К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста в процессе обучения математике в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях совершенствования системы образования особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья человека. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. К сожалению, в силу недостаточного культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека.

Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных детей приводит к последующему нарушению здоровья детей дошкольного возраста. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей (68%) возникают множественные нарушения функционального состояния, 17% детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым (А.А. Баранов, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаная, Г.Н. Сердюковская, Т.И. Стукалова, А.М. Черных).

Анализ показателей состояния здоровья дошкольников за последнее десятилетие выявил неблагоприятные тенденции: в 2,7 раза сократилось количество детей 1-ой группы здоровья (с 15,6 до 5,7%), в то же время в 2,3 раза возросла численность 3-ей группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей 1-2 отклонения.

По данным С.С. Бычковой, причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста являются:

  • резкое снижение жизненного уровня в стране в сочетании с социальной нестабильностью;
  • неблагоприятная экологическая обстановка в России;
  • стрессовая тактика педагогического воздействия;
  • ухудшение состояния здоровья матери;
  • дефицит двигательной активности;
  • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической подготовленности;
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • неполноценное питание;
  • отсутствие системы в работе по формированию здорового образа жизни.

Поэтому укрепление и сохранение здоровья на этапе дошкольного детства – это одна из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования на современном этапе.

Министерство образования России обращает внимание на то, что умственная и физическая нагрузка в ДОУ непрерывно увеличивается (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»). В практике ДОУ нередки случаи, когда применяется классно-урочная система занятий с детьми старшего дошкольного возраста по типу школьного урока, образовательный процесс перегружен дополнительными занятиями, и не остается достаточного времени на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольника. Все это вызывает у детей переутомления, невротизацию, отражается на состоянии их здоровья и эмоционального благополучия, становясь в дальнейшем причиной школьной дезадаптации.

Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное к нему внимание со стороны педагогов и родителей, инструкторов по физическому воспитанию, медицинского персонала дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ должна быть направлена на выполнение гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни детей дошкольников. Это в первую очередь, использование управляемых форм, не требующих дополнительных финансовых затрат:

  • использование эффективных методов обучения;
  • реальная разгрузка содержания образования;
  • повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • улучшение организации питания детей;
  • рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.

Приоритетными направлениями организации здоровьесберегающей среды в ДОУ, на наш взгляд, являются: учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая и коррекционная работа, научно-методическая и информационно-просветительская работа.

Остановимся на учебно-воспитательной работе, которая предполагает:

  • соблюдение режима учебных занятий детей разновозрастных групп;
  • организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки;
  • составление расписания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  • создание условий для развития индивидуальных способностей;
  • организация динамических пауз с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
  • создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму разных возрастных групп.

Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующий у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередования с играми, нормирование времени занятий, наполняемость группы, обстановка занятия, дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения.

В связи с этим максимально допустимое количество занятий в первую половину дня в младших и средних группах – не более двух продолжительностью 10-15 минут, в старших и подготовительных группах – не более трех. Продолжительность занятия в старшей группе 20-25 минут, а в подготовительной группе не более 25-30 минут [2].

Необходимо не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка, проводить физкультминутки, которые являются неотъемлемой составной частью практически любого занятия. В структуре каждого занятия по математике необходимо предусмотреть смену видов деятельности, перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание перерыва педагог в каждом случае определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением, или пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз или упражнения на релаксацию, игры. Приведем несколько примеров таких минуток отдыха, которые наиболее эффективны на занятиях по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

В соответствии с изучаемым материалом на занятиях по математике физкультминутки можно варьировать в зависимости от вида и темы проводимого занятия, времени года, возраста и индивидуальных психофизических особенностей детей. Например,

***

Раз, два – стоит ракета,
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора опять писать.

***

Столько раз поднимем руки,
Сколько точек в этом круге.
Сколько ёлочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.

***

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

Проанализировав психолого-педагогическую, методико-математическую литературу, изучив опыт работы ДОУ г. Белгорода, следует отметить, что во многих образовательных учреждениях созданы «Картотеки физкультминуток», которые помогают педагогам грамотно соединить работу по снятию у детей интеллектуального и физического утомления с осознанным проведением коррекции отклонений в развитии, с закреплением полученных знаний и умений по математике.

На наш взгляд, целесообразно в физкультминутки включать упражнения с «волшебным» карандашом, которые направлены в первую очередь на суставную гимнастику кисти и пальцев, точность и координацию их движений. Помимо этого они способствуют развитию подвижности глаз, пространственной ориентировке на своей руке, зрительного и осязательного восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти.

Для проведения физкультминутки необходимо, чтобы в распоряжении дошкольника был шестиугольный карандаш без заточки. Это эффективный тренажер для развития моторики, который можно применять на протяжении всего дошкольного периода. Эти физкультминутки можно включать в любое занятие, так как направленность упражнений с карандашом имеет универсальный характер. Например, можно включить в физкультминутки следующие упражнения: «Прокатывание карандаша в ладонях», «Вращение карандаша подушечками пальцев», «Мост», «Карандаш за ухом» и др. [1].

А.С. Краснянская, В.Н. Антюшина рекомендуют применять физкультминутки с «волшебным» карандашом на протяжении дошкольного периода, начиная с 4-летнего возраста.

Пальчиковые игры также являются необходимой составляющей занятия по математике, например:

«Пальчики».

Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять –
В домик спрятались опять.

В этой игре детям предлагается поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

«Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

В этой игре детям предлагается пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

По мнению известных психологов и физиологов (Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Л.Ф. Обуховой, Г.А. Цукерман), особый интерес доставляют детям игры с мячом, которые тоже можно проводить на занятиях по математике. Ежедневная работа с мячом снимает у ребенка отрицательную энергию, стресс, эмоциональную перегрузку. В процессе этих игр развивается мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, и все это благоприятно отражается на дальнейшем их обучении в школе. Приведем примеры таких игр «Веселый счет», «Считай дальше», «Назови соседей числа», «Концовка» и др. Дети должны помнить, что отвечать можно после того, как пойман мяч, нельзя выкрикивать раньше времени и подсказывать товарищу. Например, игра «Назови скорей» проводится с целью закрепления временных представлений у старших дошкольников. Дети встают в круг. У педагога мяч, он бросает его ребенку и задает вопрос. Ребенок бросает мяч обратно и отвечает на вопрос:

  • Какой сегодня день недели?
  • Какое сейчас время года?
  • Сколько ушей у двух малышей?
  • Сколько частей в сутках?
  • Сколько будет пять плюс один?
  • Какой день недели наступает после воскресенья? И т.д.

Таким образом, дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы физического здоровья, сохранение и укрепление которого всеми доступными средствами является приоритетными задачами дошкольного образования.

Литература:

  1. Краснянская А.С. Физкультминутка с «волшебным» карандашом / А.С.Краснянская, В.Н. Антюшина // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и школе. - 2004. - № 5.- С. 32-39.
  2. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения // Дошкольное образование России в документах и материалах. - М.: Изд-во ГНОМ «Д», 2001. – С. 125-131.
  3. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - СПб.: ИЧП «Хард Форд», 1996.