Урок с презентацией по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе на тему "Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. Маленькие ремесленники"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для выявления детьми новой учебной информации.

Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

  • cформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
  • учить добывать знания или информацию из разных источников;
  • формировать умение работать с текстом: составлять план, выделять главное;
  • учить самостоятельно, формулировать тему и основные цели урока; осуществлять действия по плану;
  • учить оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;
  • воспитывать любовь к Родине, её прошлому.

Методы обучения:

  1. наглядный,
  2. практический,
  3. словесный,
  4. проблемный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуально-самостоятельная
  • в парах
  • поисково-исследовательская

Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, деревянные народные музыкальные инструменты, тесты для взаимопроверки, диск с записью звучания гуслей, презентация; игрушки из солёного теста.

Ход урока

Презентация

Приложения

I. Организационный момент.

II. Проверка и закрепление изученного материала

- Какой раздел изучаем? (Как трудились наши предки)

- Предлагаю выполнить тест с взаимопроверкой (приложение 7; презентация, 1 слайд)

- Ключ для взаимопроверки: 1, 3, 6, 7 (презентация, 2 слайд)

III. Актуализация знаний, постановка проблемы, составление плана

- Труд крестьян был тяжелым, но сегодня мы поговорим о другой стороне их жизни:

“Что вы знаете о занятиях крестьян в свободное от полевых работ время?”

- Какое слово объединяет все их занятия, вспомните материал по данной теме, изученный на уроках технологии? (Ремесло)

- О ремесле и ремесленниках будет идти речь на уроке

- Какие вопросы надо обсудить? (презентация, 3 слайд)

IV. Усвоение новых знаний

1. Введение в тему, создание ситуации предвосхищения

- Более полные ответы нам поможет дать рубрика “Жил на свете человек”(презентация, 4 слайд)

- И оказалось, что у человека этого было два ремесла.

- А какие — догадайся (рассматривание иллюстрации на стр. 80 учебника)

2. Индивидуально-самостоятельная работа по учебнику

- Прочесть материал данной рубрики и убедиться - правы вы или нет?

- Вспомните: какое ремесло было самым востребованным на Руси?

- Почему?

- Как называли плотников по-другому? (Рубленники)

- Можете объяснить значение слов “ремесло”, “ремесленники”?

- А какое объяснение даёт толковый словарь? (Учебник, стр.122)

- Что получали они за своё ремесло?

3. Фронтальная работа, сопровождаемая рассказом учителя

- Игрушки любимы детьми во все времена. А знаете ли вы когда они появились в нашей стране?

- Об этом нам поведает Даша (самостоятельно-подготовленное сообщение)

- В каждой местности были свои мастера- игрушечники. Игрушки их различались орнаментом, окраской.....

(Учитель рассказывает об игрушках, обращаясь к выставке игрушек, выполненных учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства)

  • Игрушки Сергиева Посада
  • Богородская игрушка
  • Дымковская игрушка

(презентация, 5 слайд)

Минутка релаксации

Предлагаю расслабиться, закрыть глаза, представить свою любимую игрушку

А теперь мысленно перенесёмся в те далекие времена и заглянем в избу Смоленской губернии. Чем занимались маленькие ремесленники?(Две девочки в русских народных костюмах вяжут соломенную куколку)

4. О развитии ремесленного дела (одиночки, артели, ремесленные сообщества)

5. Работа с иллюстрацией “Русская ярмарка” (презентация, 6 слайд)

6. Работа по рисунку- схеме “Ремесла в России”(17-18 в.) (презентация, 7 слайд)

  • Какие ремесла были?
  • Профессии?
  • Кто такой скорняк?
  • А как называли человека, который занимался изготовлением посуды?

7. Поисково-исследовательская работа учащихся.

- г. Маркс, а в прошлом Екатериненштадт, крупное ремесленное поселение на Волге

- А какие ремесла были развиты в нашем крае? Чтобы получить ответ на этот вопрос ребята провели исследовательскую работу и узнали:

- Максим из рассказов прабабушки о прялках

(презентация, 8 слайд)

приложение 1

- Артём из интервью с сотрудниками музея о рубеле и скалке.

(презентация, 8 слайд, приложение 2)

- Ильмира из интервью с сотрудниками музея о праздничной посуде

(презентация, 8 слайд)

- Никита о лаптях из интернета

(приложение 3)

- Дана о музыкальном инструменте цимбалы из книги

нашего земляка Н.В.Титова

(приложение 4)

Музыкальная пауза (игра на деревянных инструментах на фоне звучания гуслей)

(приложение 5, приложение 6)

 8.Первичное закрепление знаний: групповая работа по составлению синквейна по теме “Ремесло” по второму абзацу учебника (стр. 80-82 ) с использованием алгоритма.

(приложение 8)

9.Обобщение и итог

- Сохранились эти профессии сегодня?

- Как часто слышим слово “ремесло”?

- Какое слово его заменило в современной жизни?

(хобби, увлечение)

(Обращается внимание на выставку поделок детей и их родителей)

- Почему с таким трепетом , с такой заботой мы относимся

к вещам старины?

(Стихи “Вещи старины” читает учитель, презентация , 9 слайд)

10. Рефлексия

- Какие открытия сделали по теме?

- Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что может работать лучше?

Домашнее задание:

1) общее

2) групповое творческое

(презентация, 10 слайд)

Приложение

  • сообщения учащихся, дополняющие текст (приложение 1, 2, 3, 4)
  • стихи к музыкальной паузе (приложение 5)
  • диск “Гусли” (приложение 6)
  • тест (приложение 7)
  • алгоритмы составления синквейна (приложение 8)
  • презентация по уроку (слайды 1-10)