Групповая технология на уроке русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствование орфографической зоркости, развитие умение проверять написание безударных падежных окончаний существительных.
  2. Развивать грамотную правильную речь, память, мышление (умение анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы).
  3. Формирование умение работать в группе, выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению, воспитывать уважение к русскому языку.

Ход урока-игры

1. Организационный момент.

Деление класса на 3 группы по 6 – 7 человек, равные по силам.

Ученик:

Мы – веселые ребята
Не умеем мы скучать
И собрались мы сегодня
В «Счастливый случай» поиграть.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы проведем игру «Счастливый случай». Каждой команде предоставляется возможность или счастливый случай показать свои знания, блеснуть эрудицией и показать, как вы научились решать орфографические задачи! В конце игры будет награждение лучших команд. Слово предоставляется командам.

1-ая команда – «Умники и умницы», капитан команды Ф. И.

2-ая команда – «Крепкий орешек», капитан команды Ф. И.

3-ая команда – «Словознайки», капитан команды Ф. И.

Критерии капитанов.

Капитан должен быть эрудированным и находчивым, координировать деятельность всей команды, проводить проверку и организовывать взаимопроверку во вверенной ему группе, отвечать за работу всей команды в целом, давать возможность поработать каждому.

Действия команды считаются законченными, когда капитан проверит задание у всех и скажет, что команда готова.

Учитель: Повторим правила работы в группе.

  1. Уметь слушать, не перебивать товарища.
  2. Уважительно относиться друг к другу, к мнению других.
  3. Не отвлекаться (смотреть на говорящего).
  4. Честно (по очереди) распределять обязанности в группе.
  5. Уметь уступать и помогать друг другу.

Учитель: Игра состоит из пяти геймов:

1-й гейм «Мы – исследователи».

2-й гейм «Отвечаю я сам».

3-й гейм «Дружно всей командой».

4-й гейм «Ты мне – я тебе».

5-й гейм «Восстановление текста».

Оценивать ваши ответы будет жюри учителей. За каждый правильный ответ каждая команда получает два балла, за дополнительный ответ – 1 балл. У каждого участника есть три сигнала: красный круг – не согласен с ответом, зеленый круг – согласен с ответом, готовы ответить, желтый круг – нужна помощь. В центре стола каждой группы стрелки указатели, которые будут показывать на отвечающего ученика.

2. Словарно-орфографическая работа.

  • Ст...пной.
  • Л...сной.
  • Св...тильник.
  • З...леный.

Учитель: Посмотрите на слова, что общего у слов?

- Назовите проверочные слова.

- Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Что называется именем существительным?

- Вы догадались, о какой части речи мы будем обобщать знания?

- Итак, тема нашего урока – «Правописание безударных гласных падежных окончаний существительных в ед.ч.». Урок – зачет, который включает вопросы по теории и практике.

3. Работа по теме урока.

1 гейм – «Мы – исследователи».

  • Исследуйте слова, сделайте вывод о грамматических признаках существительного.

1 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: месяц, пальто, ученик, тетя, заяц.
  2. Что сделали с существительным «трава»: трава, травы, к траве, траву, травой, о траве. Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи с вопросами.

2 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: папа, Сережа, игрушка, река Волга, Мурзик.
  2. Чем различаются слова: маяк, окно, малина.

3 команда.

  1. На какие 2 группы можно разделить слова: книга – книги, кошка – кошки.
  2. На какие 3 группы можно разделить слова по окончаниям и родам: мама, дядя, село, конь, тетрадь, мышь. ( 1..., 2..., 3... .)

Учитель: Какие выводы вы сделали о грамматических признаках существительного? Групповой отчет. Выставление баллов.

2 гейм «Отвечаю я сам» (конкурс капитанов).

1 капитан.

  • В парк... ветки ел... украсились серебристым инеем.

2 капитан.

  • Мама испекла в печк... пирог с капуст...й.

3 капитан.

  • На верхушк... березк... дятел долбит кору.

Учитель: Разберите предложение по членам; найдите существительные, определите склонение, падеж, окончание. Проверка задания. Отчет капитанов. Выставление баллов.

3 гейм «Дружно всей командой».

Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы по теме «Имя существительное».

1 команда.

  1. Что такое склонение существительных?
  2. Чем Именительный падеж отличается от других падежей? Как называются все падежи кроме существительных?
  3. Какие безударные окончания существительных надо запомнить в Творительном падеже в 1 скл. - ? Во 2 скл. - ? В 3 скл. - ?

2 команда.

  1. Как узнать падеж существительного в предложении?
  2. Как определить склонение существительного?
  3. Если забыли правило, какие слова надо вспомнить, чтобы написать безударные окончания?

3 команда.

  1. Чтобы верно написать окончания надо вспомнить порядок рассуждения, какой он?
  2. В написании каких окончаний чаще всего ошибаются взрослые и дети? Почему?
  3. В каких падежах бывают эти безударные окончания?

Групповой отчет. Выставление баллов.

5. Физкультурная минутка.

Учитель: Если вы услышите существительное 1 склонения – один хлопок, 2 склонения – два притопа, 3 склонения – три приседания.

  • О дереве, у шкафа, в жизни, без задачи, в столе, на лошади.

4 гейм «Ты мне – я тебе».

  1. Вчера каждая команда попробовала себя в роли учителя, они составили свои диктанты. Сегодня все команды будут писать диктанты в роли учеников. Напишите правильно безударные окончания существительных, определите склонение, падеж (1 команда пишет диктант 3 команды,2 команда пишет диктант 1 команды, 3 команда пишет диктант 2 команды). Проверка диктантов теми командами, которые составляли диктант.
  2. Заполните таблицы, вставьте безударные окончания существительных в Р.п., Д.п., П.п..
Падежи 1 склонение 2 склонение 3 склонение
Р.п.      
Д.п.      
П.п.      

Проверка работ, выставление баллов.

5 гейм «Восстановление текста».

Учитель: Зимой нам всем хочется тепла и мы очень часто вспоминаем о лете. Попробуем вспомнить лето с помощью стихотворения.

Вам предстоит восстановить стихотворение с помощью указанных ориентиров (склонения и падежа) . А также вам надо выделить безударные окончания существительных.

В (2с.П.п.) (1с.И.п.) хмурится,
Скоро грянет (2с.И.п.).
(2с. И.п.) пойдет по (1с.Д.п.)
С жестяным (2с. Т.п.).
Застучат по донышку
Капельки (1с.Р.п.)
Тоненькие горлышки
Вытянут цветы.

(С. Козлов)

Проверка заданий у групп, выставление баллов.

5. Итог урока.

Учитель: Слово предоставляется жюри. Награждение победителей – команд (1 место – ..., 2 место – ..., 3 место – ...). Какие конкурсы вам больше всего понравились? Спасибо за работу.

Оценочный лист.

Название геймов 1 команда «Умники и умницы» 2 команда «Крепкий орешек» 3 команда «Словознайки»
Разминка      
1 гейм «Мы исследователи».      
2 гейм «Отвечаю я сам» (капитаны).      
3 гейм «Дружно всей командой».      
4 гейм «Ты мне – я тебе»      
5 гейм «Восстановление текста».      
Всего баллов      
Награждение