Цели:
- Совершенствование орфографической зоркости, развитие умение проверять написание безударных падежных окончаний существительных.
- Развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).
- Формирование умение работать в группе, выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению, воспитывать уважение к русскому языку.
Ход урока-игры
1. Организационный момент.
Деление класса на 3 группы по 6 – 7 человек, равные по силам.
Ученик:
Мы – веселые ребята
Не умеем мы скучать
И собрались мы сегодня
В «Счастливый случай» поиграть.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы проведем игру «Счастливый случай». Каждой команде предоставляется возможность или счастливый случай показать свои знания, блеснуть эрудицией и показать, как вы научились решать орфографические задачи! В конце игры будет награждение лучших команд. Слово предоставляется командам.
1-ая команда – «Умники и умницы», капитан команды Ф. И.
2-ая команда – «Крепкий орешек», капитан команды Ф. И.
3-ая команда – «Словознайки», капитан команды Ф. И.
Критерии капитанов.
Капитан должен быть эрудированным и находчивым, координировать деятельность всей команды, проводить проверку и организовывать взаимопроверку во вверенной ему группе, отвечать за работу всей команды в целом, давать возможность поработать каждому.
Действия команды считаются законченными, когда капитан проверит задание у всех и скажет, что команда готова.
Учитель: Повторим правила работы в группе.
- Уметь слушать, не перебивать товарища.
- Уважительно относиться друг к другу, к мнению других.
- Не отвлекаться (смотреть на говорящего).
- Честно (по очереди) распределять обязанности в группе.
- Уметь уступать и помогать друг другу.
Учитель: Игра состоит из пяти геймов:
1-й гейм «Мы – исследователи».
2-й гейм «Отвечаю я сам».
3-й гейм «Дружно всей командой».
4-й гейм «Ты мне – я тебе».
5-й гейм «Восстановление текста».
Оценивать ваши ответы будет жюри учителей. За каждый правильный ответ каждая команда получает два балла, за дополнительный ответ – 1 балл. У каждого участника есть три сигнала: красный круг – не согласен с ответом, зеленый круг – согласен с ответом, готовы ответить, желтый круг – нужна помощь. В центре стола каждой группы стрелки указатели, которые будут показывать на отвечающего ученика.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Ст...пной.
- Л...сной.
- Св...тильник.
- З...леный.
Учитель: Посмотрите на слова, что общего у слов?
- Назовите проверочные слова.
- Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Что называется именем существительным?
- Вы догадались, о какой части речи мы будем обобщать знания?
- Итак, тема нашего урока – «Правописание безударных гласных падежных окончаний существительных в ед.ч.». Урок – зачет, который включает вопросы по теории и практике.
3. Работа по теме урока.
1 гейм – «Мы – исследователи».
- Исследуйте слова, сделайте вывод о грамматических признаках существительного.
1 команда.
- На какие 2 группы можно разделить слова: месяц, пальто, ученик, тетя, заяц.
- Что сделали с существительным «трава»: трава, травы, к траве, траву, травой, о траве. Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи с вопросами.
2 команда.
- На какие 2 группы можно разделить слова: папа, Сережа, игрушка, река Волга, Мурзик.
- Чем различаются слова: маяк, окно, малина.
3 команда.
- На какие 2 группы можно разделить слова: книга – книги, кошка – кошки.
- На какие 3 группы можно разделить слова по окончаниям и родам: мама, дядя, село, конь, тетрадь, мышь. ( 1..., 2..., 3... .)
Учитель: Какие выводы вы сделали о грамматических признаках существительного? Групповой отчет. Выставление баллов.
2 гейм «Отвечаю я сам» (конкурс капитанов).
1 капитан.
- В парк... ветки ел... украсились серебристым инеем.
2 капитан.
- Мама испекла в печк... пирог с капуст...й.
3 капитан.
- На верхушк... березк... дятел долбит кору.
Учитель: Разберите предложение по членам; найдите существительные, определите склонение, падеж, окончание. Проверка задания. Отчет капитанов. Выставление баллов.
3 гейм «Дружно всей командой».
Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы по теме «Имя существительное».
1 команда.
- Что такое склонение существительных?
- Чем Именительный падеж отличается от других падежей? Как называются все падежи кроме существительных?
- Какие безударные окончания существительных надо запомнить в Творительном падеже в 1 скл. - ? Во 2 скл. - ? В 3 скл. - ?
2 команда.
- Как узнать падеж существительного в предложении?
- Как определить склонение существительного?
- Если забыли правило, какие слова надо вспомнить, чтобы написать безударные окончания?
3 команда.
- Чтобы верно написать окончания надо вспомнить порядок рассуждения, какой он?
- В написании каких окончаний чаще всего ошибаются взрослые и дети? Почему?
- В каких падежах бывают эти безударные окончания?
Групповой отчет. Выставление баллов.
5. Физкультурная минутка.
Учитель: Если вы услышите существительное 1 склонения – один хлопок, 2 склонения – два притопа, 3 склонения – три приседания.
- О дереве, у шкафа, в жизни, без задачи, в столе, на лошади.
4 гейм «Ты мне – я тебе».
- Вчера каждая команда попробовала себя в роли учителя, они составили свои диктанты. Сегодня все команды будут писать диктанты в роли учеников. Напишите правильно безударные окончания существительных, определите склонение, падеж (1 команда пишет диктант 3 команды,2 команда пишет диктант 1 команды, 3 команда пишет диктант 2 команды). Проверка диктантов теми командами, которые составляли диктант.
- Заполните таблицы, вставьте безударные окончания существительных в Р.п., Д.п., П.п..
Падежи | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Р.п. | |||
Д.п. | |||
П.п. |
Проверка работ, выставление баллов.
5 гейм «Восстановление текста».
Учитель: Зимой нам всем хочется тепла и мы очень часто вспоминаем о лете. Попробуем вспомнить лето с помощью стихотворения.
Вам предстоит восстановить стихотворение с помощью указанных ориентиров (склонения и падежа) . А также вам надо выделить безударные окончания существительных.
В (2с.П.п.) (1с.И.п.) хмурится,
Скоро грянет (2с.И.п.).
(2с. И.п.) пойдет по (1с.Д.п.)
С жестяным (2с. Т.п.).
Застучат по донышку
Капельки (1с.Р.п.)
Тоненькие горлышки
Вытянут цветы.
(С. Козлов)
Проверка заданий у групп, выставление баллов.
5. Итог урока.
Учитель: Слово предоставляется жюри. Награждение победителей – команд (1 место – ..., 2 место – ..., 3 место – ...). Какие конкурсы вам больше всего понравились? Спасибо за работу.
Оценочный лист.
Название геймов | 1 команда «Умники и умницы» | 2 команда «Крепкий орешек» | 3 команда «Словознайки» |
Разминка | |||
1 гейм «Мы исследователи». | |||
2 гейм «Отвечаю я сам» (капитаны). | |||
3 гейм «Дружно всей командой». | |||
4 гейм «Ты мне – я тебе» | |||
5 гейм «Восстановление текста». | |||
Всего баллов | |||
Награждение |