мозга. (Выпадение функций, наблюдаемые при поражении различных отделов коры головного мозга.)

Мы уже говорили, что к 4–5-х годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называется дислалией.

Это один из самых распространенных дефектов речи. По мнению некоторых ученых, дислалия наблюдается примерно у 25% дошкольников. Чаще всего при дислалии нарушается произношение свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), язычных (р, л ).Причем, мягкие пары согласных (р, л), как правило, произносятся правильно.

Другие нарушения звукопроизношения проявляются :

а) в отсутствии тех или иных звуков (апка-шапка, паовоз-паровоз, хо-хор);

б) искажение (потерь-теперь, силопед– велосипед, деверо-дерево)

в) заменах :

– (к) и (г) на (т) и (д) (тухня – кухня, дамак – гамак)

– (с )на (т) (тачок – сачок )

– (с ) на (ф) (фумка – сумка)

– звонкие звуки на глухие (пулка – булка, субы – зубы, трова – дрова, фолосы – волосы, круша – груша, шара – жара);

д) мягких звуков твердыми и наоборот (ряз – раз, пула – пила ).

Ринолалия – это изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Различают закрытую и открытую ринолалию.

Закрытая ринолалия возникает при заболеваниях носа и носоглотки, сопровождающихся нарушением носового дыхания, например, при полипах, искривлении перегородки носа, увеличении носовых раковин, аденоидах. При этом голос становится глухим, искажаются носовые звуки (м,н произносятся как (б, д ),кроме того, может нарушаться произношение гласных, которые приобретают неестественный оттенок. После удаления аденоидов или исправления перегородки открывается доступ воздуха в нос и дефект, как правило исчезает.

Открытая ринолалия наблюдается при дефектах мягкого и твердого неба. При звукопроизношении струя воздуха проходит через нос, а не через рот, речь становится не понятная, с носовым оттенком (волчья пасть, заячья губа).Сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных, нарушается звукопроизношение многих согласных. Дефекты неба устраняются хирургическим путем, а занятия с логопедом необходимы как до операции, так и после.

Дизартрия – нарушение артикуляции, затруднение при произношении звуков речи. Речь при этом становится невнятной “каша во рту”, глухой, с носовым оттенком, слова произносятся с видимым напряжением и искажаются часто до не узнаваемости.

Кроме этого наблюдается расстройство артикуляции “звуков”, нарушение голосообразования, изменение темпа речи, ритма и интонации.

Причинами дизартрии чаще всего являются внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых или хронических инфекций, кислородной недостаточности, интоксикации, токсикоза во время беременности, и другие факторы, создающие предпосылки для возникновения родовой травмы.

ОНР (общее недоразвитие речи).

Как правило, к 4-м годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5-и годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако, даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушения звукопроизношения недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Заикание – расстройство темпа и ритма речи, проявляющиеся ее прерывисто, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными движениями мышц, участвующих в речевом акте, дополнительными движениями в мышцах лица, шеи и конечностей. При заикании ребенок либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2–5-ти лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого и фонематического слуха, т.е. способности воспринимать все звуки речи.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста задача большой значимости. Поэтому воспитатели детского общеобразовательного учреждения должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.

Особое внимание следует уделять:

  1. Дыхательной гимнастике
  2. Артикуляционной гимнастике
  3. Артикуляционному укладу звуков

Дыхательная гимнастика.

Цель: воспитание правильной звучной речи, а также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого неба.

Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения (по методике А. Г. Ипполитовой)

При выполнении упражнений важно постоянно контролировать ребенка. Для этого используются различные приемы контроля. (Ватка, снежинка, тонкая полоска бумаги, бумажные игрушки (бабочки, цветочки), вертушки, шары (раздутые), свистульки).

Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

Статические (спокойные) упражнения.

“Лопаточка”
“Иголочка”
“Чашечка”
“Горка”
“Трубочка”
 

 Динамические упражнения.

“Часики”
“Грибок”
“Маляр”
“Вкусное варение”
“Лошадка”
“Змейка”
“Катушка”
 

Формирование первичных произносительных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произношения звука на специально подобранном речевом материале.

Конкретными задачами является:

1. Постановка звука (дать полную характеристику артикуляционного уклада на конкретный звук).

Развитие точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка, нижней челюсти.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

2. Формирование навыков правильного использование в речи (автоматизация умений).

3. Умение отбирать звуки не смешивая их между собой (дифференциация умений).

Всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов.

1-й этап – узнавание неречевых звуков.

2-й этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании слов и фраз.

3-й этап – различие слов, близких по звуковому составу.

4-й этап – дифференциация слогов.

5-й этап – дифференциация фонем.

6-й этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Воспитатели детского сада должны руководить процессам формирования у детей правильного звукопроизношения. На занятиях, во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношение.

Литература

  1. С.Е. Большакова “Речевые нарушения и их преодоление”. М., Т.Ц. “Сфера”, 2005 г.
  2. Т.В. Буденная “Логопедическая гимнастика”. СПб., “Детства Пресс”, 2003 г.
  3. Л.В. Лопаткина “Логопедическая работа дошкольного возраста”. СПб., Изд-во “Союз”, 2005 г.
  4. М.А. Поволяева “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону “Феликс”, 2002 г.
  5. Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева “Основы логопедии”
    Г.В. Чиркина
  6. Ж.М. Флерова “Логопедия” Ростов-на-Дону “Феникс”, 2001 г.
  7. Г.В. Ханглева “Практикум по логопедии коррекции звукопроизношения” Ростов-на-Дону “Феникс”, 2005 г.