Урок русского языка по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цели: Создать условия для:

  • формирования умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • осознания социальной, практической и личностной значимости предстоящей учебной темы;
  • развития интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания,
  • мышления, памяти, наблюдательности;
  • развития умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитания интереса к русскому языку.

Оборудование: Живые цветы, рисунок подснежника, лесенка знаний - цветок, таблицы со словами.

Ход урока

1. Вхождение в урок.

У.

Учиться надо с радостью.

Я желаю вам успехов, радостных открытий. (Показываю живые цветы).

Дети, посмотрите на эти чудо - цветы. Что вам хочется сказать о них?

Чем похожи цветы на людей?

(Украшают жизнь, дарят добро, прекрасное настроение).

На фоне музыки читаю стихотворение:

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

У. Я хочу, чтобы вы, как эти цветы, дарили добрые чувства, нежность друг другу. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становиться день, а на душе теплеет. Я люблю вас.

2. Формулирование темы и цели урока.

У. Опишите эти цветы. Какие они?

А как вы назовете эти слова?

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Назовите тему. Поставьте цель.

3. Актуализация знаний учащихся.

А что вы уже знаете об имени прилагательном? (Составление лестницы знаний в виде цветка). Достаточно вам этих знаний?

4. Работа над темой урока.

Какое время года наступает?

Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Какой цветок первым появляется весной?

(Вывешиваю рисунок подснежника).

А почему его так назвали? Разберите это слово по составу.

Вывод: родился под снегом цветок, вот его так и назвали.

а) Работа над стихотворением.

Голубенький, чистый
Подснежник - цветок!
И подле сквозистый
Последний снежок ...
А. Майков

У. Нравится? Правда, прекрасно! А в чем тайна красоты этих поэтических строк?

Тайна этих строк - прилагательные.

Выпишите эти прилагательные и объясните их написание (работа со словарями).

А зачем нужны прилагательные в речи?

Вывод: Прилагательные украшают нашу речь, делают ее точной и выразительной.

б) Подбор прилагательных.

У. Подснежники - первые цветы, которые принимают участие в празднике света. Весенний свет наполнят не только дома, улицы, но и наши сердца. А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? А можно мне дополнить? (Чудесный, радостный, весенний, хрупкий, прелестный).

в) Составление предложений о подснежнике, используя подобранные прилагательные.

Составьте предложение из данных слов: подснежник, щеки, коснулся, нежный.

Физминутка.

5. Закрепление изученного.

У. А теперь давайте поиграем со словами. Ведь играть можно не только с машинками и куклами.

а) Сколько в данных предложениях прилагательных. Посчитайте их и выберите правильный ответ.

В небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Пушистое облако.
Подснежник первый, отважный, чистый.
Свежий и легкий ветерок.

8

 

 

9

 

 

10

б) Прочитайте, выпишите слова, которые не являются именами существительными.

поляна
милый
лес
светлый

 

 

яркий
ранний
опушка
птица

 

 

медведь
душевный
облако
глазок

в) К каждому слову из левого столбика подберите пару из правого.

холодный

молодой

дорогой

жаркий

жадный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

юный

скупой

знойный

морозный

ценный

Как бы вы назвали эти прилагательные?

6. Рефлексия.

У. А знаете ли вы, что подснежники занесены в Красную книгу?

Почему? (Из - за красоты собирают большие букеты).

Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем». Прикасаясь руками, мы губим красоту!

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!

Вывод: Если будем по - настоящему заботиться о природе, мы станем добрее.

7. Итог урока.

Удалось вам сделать маленькое открытие на уроке? (переворачиваю последний лепесток у цветка, дарю цветы). Поднимите цветочки, у кого все получилось на уроке.

Как красиво! Как радостно стало в классе!

На этих листочках – цветках дома напишите мини-сочинение «Подснежник».

Спасибо за работу.