Урок математики в 4-м классе "Действия с многозначными числами"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков.

Задачи:

  1. Формирование вычислительных навыков.
  2. Обобщение знаний зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
  3. Совершенствование умения решать задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа над пройденным материалом.

На доске выражения:

2322 / 86

3564 / 44

3060 / 68

4536 / 72

- Запишите предположительные ответы на карточке. Карточки на край парты. Выполняем деление в столбик в тетради (учитель в это время собирает карточки).

После урока учитель проверяет карточки учащихся и на последующем уроке возвращается к ответам детей.

- Расположите значения частных в порядке возрастания. (27, 45, 63, 81.)

- Расскажите о ряде чисел. (Числа нечетные, каждое последующее число больше предыдущего на 18, сумма цифр в каждом числе равна 9.)

- Работаем с делимыми. Что можно сказать о каждом числе?

3060 – отсутствуют два разряда.

2322 – в записи числа три одинаковых цифры.

2322, 3060 – сумма цифр в каждом числе равна 9.

4536, 3564 – в записи чисел все цифры одинаковые, сумма цифр в каждом числе 18.

- Выполните вычитание чисел с одинаковой суммой цифр.

3060 – 2322 = 738

4536 – 3564 = 972

- Читаем ответы. Найдите сумму цифр в ответах. (Сумма цифр 18.)

- Выполните деление значений разностей на 18.

738 / 18 = 41

972 / 18 = 54

- Выполните умножение делимых на значение частного из другого выражения.

738 * 54 = 39852

972 * 41 = 39852

- Что можете сказать о произведениях? (Получили одинаковые значения произведений.)

- С числом 39852 я составила несколько выражений.

39852 – х = 972

a – b = 39852

y * 12 = 39852

- Какое выражение решить не сможем? Почему?

- Уравнения решаем самостоятельно (двое учащихся решают за доской).

- Обменялись тетрадями, проверим работу соседа и ребят, работавших у доски.

IV. Физкультурная минутка.

V. Решение задачи.

- Откроем учебники на стр. 52 задача 260.

- Читаем.

- Рассмотрите чертеж к задаче. Ответьте на следующие вопросы : в каких направлениях двигались тела?

- Какова скорость тела, вышедшего из пункта А ?

- Какова скорость тела, вышедшего из пункта Б ?

- Какое расстояние между пунктами А и Б?

- Узнайте по чертежу, сколько времени двигались тела до пунктов В и К?

- Какая величина является искомой?

- Составьте задачу. (Из двух городов А и В, находящихся на расстоянии 90 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два поезда. Один из них шел со скоростью 60 км/ч, другой со скоростью 70 км/ч.На каком расстоянии будут эти поезда через 4 часа после начала движения?)

(Учитель еще раз произносит задачу и соотносит с чертежом.)

- Какие величины входят в задачу?

- Повторим зависимость между величинами.

- Какая величина искомая?

- Какая величина постоянная?

- Как найти расстояние между поездами через 4 часа после начала движения?

- Кто знает, как решать задачу, решаем.

(Учащиеся решают задачу, а учитель продолжает работать с группой детей, не приступивших к решению.)

- Что можно узнать сначала? (Сначала можно узнать, на сколько км за 4 часа удалился от А поезд, который шел со скоростью 60 км/ч.)

- Что узнаем потом? (На сколько км за 4 часа удалился от Б поезд, который шел со скоростью 70 км/ч.)

- Закончите решение самостоятельно, кто понял, как решать дальше.

- Есть ли другой вариант решения этой задачи?

- Составим план решения.

  1. На сколько км удалятся за 1 ч друг от друга поезда?
  2. На сколько км удалятся за 4 ч друг от друга поезда?
  3. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?

- Не забудем, что поезда вышли из разных пунктов, а между ними было расстояние 90 км.

- Какой вариант решения вам показался более сложным? Почему?

VI. Итог урока.

- Что повторили на уроке?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Какое задание вызвало затруднение?

VII. Домашнее задание.