Урок-исследование "Экологическая безопасность Земли"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  2. Учить составлять алгоритмы, находить и исправлять ошибки в алгоритмах.

Задачи:

  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  • развивать логическое мышление;
  • формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава, добиваться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • расширить знания детей о значении чистого воздуха и воды для здоровья человека.

Оборудование:

  • проектор, презентации, аудиозапись «Звуки леса»;
  • карточки с фразами, материал для проведения практической работы;
  • альбомные листы, фломастеры, эмблемы.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету». И тема нашего урока «Экологическая безопасность Земли».

- Как вы понимаете слово «экология»? (Наука.)

Учитель: Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Ответы.)

Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».

Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

2. Деление класса на две исследовательские группы (по эмблемам).

1 группа – «Земляне». Тема их исследования «Значение воды и воздуха для живых организмов».

2 группа – «Экологи». Тема их исследования «Негативное влияние человека на окружающую среду».

3. Выдвижение гипотез обеими группами.

4. Самостоятельная работа в группах.

5. Отчет 1 группы – показ и комментирование слайдов.

Слайд 1. Байкал – самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

Слайд со всеми фото. Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (Да.)

Вывод. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

6. Отчет 2 группы – показ и комментирование слайдов.

- Мы живем на планете «Информатика», где хранятся все знания о нашей планете Земля. Делая снимки нашей планеты, мы заметили, что издалека она очень красивая (слайд).

Но при ближайшем рассмотрении мы увидели тревожные факты…

Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

Слайд со всеми фото.

Учитель начальных классов: Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (Нет.)

Вывод. Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Физкультурная минутка для глаз.

Сядьте прямо, руки положите на колени, нарисуйте «глазами» бабочку в левом углу доски, не поворачивая головы, переместите бабочку в правый верхний угол доски. Повторить то же самое с закрытыми глазами.

7. Решение проблемных ситуаций.

Работа в группах.

Задание №1.

В заливе произошла экологическая катастрофа. Корабль, перевозящий нефть, получил пробоину. Нефть разлилась по поверхности воды. Рыбы задыхаются. Что делать?

Запишите свой вариант решения этой проблемы.

Задание №.2

Составить алгоритм изготовления керамической плитки из ненужных стеклянных изделий (1 группа).

  1. Собрать стеклянные бутылки.
  2. Собрать другие изделия из стекла.
  3. Погрузить собранные стеклянные изделия в машину.
  4. Отвезти груз на завод.
  5. Раздробить на заводе стекло на кусочки.
  6. Смешать стеклянные кусочки с глиной.
  7. Изготовить керамическую плитку из смеси стекла и глины.

Составьте алгоритм очистки воды от примесей (2 группа).

  1. Взять пластиковую бутылку.
  2. Отрезать горлышко бутылки таким образом, чтобы получилась воронка.
  3. Вставить «воронку» горлышком вниз в оставшуюся часть бутылки.
  4. Положить в воронку материал (вату, платок), который задерживает крупные частицы.
  5. Пропустить воду через воронку с фильтром.
  6. Прокипятить полученную воду.

8. Практическая работа.

Очистка воды от примесей.

Учитель: Как вы думаете, сколько времени человек может прожить без воды? А без воздуха? Давайте попробуем определить это практически (дети по сигналу делают вдох и пробуют не дышать).

Физкультурная минутка.

Звучит аудиозапись «Голоса природы».

Дети закрывают глаза и представляют, что они находятся в лесу.

  1. Вдох через нос (вдыхаем аромат цветов) – выдох через рот.
  2. Краткий глубокий вдох – краткий резкий выдох.
  3. Медленный глубокий вдох (наслаждаемся запахом сосны) – медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей.
  4. Выдохните воздух и не дышите несколько секунд, затем наполните легкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов на одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук – жужжание пчелы.
  5. «Дуй на лепесток» – ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемый лепесток цветка.

9. Составление алгоритма похода в лес.

Учитель: Найдите и исправьте ошибки в алгоритме похода в лес.

  1. Взять продукты, компас, магнитофон.
  2. Включить в лесу громкую музыку.
  3. Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его или вырыть из земли.
  4. Если встретится незнакомый гриб, то сбить его палкой.
  5. Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.
  6. Заварить чай и перекусить.
  7. Выбросить оставшийся мусор в кусты.
  8. Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.
  9. Продолжить путь.

10. Составление памятки правил охраны природы.

Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.

Сортируя мусор,

Починив подтекающий кран,

Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

Изучая природу,

Охраняя растения,

... бережёшь чистую воду.

... узнаёшь, как ее сберечь.

... даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

... бережёшь чистый воздух.

... сохраняешь леса.

11. Обсуждение полученных результатов и рисование экологических знаков.

12. Итог урока.

- Какие экологические проблемы возникают на Земле? (Ответы.)

- Чему мы научились сегодня на уроке? (Ответы.)

- Мы повторили правила поведения в природе, предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

И мы надеемся, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

Ученик:

...Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни, истину простую:
Вас много, а она (слайд с планетой) – одна!

Учитель: Мы надеемся, что ваш труд по сохранению планеты будет продолжаться, и дарим каждой команде росток будущего цветка.

Литература:

  1. Белик И.Н. Что должен знать и уметь юный защитник природы. «Прогресс», 1993.
  2. Кубанцев Б.С. Основы экологии. М. «Просвещение», 2005.
  3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. «Дрофа», 2001.
  4. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные работы по естествознанию. Серия «Эрудит». Мир растений.- М.: «Издательство Мир книги», 2006.
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: животные. - М.:«Олимп», 2001.