Формирование человека начинается с раннего детства. В детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.
Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. - распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Толерантность ни в коем случае не предполагает пассивного поведения, пассивного статуса человека - носителя этих ценностей. Это совершенно сознательное принятие той аксиомы, что каждый человек обладает своими правами, каждый уникален, каждый имеет право на уважение человеческого достоинства, на собственное мировоззрение, на вероисповедание и так далее, и так далее, и так далее. Да, я сознательно занимаю эту позицию.
У людей должно возникать чувство права. Это гораздо существеннее, чем знание права. Потому что если у меня есть какой-то пробел в сфере права, то в случае необходимости я могу его восполнить. Не сама, так с помощью каких-то консультаций. А вот чувство права - то, что становится моим личным качеством.
Однако в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, национализма. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление решать сложные социальные проблемы "просто и быстро". Последние годы характеризуются катастрофическим ростом всевозможных форм асоциального поведения среди молодежи, подростков и детей.
Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе воспитания нашей школы.
Для того, чтобы пробудить у детей интерес к самому себе как личности, научить общаться и сотрудничать со сверстниками, учителями, родителями, разработана программа "Полезные советы и привычки". Эта программа имеет важное воспитательное значение, так как ребёнок получает возможность задуматься о своём характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет, осознать свои эмоции и выработать умение управлять ими; понять свою значимость для других людей и её причины, - то есть ребёнок получает возможность понять самого себя.
Работая по этой проблеме, ещё раз подтверждается, что формирование толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Толерантность мы начинаем воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно - это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. И развитие желания ребенка становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.
Программа педагогической мастерской "Полезные советы и привычки" рассчитана на детей младшего школьного возраста, которая реализуется во внеурочное время. (Приложение 1)
В рамках программы были определены цели и задачи деятельности:
- Развитие умения общаться и сотрудничать.
- Формирование положительной Я - концепции.
Задачи:
- Через игровые задания пробудить интерес к самому себе.
- В процессе бесед формировать адекватную самооценку, самоуважение, самопризнание себя как личности.
- Учить осознанно управлять самим собой.
- При общении со сверстниками, родителями, учителями учить уважать чужое мнение, формулировать и высказывать свое мнение, учить отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность суждений.
- Во время организации и проведения праздников формировать эмоциональную устойчивость, любознательность и вовлечённость в деятельность.
В помощь учителю создан совет мастерской. Он имеет устав. Член совета мастеров - это лицо избранное, тем самым подчёркивается, что каждый ребёнок имеет право на голос и быть избранным, высказать своё мнение. Заседание совета мастеров проводится один раз в месяц, где вносятся коррективы в план работы, предложения, обсуждаются наболевшие вопросы и проблемы, решаем, как их лучше избежать.
Формы работы самые разнообразные: классные собрания, игры на переменах, деловые и ролевые игры, диспуты, классные часы, часы вопросов и ответов, викторины, конкурсы рисунков, сочинения, праздники, литературные ринги, мини-анкеты, тренинговые практикумы, круглые столы, спортивные праздники, семейные праздники, анкетирование и тестирование.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Говоря о правах ребёнка, знакомясь с Конвенцией о правах ребёнка, каждый ученик начальных классов принимал участие в разработке прав школьника и законов школьной жизни. Как это происходило: совет мастеров разработал проект этих законов. На классных собраниях обсудили их, внесли изменения и дополнения, а затем, учитывая предложения и замечания, совет мастеров утвердил окончательный вариант.
Одной из интересных форм работы являются семейные праздники. Отличия в том, что на празднике принимают участие не только дети и их родители, как это часто бывает, а и другие члены семьи. Это может быть старший брат или сестра, дедушка, бабушка, где они являются не только пассивными слушателями, но и участниками праздничной программы. Так прошли семейные праздники: "День осенних именинников", "Новогодний праздник", " Масленица" и др. Многие семьи стали активнее принимать участие в спортивных соревнованиях, где выступают семейные команды. Родители принимают участие в конкурсе рисунков вместе с детьми. Проводя больше времени вместе, растёт взаимопонимание между родителями и детьми, уменьшается конфликтность, ребята чувствуют, что в трудную минуту им всегда поможет кто-то близкий и не бросит в беде.
Тем самым очень важно выработать у ребят желание и потребность помочь другому, защитить более слабого. Много лет в первый класс к нам приходят учиться ребята из детского сада № 6. Мы провели мероприятий, которые дают возможность проявить взаимопомощь, сочувствие и милосердие. Так ребятами были не раз организованы посещения детского сада с целью помочь изготовить новогодние игрушки, подарки к 8 марта, изготовление кормушек для птиц и развешивание их на территории сада, сбор игрушек в подарок малышам.
Несомненную важность этой темы подтверждает наличие "Международного дня толерантности". Кроме этого в нашей школе ежегодно проходит "Неделя толерантности". Однако и у нас мы наблюдаем среди младших школьников стремление решать многие задачи "просто и быстро", порой, не разобравшись в ситуации до конца. Важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.
Данная программа помогает осознать ребёнку неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, формировать чувство сплочённости классного коллектива. Так первоклассники учились определять своё место в обществе, формировали представление о личности, при помощи диагностики "Кораблик" дали самооценку своего положения в классном коллективе. Ребята вторых классов учатся управлять своими чувствами и эмоциями, осознанно управлять самим собой. Третьи и четвёртые классы ведут разговор о характере, как его можно исправить, как поступить в той или иной ситуации и устоять перед соблазном. В классах были проведены часы общения "Как помириться после ссоры", "Как сказать нет и отстоять своё мнение", "Какие привычки могут нанести вред вашему здоровью", классные часы: "Лучшее слово о дружбе", " Что такое "хорошо" и что такое "плохо", ролевые игры "О чём говорят чувства", "Как научиться жить дружно", прошёл литературный ринг "О дружбе, доброте и отзывчивости". По материалам сочинений мы пишем свою школьную книгу, которую назвали: "Лучшее слово о дружбе", где издаются рассказы о друзьях. (Приложение 2)
Одной из проблем у небольшой группы ребят является застенчивость, неуверенность в себе, своих решениях. Как её преодолеть, чувствовать себя таким, как все - помогают практические занятия. С помощью тренинговых практикумов развиваем желание становиться лучше, быть уверенным в себе, в своих поступках, формируем умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его обоюдным согласием.
По результатам тестирования было выявлено, что одной из проблем является трудность в общении с родителями, зачастую непонимание друг друга. По результатам проведённой анкеты "Общение детей и родителей в лицах" намечены пути дальнейшей работы, как с учащимися, так и с родителями. Это и консультации психолога, индивидуальные беседы, практикумы, круглые столы.
Работа педагогической мастерской продолжается, но уже намечены положительные стороны: уровень бесконфликтных отношений в детском коллективе возрос на 15%, уменьшилось проявление детской агрессина 4%, уровень эмпатии возрос на 20%, увеличилось количество семей, проводящих досуг вместе с детьми на 16%,возросло желание у детей к самореализации на 31%.
Этих результатов удаётся добиться только при взаимной работе со стороны администрации школы, психолога, классных руководителей и родителей.