Цель:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
- Учить составлять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Задачи:
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- воспитывать экологическую культуру;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- развивать логическое мышление;
- формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава, добиваться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- расширить знания детей о значении чистого воздуха и воды для здоровья человека.
Оборудование:
- проектор, презентации, аудиозапись «Звуки леса»;
- карточки с фразами, материал для проведения практической работы;
- альбомные листы, фломастеры, эмблемы.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». И тема нашего урока «Экологическая безопасность Земли».
- Как вы понимаете слово «экология»? (Наука.)
Учитель: Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Ответы.)
Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».
Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.
2. Деление класса на две исследовательские группы (по эмблемам).
1 группа – «Земляне». Тема их исследования «Значение воды и воздуха для живых организмов».
2 группа – «Экологи». Тема их исследования «Негативное влияние человека на окружающую среду».
3. Выдвижение гипотез обеими группами.
4. Самостоятельная работа в группах.
5. Отчет 1 группы – показ и комментирование слайдов.
Слайд 1. Байкал – самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.
Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.
Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.
Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.
Слайд со всеми фото. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (Да.)
Вывод. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
6. Отчет 2 группы – показ и комментирование слайдов.
- Мы живем на планете «Информатика», где хранятся все знания о нашей планете Земля. Делая снимки нашей планеты, мы заметили, что издалека она очень красивая (слайд).
Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…
Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.
Слайд со всеми фото.
Учитель начальных классов: Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (Нет.)
Вывод. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!
Физкультурная минутка для глаз.
Сядьте прямо, руки положите на колени, нарисуйте «глазами» бабочку в левом углу доски, не поворачивая головы, переместите бабочку в правый верхний угол доски. Повторить то же самое с закрытыми глазами.
7. Решение проблемных ситуаций.
Работа в группах.
Задание №1.
В заливе произошла экологическая катастрофа. Корабль, перевозящий нефть, получил пробоину. Нефть разлилась по поверхности воды. Рыбы задыхаются. Что делать?
Запишите свой вариант решения этой проблемы.
Задание №.2
Составить алгоритм изготовления керамической плитки из ненужных стеклянных изделий (1 группа).
- Собрать стеклянные бутылки.
- Собрать другие изделия из стекла.
- Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
- Отвезти груз на завод.
- Раздробить на заводе стекло на кусочки.
- Смешать стеклянные кусочки с глиной.
- Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.
Составьте алгоритм очистки воды от примесей (2 группа).
- Взять пластиковую бутылку.
- Отрезать горлышко бутылки таким образом, чтобы получилась воронка.
- Вставить «воронку» горлышком вниз в оставшуюся часть бутылки.
- Положить в воронку материал (вату, платок), который задерживает крупные частицы.
- Пропустить воду через воронку с фильтром.
- Прокипятить полученную воду.
8. Практическая работа.
Очистка воды от примесей.
Учитель: Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? А без воздуха? Давайте попробуем определить это практически (дети по сигналу делают вдох и пробуют не дышать).
Физкультурная минутка.
Звучит аудиозапись «Голоса природы».
Дети закрывают глаза и представляют, что они находятся в лесу.
- Вдох через нос (вдыхаем аромат цветов) – выдох через рот.
- Краткий глубокий вдох – краткий резкий выдох.
- Медленный глубокий вдох (наслаждаемся запахом сосны) – медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей.
- Выдохните воздух и не дышите несколько секунд, затем наполните легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук – жужжание пчелы.
- «Дуй на лепесток» – ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемый лепесток цветка.
9. Составление алгоритма похода в лес.
Учитель: Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.
- Взять продукты, компас, магнитофон.
- Включить в лесу громкую музыку.
- Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
- Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
- Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
- Заварить чай и перекусить.
- Выбросить оставшийся мусор в кусты.
- Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
- Продолжить путь.
10. Составление памятки правил охраны природы.
Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.
Сортируя мусор,
Починив подтекающий кран, Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки, Изучая природу, Охраняя растения, |
... бережёшь чистую воду.
... узнаёшь, как ее сберечь. ... даёшь возможность снова сделать полезные вещи. ... бережёшь чистый воздух. ... сохраняешь леса. |
11. Обсуждение полученных результатов и рисование экологических знаков.
12. Итог урока.
- Какие экологические проблемы возникают на Земле? (Ответы.)
- Чему мы научились сегодня на уроке? (Ответы.)
- Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.
И мы надеемся, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
Ученик:
...Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни, истину простую:
Вас много, а она (слайд с планетой) – одна!
Учитель: Мы надеемся, что ваш труд по сохранению планеты будет продолжаться, и дарим каждой команде росток будущего цветка.
Литература:
- Белик И.Н. Что должен знать и уметь юный защитник природы. «Прогресс», 1993.
- Кубанцев Б.С. Основы экологии. М. «Просвещение», 2005.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. «Дрофа», 2001.
- Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные работы по естествознанию. Серия «Эрудит». Мир растений.- М.: «Издательство Мир книги», 2006.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия: животные. - М.:«Олимп», 2001.