Разработка урока по истории России (8-й класс) "Начало Отечественной войны 1812 года"

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

  1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.
  2. Охарактеризовать события начального этапа войны.
  3. Раскрыть значение Бородинского сражения.
  4. Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, речевые умения.
  5. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года.

Средства обучения:

  • §3 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);
  • карта « Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов»;
  • атласы «История России XIX века»;
  • презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • план-памятка «Характеристика войны».

Методы обучения: беседа с классом, работа с учебником, работа с картой, выполнение познавательных заданий, анализ документа, сообщения обучающихся, использование презентации, материалов компьютерного учебника, составление сравнительной таблицы.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература, история Башкортостана.

Основные понятия: Отечественная война, ополчение, генеральное сражение, мародерство, флеши, редуты, маневр, инфантерия, арьергард.

Основные даты и события:

1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию, 22 июля - соединение русских армий в Смоленске, 4-6 августа - Смоленское сражение, 8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим, 24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,

1 сентября – Военный совет в Филях, 2 сентября – оставление Москвы французам, 2-6 сентября – Тарутинский маневр.

Выдающиеся личности: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Александр I, Наполеон, Даву, Мюрат, Ней.

Опережающее задание: подготовка ответов на вопросы перед §3, ознакомительное чтение §3, индивидуальные задания - подготовка сообщений работа с терминами с использованием словаря.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка изученного материала.
  3. Подготовка к восприятию нового материала: актуализация знаний, озвучивание темы урока, постановка целей, ознакомление с планом.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.). (Слайд 1. Приложение)

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Направления внешней политики Александра I.)

- Сейчас мы выясним, каковы наши достижения по данной теме.

Экспресс-опрос по следующим вопросам:

  1. Каковы цели и основные направления внешней политики Александра I?
  2. Что такое «восточный вопрос»? Какое значение имел он для России?
  3. Каковы итоги внешней политики Александра I на восточном направлении?
  4. Каковы причины военных неудач России в кампаниях 1805-1807г.?
  5. Каково содержание Тильзитского мира?
  6. Был ли выгоден Тильзитский мир России?
  7. Какие противоречия возникли между Россией и Францией после заключения Тильзитского договора?

Проверочное задание. Установите соответствие:

1 вариант – названия мирных договоров и год их подписания.

2 вариант – названия мирных договоров и страна-участница договора. (Слайд 2. Приложение)

Время на выполнение работы - 4 минуты.

Время истекло, проведем взаимопроверку. На экране – ключ для проверки:

1 вариант – А- 4, Б - 3, В - 2, Г - 1, Д - А.

2 вариант – А - В, Б - Б, В - А, Г - Г, Д - А.

Нормы отметок:

1 ошибка - «4».

2 ошибки - «3».

3 ошибки - «2». (Слайд 3. Приложение)

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Мы с вами сегодня вспомнили о причинах обострения противоречий между Францией и Россией после заключения Тильзитского мира. Это противостояние привело в 1812 году к началу войны между ними.

Тема нашего урока - «Начало Отечественной войны 1812 года».

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. (Слайд 4. Приложение)

- Что вы знаете об этом событии из курса всеобщей истории? (Наполеон Бонапарт, став императором в 1804 году, стремился к мировому господству, однако осуществлению его планов мешала независимая политика России. В июне 1812 года Великая армия Наполеона перешла русскую границу и направилась на Москву. В генеральном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Заняв Москву, он так и не дождался мира со стороны России и вынужден был покинуть город. Русские войска, партизаны и морозы преследовали французов на всем протяжении обратного пути в Европу. Сам Наполеон после переправы через реку Березина, бросив остатки своей армии, умчался в Париж.)

- Молодцы! Напомните, пожалуйста, по какому плану мы характеризуем войны. (Слайд 5. Приложение) (Мы определяем причины, цели участников войн. Исходя из целей и того, кто начал войну первым, определяем характер войны, помня о том, что войны бывают справедливые и несправедливые, оборонительные и наступательные. …..)

- Как вы думаете, решению каких целей мы посвятим сегодняшний урок? (Выяснить причины, цели и характер, дать характеристику событиям начального этапа войны1812 года.)

- Все правильно, на экране вы видите цели урока. (Слайд 6. Приложение)

- Обращаю ваше внимание на план изучения нового материала. (Слайд 7. Приложение).

Итак, начнем. В процессе работы вы должны заполнить таблицу «Начало войны 1812 года» по предложенной форме прошу перенести эту таблицу в тетрадь. (Слайд 8. Приложение)

- Обратите внимание на словарные слова, значения которых вы выяснили к сегодняшнему уроку. (Слайд 9. Приложение)

IV. Изучение нового материала.

- Первый пункт нашего плана требует от нас определения причин, целей и характера войны 1812 года. (Слайд 10. Приложение)

- Для определения причин войны поработаем с документами (распечатки на каждой парте).

Задание: прочитайте внимательно приказ Наполеона при переходе армии через Неман и выдержки из высказываний Наполеона. Выясните, каковы причины войны с Россией, по словам Наполеона? Слайд 11.

Вопросы для анализа документа:

  • Как Наполеон определяет причины вторжения в Россию?
  • Для выяснения причин и целей войны для России проведём работу с приказом Александра I, изданным на второй день войны. (Слайд 12. Приложение)

Вопросы для анализа документа:

  • Какие способы, в отношениях с Францией использовала Россия?
  • Какова была цель России в войне с Францией?
  • Какова причина войны со стороны России?
  • Исходя из причин и целей, определите характер войны.
  • Почему война стала называться Отечественной?
  • Какие войны, из истории нашей страны, имеют аналогичное название?
  • Как вы думаете, действительно ли в развязывании войны виноват только Наполеон? Можно ли, всю ответственность возложить только на него?

- Итак, мы рассмотрели 1 пункт нашего плана. Если были внимательны, вами должны быть заполнены 2 пункта ваших таблиц (проверь себя). (Слайд 13. Приложение)

- Переходим к характеристике 2 пункта нашего плана «Характеристика начального этапа: соотношение сил, планы военных действий, события от Немана до Бородино». (Слайд 14. Приложение)

Беседа с классом.

- Какая сила является главной в войне? (Армия.)

- Что должны мы выяснить в отношении армий и почему? (Количество и качество армий для определения соотношения сил.)

Работа по группам: используя материал учебника (пункт 1 §3, схемы на с.34 и 40), сравните численность (1 ряд), комплектование (2 ряд), состав и вооружение (3 ряд) русской и французской армий. (Слайд 15. Приложение)

Заслушиваются итоги работы групп.

1 группа - численное превосходство у французов, по артиллерии у русских.

2 группа - в русской армии на основе рекрутской повинности (с определенного количества дворов служил в армии один человек, большинство мужчин не было обучено военному делу), во французской армии - на основе всеобщей воинской повинности, но французы составляли только половину, остальные солдаты набраны на основе принудительного принципа из покоренных народов Европы, т.е. были ненадежны.

3 группа - по вооружению и составу войск, армии были примерно одинаковы.

Подведение итогов учителем.

Французская армия: во-первых, в 2 раза превосходила по численности русскую армию, хорошо обучена, но она была ненадежна, т. к. состояла наполовину из покоренных народов, во-вторых, русская армия была разрознена и растянута вдоль западной границы, из-за сохранения рекрутской повинности большинство мужчин не было обучено военному делу.

Задание: ознакомившись с численностью и расположением армий давайте составим прогноз: каков должен быть итог войны? (Победа французов.) (Слайд 16-17. Приложение)

Однако события, как вам известно, из уроков всеобщей истории, литературы, кинофильмов, развернулись по-иному.

- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.

Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.» в течение 4 минут. (Слайд 18. Приложение)

Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.

Беседа с классом на основе анализа карты в атласах.

- Как были расположены русские войска в начале войны?

Сообщения учеников о командующих армиями (опережающее задание).

Барклай-де-Толли. (Слайд 19. Приложение)

Багратион Петр Иванович. (Слайд 20. Приложение)

Tормасов Александр Петрович. (Слайд 21. Приложение)

Беседа с классом.

- Что вам известно о планах военных действий французов? (Наполеон, используя свое численное превосходство, планировал разбить в приграничных сражениях русские армии поодиночке и заставить Александра I просить о мире, закончить войну в короткие сроки.) (Слайд 22. Приложение)

- Какая тактика ведения войны была выбрана русскими? (По предложению Барклая-де-Толли было решено не вступать с французами в крупные сражения в условиях превосходства их в силах, отступать в целях соединения армий, не оставляя врагу провиант и фураж.) (Слайд 23. Приложение)

- Используя карту атласа, назовите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. (Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк.)

- Где и когда произошло соединение русских армий? (22 июля, в районе Смоленска.) (Слайд 24. Приложение)

- Каково, по вашему мнению, значение Смоленского сражения для французов? (Наполеон понес большие потери, 6 дней он провел в тяжелых раздумьях о дальнейших планах и ждал ответа от Александра I на свое предложение о мире, не дождавшись ответа, принял решение о наступлении на Москву.)

- Почему после Смоленска был смещен главнокомандующий русской армией Барклай-де-Толли? (Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, принял решение об отступлении в целях сохранения армии. Его тактика вызвала резкое недовольство в армии и в обществе. За Смоленском русские до самой Москвы не имели больше укрепленных пунктов.)

- При каких обстоятельствах и когда главнокомандующим был назначен М.И. Кутузов? (Для прекращения разногласий между П.И.Багратионом, обвинявшим Барклая-де-Толли в измене, и по требованию общества Александр I 8 августа назначил Кутузова главнокомандующим русской армией.)

Сообщение о М.И. Кутузове (опережающее задание). (Слайд 25. Приложение)

- Какую реакцию вызвало в прибытие Кутузова в армию?

- Какой план действий был принят Кутузовым?

Подведение итогов учителем.

Таким образом, мы завершили характеристику хода военных действий с момента вторжения наполеоновской армии в Россию от переправы через реку Неман до генерального сражения у Бородино. В нашей таблице должны быть заполнены еще 3 пункта: соотношение сил в начале войны, планы сторон, ход войны до Бородина.

Проверьте себя. (Слайд 26, 27. Приложение)

- Переходим к рассмотрению 3 пункта нашего плана «Бородинское сражение». Вам хорошо известно, что это сражение, являясь одним из самых героических событий российской истории, истории российского оружия, вызывало и вызывает к себе интерес, восхищение, чувство гордости, и в тоже время с ним связано существование спорных вопросов. Оно официально признано на основе закона РФ Днем Воинской славы России. Давайте вспомним, какие литературные произведения и произведения искусства, посвященные Бородино вы знаете? Современники, историки, писатели ставили вопрос о его необходимости. Оригинально ответил на него в своем романе Л.Н.Толстой (Слайд 28. Приложение):

«Современные историки считают, что битвы не могло не быть. Кутузов дал сражение потому, что этого желала отступавшая армия, требовало общественное мнение.

- Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы Смоленской Божьей Матери на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.»

Просмотр анимации о Бородинском сражении - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XXвв. XIX век.» Урок № 3.Фрагмент 8 .

Задание: внимательно по схеме проследите за диктором о ходе Бородинского сражения, выделяя для себя основные моменты битвы. (Слайд 29. Приложение)

Беседа с классом.

- У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?

- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши? Назовите места наиболее ожесточенных действий.

- Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?

- До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?

- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?

- По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?

Учебная дискуссия.

- Как вы считаете, Бородино - это победа или поражение, если учесть, что в конце битвы позиции с обеих сторон были такими же, как в начале сражения? (Слайд 30. Приложение)

- Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников: Наполеон. (Слайд 31. Приложение); А.П. Ермолов. (Слайд 32. Приложение); Л.И. Толстой. (Слайд 33. Приложение).

(Ученики высказывают свое мнение.)

Подведение итогов учителем.

- Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. «Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой», - писал позже Наполеон. Ценой огромных потерь французы потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. Потери: у русских - 44 тыс., у французов - 58 тыс., т. е. более 40% всего личного состава. В Бородинском сражении между французами и русскими существовал уже примерный численный паритет, чем и можно объяснить, что ни одна из сторон в этом сражении не добилась решающих результатов. Позже, находясь в изгнании, поверженный французский император признал, что из 50 сражений, им данных, «в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». По мнению академика Е.В.Тарле, исследователя наполеоновской эпохи, «моральная победа была на стороне русских, т.к. французам не удалось прорвать их оборону. (Слайд 34. Приложение) А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось победой все-таки больше русской, чем французской».

Итак, мы завершили работу по характеристике Бородинского сражения и должны до конца заполнить таблицу - ее 6,7,8 пункты. Прошу выполнить эту работу в течение 3 минут, используя материал учебника по группам:

1 ряд - пункт 6 С. 49.

2 ряд - пункт 7 С. 53.

3 ряд - пункт 8 С.53-54. (Слайд 35. Приложение)

Время вышло, проверьте себя. (Слайд 36. Приложение)(Приложение 1)

- Переходим к последнему четвертому вопросу нашего урока, об участии воинов из Башкортостана в Бородинском сражении. (Слайд 37. Приложение) Послушайте, пожалуйста, сообщение на эту тему:

« В Бородинском сражении отличился Уфимский пехотный полк созданный в конце XVIII века в Уфе. В сложный момент Бородинского сражения во время атаки французами батареи Раевского Уфимский полк отличился, отбив в контратаке (бегом, вверх на гору) под командованием генерала А.П. Ермолова батарею. Уфимский полк потерял 588 офицеров и солдат, что по подсчетам Р.Н. Рахимова составило 65% личного состава полка. За подвиги, совершенные во время сражения, офицеры полка были представлены к различным наградам.

Среди историков нет единого мнения по вопросу участия в Бородинском сражении 1-го Башкирского полка, сформированного полка в 1811 г. в связи с угрозой новой войны с Францией.

А.Н. Усманов считает, что он участвовал в рейде на левый фланг и в тыл французской армии вместе с казаками Платова. Р.Н.Рахимов на основе документов доказывает, что в число участников битвы 1-й Башкирский полк не входил. Он высказывает предположение, что 1-й Башкирский полк в ночь перед сражением был направлен на пикет у Масловских укреплений, находившихся на крайнем правом фланге русской армии. О том, что башкиры не участвовали непосредственно в боевых действиях в день Бородинской битвы, говорит и отсутствие наградных документов, связанных с этим сражением» (опережающее задание).

V. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы познакомились с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до Тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам. Мы выяснили, что на данном этапе войны инициатива принадлежала армии Наполеона, имевшей превосходство в силах. Бородинское сражение с военной точки зрения не выявило победителя, но была ослаблена наступательная активность французской армии, предопределено ее поражение в этой несправедливой, захватнической войне. Сражение вызвало огромный патриотический подъем в России, укрепило веру в возможность победы над врагом.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Сумели ли мы достичь поставленных целей? Что нового, интересного вы получили на уроке? (Рефлексия.)

VII. Домашнее задание.

  1. Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.
  2. Опережающее чтение §4, ответы на вопросы перед параграфом.

Использованная литература:

  1. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.
  2. Козленко С.И., Козленко И.В., Молодцова И.В.и др. Промежуточная аттестация по истории: 5-8кл. Пособие для учителя. - М., 2008.
  3. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России ХIХ века, 8 класс. - М., 2005.
  4. Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. - М., 2004.
  5. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996.
  6. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХIХ.- М., 2005.
  7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год.- М.,1992.

  8. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.
  9. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.mes.ru/works st/1812/main.html. Авторский сайт о войне 1812 года, содержит богатый иллюстративный материал, имеет музыкальное оформление.
  2. http://www.ovsen.com/user/svntr/2.shtml. На сайте рассказывается о стратегии войны Наполеона и тактике обороны русских войск.
  3. http://www.idel.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html. Эта Интернет - страница посвящена Бородинскому сражению.
  4. http://ru.wikipedia.org/
  5. http://www.studentu.ru
  6. http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch
  7. http://www.1812panorama.ru

Компьютерные обучающие средства:

  1. Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.