Цели: Создать условия для:
- формирования умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- осознания социальной, практической и личностной значимости предстоящей учебной темы;
- развития интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания,
- мышления, памяти, наблюдательности;
- развития умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- воспитания интереса к русскому языку.
Оборудование: Живые цветы, рисунок подснежника, лесенка знаний - цветок, таблицы со словами.
Ход урока
1. Вхождение в урок.
У.
Учиться надо с радостью.
Я желаю вам успехов, радостных открытий. (Показываю живые цветы).
Дети, посмотрите на эти чудо - цветы. Что вам хочется сказать о них?
Чем похожи цветы на людей?
(Украшают жизнь, дарят добро, прекрасное настроение).
На фоне музыки читаю стихотворение:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
У. Я хочу, чтобы вы, как эти цветы, дарили добрые чувства, нежность друг другу. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становиться день, а на душе теплеет. Я люблю вас.
2. Формулирование темы и цели урока.
У. Опишите эти цветы. Какие они?
А как вы назовете эти слова?
Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Назовите тему. Поставьте цель.
3. Актуализация знаний учащихся.
А что вы уже знаете об имени прилагательном? (Составление лестницы знаний в виде цветка). Достаточно вам этих знаний?
4. Работа над темой урока.
Какое время года наступает?
Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Какой цветок первым появляется весной?
(Вывешиваю рисунок подснежника).
А почему его так назвали? Разберите это слово по составу.
Вывод: родился под снегом цветок, вот его так и назвали.
а) Работа над стихотворением.
Голубенький, чистый
Подснежник - цветок!
И подле сквозистый
Последний снежок ...
А. Майков
У. Нравится? Правда, прекрасно! А в чем тайна красоты этих поэтических строк?
Тайна этих строк - прилагательные.
Выпишите эти прилагательные и объясните их написание (работа со словарями).
А зачем нужны прилагательные в речи?
Вывод: Прилагательные украшают нашу речь, делают ее точной и выразительной.
б) Подбор прилагательных.
У. Подснежники - первые цветы, которые принимают участие в празднике света. Весенний свет наполнят не только дома, улицы, но и наши сердца. А какие бы вы подобрали прилагательные для описания подснежника? А можно мне дополнить? (Чудесный, радостный, весенний, хрупкий, прелестный).
в) Составление предложений о подснежнике, используя подобранные прилагательные.
Составьте предложение из данных слов: подснежник, щеки, коснулся, нежный.
Физминутка.
5. Закрепление изученного.
У. А теперь давайте поиграем со словами. Ведь играть можно не только с машинками и куклами.
а) Сколько в данных предложениях прилагательных. Посчитайте их и выберите правильный ответ.
В небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Пушистое облако.
Подснежник первый, отважный, чистый.
Свежий и легкий ветерок.
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
б) Прочитайте, выпишите слова, которые не являются именами существительными.
поляна |
|
|
яркий |
|
|
медведь |
в) К каждому слову из левого столбика подберите пару из правого.
холодный молодой дорогой жаркий жадный |
|
|
юный скупой знойный морозный ценный |
Как бы вы назвали эти прилагательные?
6. Рефлексия.
У. А знаете ли вы, что подснежники занесены в Красную книгу?
Почему? (Из - за красоты собирают большие букеты).
Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем». Прикасаясь руками, мы губим красоту!
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Вывод: Если будем по - настоящему заботиться о природе, мы станем добрее.
7. Итог урока.
Удалось вам сделать маленькое открытие на уроке? (переворачиваю последний лепесток у цветка, дарю цветы). Поднимите цветочки, у кого все получилось на уроке.
Как красиво! Как радостно стало в классе!
На этих листочках – цветках дома напишите мини-сочинение «Подснежник».
Спасибо за работу.