Цель урока: Дать понятие о том, что в лесу встречается большое количество различных видов организмов и каждый из этих видов может жить только потому, что многие другие виды, обитающие вместе с ним, создают необходимые для него условия существования.
- Нет «полезных» и «вредных» организмов в лесу – все они должны охраняться.
Задачи урока:
- Образовательные
- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Расширить и углубить знания детей не только о животных и растениях, но и познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами и их ролью, а так же ролью грибов.
- Дать понятие об охраняемых растениях не только России, но и создать «Красную книгу нашего края».
- Совершенствовать умение работать с картой.
- Развивающие
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать полученные ранее знания.
- Развивать теоретическое, научное мышление через необходимость осмысления взаимоотношений, существующих в природном сообществе.
- Развивать познавательную мотивацию через методы сопоставления, поиска, открытия, а так же через создание проблемных ситуаций и заданий творческого характера.
- Развивать и формировать систему интеллектуальных и практических умений, необходимую для дальнейшего обучения.
- Воспитательные
- Воспитывать самостоятельность, целеустремлённость в добывании новых знаний.
- Воспитывать дружелюбие, умение работать в содружестве, чувство взаимовыручки, взаимоподдержки и понимания.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему живому, что нас окружает.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
- Учебник.
- Сообщения, альбомы, макеты и другие проекты.
- Цветные ручки.
- Кружок для рефлексии.
Для учителя:
- Карта «Природные зоны».
- Карточки для построения схем на доске по разделам: «Лес – природное сообщество», «Природное равновесие».
- Обложка-папка для создания «Красной книги моего края».
- Выставка книг о природе.
- Выставка поделок из природного материала.
План урока
1. Орг. момент
- Сообщение темы урока, целей и задач.
- Работа с картой «Природные зоны».
2. Актуализация знаний
- Инсценировка сказки «Как художник рисовал лес».
- Проект «Разнообразие живых организмов в лесу»
- Кроссворд.
3. Введение в новый материал
- Почему так много живых организмов могут жить в лесу, не мешая друг другу?
- Проект «Дружные соседи»
4. Новая тема
- Почему в лесу так много разных условий и как они возникают.
Проект «Ярусы леса»
- Доказательство того, что лес является сообществом.
5. Закрепление пройденного
- Природное равновесие. Схематический вывод.
- Проект «Красная книга моего края».
- Проект «Лекарственные растения».
- Охрана лесов.
6. Подведение итогов.
- Выставка поделок из природного материала.
- Оценка и самооценка проектов.
- Рефлексия.
- Награждение по номинациям
- Выставка использованной литературы по проектам.
Ход урока. (Приложение 1.)
Проекты детей
Почему в лесу так много жителей?
По сравнению с открытым пространством в лесу гораздо больше убежищ. Животные, которым нравятся лесные квартиры, издавна обитают в лесу и постепенно к нему приноравливаются. Какие же приспособления характерны для лесных животных?
Например, в густых темноватых зарослях не слишком важно острое зрение. А вот без тонкого слуха и чутья не проживёшь.
Поэтому у одних животных развиваются органы, приспособленные к лазанью по деревьям, у других – к передвижению по глубокому рыхлому снегу.
Скажем, длинные голенастые ноги с широко рассечёнными копытами позволяют лосю-великану без особого труда шагать по топям и рыхлым сугробам. А перепонки между пальцами помогают норке крепко хвататься за ветки деревьев. И вообще, для древолазающих важны острые когти и сильные пальцы. Такие приспособления даже называют печатью леса, которая объединяет самых разных животных в одну большую семью.
Большинство зверей живут в нижнем ярусе, но многие поднимаются и выше в поисках пищи. Есть и такие, которые обычно ведут полудревесный образ жизни.
Самый верхний этаж населяют белки-летяги и совы.
Большинство зверей любят селиться в густом и желательно старом лесу. Тут больше укрытий и корма.
Если кроны деревьев сомкнуты, такие зверьки, как белка и куница, прыгающие лишь на 4 -5 м , ведут удобный им древесный образ жизни. В редколесье же им часто приходится спускаться на землю.
Если лес старый, то в нём много поражённых гнилью деревьев, с трещинами и сгнившими сучьями. Именно в таких стволах дятлы особенно охотно выдалбливают дупла, а потом их заселяют многие пернатые и четвероногие. Упавшие гнилые стволы служат прибежищем мелким лесным зверькам. Словом, на всех этажах старый густой лес предоставляет своим жильцам множество убежищ.
Мне очень интересно было прочитать о поползне.
Где нет дупел, там нет и поползней. Лучший дом – нежилое дупло дятла. НО и самое добротное жильё поползень обязательно обустроит по-своему. Сделает вход по своему росту, обмазав края глиной.
У поползня просто неодолимая страсть к запасанию корма. Поползень собирает и прячет всё лишнее, что не съест, в любое время года. Специальных складов у него нет; каждое семечко, орех затаскивает отдельно в трещину коры, но так, чтобы зимой не засыпало снегом.
Поползень не ползает и не скачет по стволам, а бегает по ним широкими шагами вниз головой. Он и орехи колет в такой же позе, не опираясь никогда на мягкий и короткий хвост. Пальцы у него такие сильные и цепкие, что удерживают на гладкой поверхности бетонного столба. У дятла так не получится. Вот такая интересная птица – поползень.
Семена хвойных деревьев и различные насекомые под их корой привлекают дятлов. Жёлуди и разные орехи поедают белки, мышевидные грызуны. А летучки клёна и других лиственных пород служат пищей многим птицам и зверям. Кора древесины хвойных и лиственных пород служит кормом для различных жуков-короедов и дровосеков- усачей, а их листва идёт в пищу жукам-листоедам, майским жукам и другим насекомым-листогрызам.
На травянистых растениях кормятся гусеницы многих бабочек, например, медведиц. В лесной подстилке живут и питаются многочисленные микроорганизмы: клещи, пауки, черви, моллюски. Все они в свою очередь составляют добычу насекомоядных птиц и других обитателей леса.
В смешанных лесах предпочитают жить такие животные: обыкновенный барсук, обыкновенный ёж, лесная мышь, большой пёстрый дятел, большая синица, пищуха, поползень, зяблик, кукушка, белый аист, болотная черепаха, прыткая ящерица, травяная лягушка, остромордая лягушка и другие.
Ярусы леса.
Чтобы ужиться большому разнообразию растений природа создала специальные приспособления. Одно из таких приспособлений – ярусное расположение.
Верхний ярус составляют деревья.
Сначала идут самые старые высокие деревья, которые выносят свои кроны к свету: дуб, липа, ель, берёза.
Потом идут растения чуть пониже: рябина, калина.
Следующий ярус составляют кустарники: малина, шиповник.
Затем идут травянистые растения.
И самый нижний ярус образуют мхи, лишайники и грибы.
Внизу растут самые теневыносливые растения.
Наш проект станет учебным пособием для начальных классов.
Разнообразиеживыхорганизмов.
Лес играет большую роль в жизни человека. Лес даёт возможность дышать чистым воздухом, отдыхать, дарит нам грибы, ягоды и многое другое.
Лес- это большой дом для растений, деревьев и животных.
Есть многолетние - деревья, мхи, кустарники. Есть однолетние – травы, цветы.
Разнообразен и животный мир. Встречаются летающие (птицы), лазающие (белки), бегающие (лиса, волк).
Животных разделяют и по типу питания:
- растительноядные, которые едят растения, ягоды, грибы (заяц);
- хищники, которые питаются мясом других животных;
- насекомоядные (птицы);
- всеядные, это те животные, которые, если не хватает корма, могут есть не только растения, но и мелких животных (медведь, куница).
Отдельное лесное царство – грибы. Они помогают расти и питаться деревьям.
Я приготовила кроссворд, где вы сможете проверить себя, отгадав загадки о лесных жителях.
Проекты детей для создания «Красной книги моего края»
Барсук.
Когда солнце согревает землю и воздух барсуки выходят из своих нор погреться. Барсуки добрые животные. Они любят своих малышей и ухаживают за ними. Барсуки очень осторожны и чистоплотны.
Эти животные питаются личинками насекомых и грызунами. У барсука есть враги: лиса, волк, рысь, дикие собаки и человек. Но они умеют за себя постоять, а в их норах всегда есть запасной выход.
Зимой они спят некрепко и не уходят в спячку, как медведи. Как только становится потеплее, они выходят из своих нор и греются на солнышке. Потом снова возвращаются в свои домики и засыпают. Барсуки полезные животные, они уничтожают вредных насекомых. К сожалению, в нашей стране осталось очень мало лесов, в которых они могли бы спокойно жить. Поэтому этих животных нужно охранять.
Майский ландыш.
Ландышу поклонялись и складывали о нём легенды. Научное название ландыша – конвелярия майялис (в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае.»)
Действительно, он близкий родственник лилии, действительно, часто растёт в умеренно влажных долинах и, действительно, растёт в мае.
Но ландышей становится всё меньше и меньше. И виноваты в этом не только любители букетов. Из ландыша изготовляют лекарство – «Капли Зеленина» и духи.
Заготовляя ландыш, делают это неумело, не зная, что и как заготовлять. Достаточно повредить хоть небольшую часть корневища, погибнет вся ландышевая поросль на поляне. Ландыш занесён в Красную книгу.
Лось.
Лось – лесной великан. Высотой может быть до 3 метров. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы. За сутки лось съедает летом около 4 вёдер пищи. А за весь годлось может съесть еды с гружёный до верху самосвал. Лоси – мирные звери, но если на них нападает враг, то могут себя защитить. Ведь у лося рога, похожие на лопаты и сильные ноги. Я бы предложил занести этого зверя в нашу красную книгу.
Медуница.
Мой цветок – медуница. Он разноцветный, красивый. Зацветает рано весной, только растает снег. Цветки у неё сначала розовые, а когда постареют, станут фиолетовыми. Пчёлы очень рады этому цветку! А ещё он лечит людей.
Давайте сбережём эти цветы, ведь их становится всё меньше и меньше!
Медведь.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы хорошо спать, нам нужно накопить запас жира. А это мы делаем летом и в начале осени, ведь в это время много еды. Созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений. Всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос сладкий медок. Накопим жирку и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Нас остаётся совсем немного, поэтому мы просим защиты и помощи.