Цель:
- уточнить представление детей о существительных, которые пишутся с заглавной буквы;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать внимательность, память;
- прививать любовь к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- магнитная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
- Перепишите стихотворение, подчеркните существительные.
Старый, добрый русский лес,
Мир открытий и чудес,
В день любой и час любой
Очарован я тобой.
- А сейчас мы попадем в этот сказочный лес. На пути нам будут встречаться различные животные. По мере их появления мы будем их записывать (Слайд 1-10). На доске появляются поочередно: сорока, воробей, ворона, медведь, корова, лисица, заяц, собака, петух.
- На какое правило все эти слова? (Непроверяемая гласная, иначе это словарные слова, написание которых нужно запомнить).
- Сравним написание слов в тетради и на доске (Слайд 11).
- Чуть позже мы с этими животными еще встретимся. А сейчас я вам открою тайну нашего урока. На нем мы совершим заочное путешествие в город Заглавных букв, но прежде нужно вспомнить правило.
Пишутся с заглавной буквы: имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек.
Прежде, чем попасть в город, нужно разгадать "Грамматическую арифметику". (На доске появляется запись).
- Нота до + закрытые в земле ценности = (доклад)
- ежи - и + е + вика = (ежевика)
- кожа + ворон = птица (жаворонок)
боб + уста = день недели (суббота)
- Молодцы, ну вот мы и в городе (Слайд 12). У меня в этом городе очень много друзей. Я вас с ними познакомлю. Вместо многоточия надо вставить имена девочек, спрятавшихся в конце имен мальчиков.
На скамейке мальчик Толя
В шашки с ним играет :
На футбол спешит Валера,
А за ним плетется :
Познакомьтесь: это Ваня,
С ним под ручку ходит :
Всех смелей, конечно, Вася
Дружит с ним сластена :
3. Работа с учебником.
Как в любом другом городе здесь есть обычная школа, в которой учатся такие же дети, как вы. Давайте заглянем во второй класс и посмотрим, чем там занимаются дети. Что это? Оказывается, они тоже работают по теме, что и мы. Давайте откроем учебник и найдем это упражнение (Слайд 13). Дети выполняют упражнение у доски.
4. Физкультминутка.
Лошадка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок -чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Дети сидят за партой , руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев ).
Продолжаем знакомиться с улицами этого города.
А кто из вас знает откуда взялось слово "город"? Обратимся к словарю.
Город - крупный населенный пункт. В старину, чтобы защитить это место от врагов, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое ограждение и укрепленное стеной место, крепость стали называть городом.
В каждом городе есть место, куда размещают газеты. Люди подходят, читают информацию, узнают новости, которые произошли не только у нас в стране, но и за рубежом. Откуда к нам пришло это слово? Обратимся к словарю.
В русском языке есть немало слов, которые пришли к нам из других языков. Русские постоянно общаются с другими народами, и часто бывает так, что вместе с каким-нибудь предметом из-за границы приходит и слово. "Газета" к нам пришла из Италии. Сначала в Италии газетой называли мелкую разменную монету, которую платили за первый листок "Писаные новости". Потом этот листок по названию монеты стали также называть газетой, и слово пошло гулять по свету. Прижилось оно и в нашем языке.
- Вот такую полезную информацию я предлагаю вам прочитать из упражнения № 248. (Работа в тетради).
- Мы совсем забыли про животных, с которыми встретились в самом начале урока. Когда рождается человек, ему дают имя, животных нарекают кличками. Давайте каждому нашему встречному попробуем придумать кличку. (Ответы детей)
- воробей - Сенька
- ворона - Наталья
- сорока - Белобока
- лисица - Алиса
- собака - Трезор
- корова - Зорька
- медведь - Миша
- петух - Петя
- заяц - Коська
5. Закрепление темы.
В этом городе есть огромный театр Юного зрителя (Слайд 14). Там как раз сейчас идет показ вашего любимого мультфильма про Незнайку (показ фрагмента из мультфильма в слайде 15).
Незнайка - сказочный персонаж, город, в котором жил вместе со своими друзьями тоже сказочный. Вспомните название города, улиц, аллеи и реки. Назовите всех персонажей этой сказки, которую написал Носов. (Дети отвечают на вопросы и одновременно закрепляют правила о написании слов с заглавной буквы).
6. Итог урока.
- Что мы повторили?
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- С каким настроением уходим с урока?