Урок русского языка "Перенос слов", 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2


О1 Специальные знания

  1. Познакомить учащихся с правилами переноса слов.
  2. Закреплять умение делить слова на слоги.

О2 Общеучебные знания и навыки

  1. Учить работать с книгой, доской, тетрадью, карточками.
  2. Учить работать коллективно, индивидуально.

Развивающие: Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.

Содержание соответствует целям, состоит из 3-х компонентов:

  1. Информация – упражнения, задания, составление рассказа.
  2. Осмысление – работа над упражнениями, рассказом.
  3. Операционный – высказывание своих мыслей.

Методы:

  1. частично-поисковый
  2. проблемный
  3. репродуктивный
  4. работа с книгой, тетрадью.

Формы организации познавательной деятельности

  1. коллективные
  2. индивидуальные

Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, карточки на доске, картины о зиме и зимних забавах детей.

Ход урока

I. Организационный момент

- Давайте ребята проверим всё ли у нас готово к уроку.

II. Минутка чистописания

- Сядьте ровненько, откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, запишите число и классная работа.

- Назовите одинаковый звук в словах: дом, ноты, зонт, осы, ноги.

- Какая буква на письме обозначает этот звук?

- Сегодня мы будем работать над строчной буквой о и строчными буквами в б.

- Что одинакового есть в этих буквах? (Одинаковый элемент - овал).

- Давайте вспомним, как пишется строчная буква о и строчные буквы в б.

(Учитель и дети пишут буквы в воздухе, с подробным комментированием учителя).

- А теперь спишите с доски буквосочетания с нижним соединением: ов об.

(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).

III. Словарно-орфографическая работа

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Без рук, без ног
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.
(ветер)

Мои новые подружки
И блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся,
И мороза не боятся.
Верно, это … (коньки).

Блестящий, светло-синий
Украшает ветви … (иней).

Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(мороз)

- Что обозначает это слово? (То же, что холод.)

- Какие бывают морозы? (Сильные, лютые, январские.)

- Что могут делать морозы? (Трещать, усиливаться, ударить, наступить.)

- Как напишем это слово? Это новое словарное слово.

- Давайте запишем, проговаривая вслух.

- Поставьте ударение и подчеркните безударный гласный, его написание надо запомнить.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(зима)

- Записанные слова разделите на слоги.

- Ветер, коньки, иней, мороз, зима.

- Молодцы, работаем дальше.

IV. Сообщение темы урока и постановка цели

- Послушайте стихотворение. За что второклассник получил двойку?

Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс: е-два,
И получил за это «два».
Укол я перенёс: у-кол,
И получил за это «кол».
Опять я перенёс: о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять»?

- А вы как думаете?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Конечно, иногда при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения. Вот сегодня мы и познакомимся с одним из правил.

V. Изучение нового материала

Ознакомление с правилом переноса.

- Сравните записи, которые сделали вы, с моими и сделайте выводы.

Ве – тер, конь – ки, иней, мо – роз, зи – ма.

- Да, правильно, вы разделили их на слоги, а я для переноса.

- Как надо переносить слова с одной строки на другую?

- Чем обозначается знак переноса? (Черточкой.)

- А почему слово иней я не разделила для переноса?

- Правильно. Вот мы с вами и вывели правило. Кто его сможет сформулировать?

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить.)

VI. Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег.
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложу себе дорогу!
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

VII. Упражнения в переносе слов

- Давайте с вами исправим, ошибки, которые допустил герой нашего стихотворения, и перенесем слова правильно.

(Запись в тетради: ед-ва).

- А почему мы не записали слова укол и опять?

- Почему их нельзя переносить?

- Посмотрите на доску. Кто-нибудь что-нибудь заметил?

Мы изуч-аем пер-енос.

- В чем моя ошибка?

- А как правильно разделить эти слова для переноса?

- Выходит, эти слова можно разделить двумя способами. Давайте запишем оба способа переноса этих слов в тетрадь.

Мы изу-чаем пе-ренос. Мы изуча-ем пере-нос.

- Что нужно сделать, чтобы правильно перенести слово.

(Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги).

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

жин, ки, сне

лен, ка, дарь

- Из скольких слогов состоят эти слова?

- А теперь запишите эти слова, разделив для переноса.

Сне–жинки, снежин-ки.

Ка-лендарь, кален-дарь.

- Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

- А теперь откройте учебники на странице 61 и найдите упражнение 110.

Прочитайте задание про себя.

- Какое задание нужно выполнить?

- Да, нужно найти слова из двух слогов и записать их, разделив для переноса.

(По желанию к доске).

- Ро-яль, ок-но, лис-тья, стра-ус, ов-ца, ос-лик.

VIII. Работа над развитием речи

- А теперь закройте глаза и нарисуйте картинку про зиму.

- Нарисовали? Дома вы эту картинку перенесете на альбомный лист и принесете на следующий урок. А теперь мы попробуем составить рассказ.

- Вставьте в предложения пропущенные слова, так что бы получился рассказ.

Зима. Мороз. С неба летят ….. ….. . Снег ….. пни и кусты. ….. лёд сковал речку. Настали ясные деньки. Детвора ….. ….. на ….. и на ….. . Хорошо …..!

Слова для справок: пушистые снежинки, укрыл, толстый, идёт бегать, лыжах, коньках, зимой.

- О каком времени года говорится?

- А вы любите зиму? Почему?

(На доске висят картины с изображением зимнего пейзажа и зимних забав детей).

IX. Закрепление изученного материала

- У вас на партах лежат листочки с заданиями. Сейчас вы их выполните самостоятельно, я проверю и поставлю отметки. (По вариантам.)

1. Прочитай слова.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.

Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

2. Прочитай слова.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.

Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

X. Итог

- С каким правилом мы сегодня познакомились?

- Как нужно переносить слова?

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

- Что понравилось на уроке?

- Кого мы можем похвалить?

XI. Домашнее задание

- Страница 62 упражнение 111, выучить правило на странице 61.