Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков.
Задачи:
- Формирование вычислительных навыков.
- Обобщение знаний зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
- Совершенствование умения решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа над пройденным материалом.
На доске выражения:
2322 / 86
3564 / 44
3060 / 68
4536 / 72
- Запишите предположительные ответы на карточке. Карточки на край парты. Выполняем деление в столбик в тетради (учитель в это время собирает карточки).
После урока учитель проверяет карточки учащихся и на последующем уроке возвращается к ответам детей.
- Расположите значения частных в порядке возрастания. (27, 45, 63, 81.)
- Расскажите о ряде чисел. (Числа нечетные, каждое последующее число больше предыдущего на 18, сумма цифр в каждом числе равна 9.)
- Работаем с делимыми. Что можно сказать о каждом числе?
3060 – отсутствуют два разряда.
2322 – в записи числа три одинаковых цифры.
2322, 3060 – сумма цифр в каждом числе равна 9.
4536, 3564 – в записи чисел все цифры одинаковые, сумма цифр в каждом числе 18.
- Выполните вычитание чисел с одинаковой суммой цифр.
3060 – 2322 = 738
4536 – 3564 = 972
- Читаем ответы. Найдите сумму цифр в ответах. (Сумма цифр 18.)
- Выполните деление значений разностей на 18.
738 / 18 = 41
972 / 18 = 54
- Выполните умножение делимых на значение частного из другого выражения.
738 * 54 = 39852
972 * 41 = 39852
- Что можете сказать о произведениях? (Получили одинаковые значения произведений.)
- С числом 39852 я составила несколько выражений.
39852 – х = 972
a – b = 39852
y * 12 = 39852
- Какое выражение решить не сможем? Почему?
- Уравнения решаем самостоятельно (двое учащихся решают за доской).
- Обменялись тетрадями, проверим работу соседа и ребят, работавших у доски.
IV. Физкультурная минутка.
V. Решение задачи.
- Откроем учебники на стр. 52 задача 260.
- Читаем.
- Рассмотрите чертеж к задаче. Ответьте на следующие вопросы : в каких направлениях двигались тела?
- Какова скорость тела, вышедшего из пункта А ?
- Какова скорость тела, вышедшего из пункта Б ?
- Какое расстояние между пунктами А и Б?
- Узнайте по чертежу, сколько времени двигались тела до пунктов В и К?
- Какая величина является искомой?
- Составьте задачу. (Из двух городов А и В, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два поезда. Один из них шел со скоростью 60 км/ч, другой со скоростью 70 км/ч.На каком расстоянии будут эти поезда через 4 часа после начала движения?)
(Учитель еще раз произносит задачу и соотносит с чертежом.)
- Какие величины входят в задачу?
- Повторим зависимость между величинами.
- Какая величина искомая?
- Какая величина постоянная?
- Как найти расстояние между поездами через 4 часа после начала движения?
- Кто знает, как решать задачу, решаем.
(Учащиеся решают задачу, а учитель продолжает работать с группой детей, не приступивших к решению.)
- Что можно узнать сначала? (Сначала можно узнать, на сколько км за 4 часа удалился от А поезд, который шел со скоростью 60 км/ч.)
- Что узнаем потом? (На сколько км за 4 часа удалился от Б поезд, который шел со скоростью 70 км/ч.)
- Закончите решение самостоятельно, кто понял, как решать дальше.
- Есть ли другой вариант решения этой задачи?
- Составим план решения.
- На сколько км удалятся за 1 ч друг от друга поезда?
- На сколько км удалятся за 4 ч друг от друга поезда?
- Какое расстояние будет между ними через 6 часов?
- Не забудем, что поезда вышли из разных пунктов, а между ними было расстояние 90 км.
- Какой вариант решения вам показался более сложным? Почему?
VI. Итог урока.
- Что повторили на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?
- Какое задание вызвало затруднение?
VII. Домашнее задание.