Дидактическая цель: создать условия для выявления детьми новой учебной информации.
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи урока:
- cформировать представление учащихся о возникновении в России ремесел.
- учить добывать знания или информацию из разных источников;
- формировать умение работать с текстом: составлять план, выделять главное;
- учить самостоятельно, формулировать тему и основные цели урока; осуществлять действия по плану;
- учить оценивать собственные возможности, давать самооценку после выполненного задания;
- воспитывать любовь к Родине, её прошлому.
Методы обучения:
- наглядный,
- практический,
- словесный,
- проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуально-самостоятельная
- в парах
- поисково-исследовательская
Средства обучения: учебник, тетрадь № 2 на печатной основе, деревянные народные музыкальные инструменты, тесты для взаимопроверки, диск с записью звучания гуслей, презентация; игрушки из солёного теста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка и закрепление изученного материала
- Какой раздел изучаем? (Как трудились наши предки)
- Предлагаю выполнить тест с взаимопроверкой (приложение 7; презентация, 1 слайд)
- Ключ для взаимопроверки: 1, 3, 6, 7 (презентация, 2 слайд)
III. Актуализация знаний, постановка проблемы, составление плана
- Труд крестьян был тяжелым, но сегодня мы поговорим о другой стороне их жизни:
“Что вы знаете о занятиях крестьян в свободное от полевых работ время?”
- Какое слово объединяет все их занятия, вспомните материал по данной теме, изученный на уроках технологии? (Ремесло)
- О ремесле и ремесленниках будет идти речь на уроке
- Какие вопросы надо обсудить? (презентация, 3 слайд)
IV. Усвоение новых знаний
1. Введение в тему, создание ситуации предвосхищения
- Более полные ответы нам поможет дать рубрика “Жил на свете человек”(презентация, 4 слайд)
- И оказалось, что у человека этого было два ремесла.
- А какие — догадайся (рассматривание иллюстрации на стр. 80 учебника)
2. Индивидуально-самостоятельная работа по учебнику
- Прочесть материал данной рубрики и убедиться - правы вы или нет?
- Вспомните: какое ремесло было самым востребованным на Руси?
- Почему?
- Как называли плотников по-другому? (Рубленники)
- Можете объяснить значение слов “ремесло”, “ремесленники”?
- А какое объяснение даёт толковый словарь? (Учебник, стр.122)
- Что получали они за своё ремесло?
3. Фронтальная работа, сопровождаемая рассказом учителя
- Игрушки любимы детьми во все времена. А знаете ли вы когда они появились в нашей стране?
- Об этом нам поведает Даша (самостоятельно-подготовленное сообщение)
- В каждой местности были свои мастера- игрушечники. Игрушки их различались орнаментом, окраской.....
(Учитель рассказывает об игрушках, обращаясь к выставке игрушек, выполненных учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства)
- Игрушки Сергиева Посада
- Богородская игрушка
- Дымковская игрушка
(презентация, 5 слайд)
Минутка релаксации
Предлагаю расслабиться, закрыть глаза, представить свою любимую игрушку
А теперь мысленно перенесёмся в те далекие времена и заглянем в избу Смоленской губернии. Чем занимались маленькие ремесленники?(Две девочки в русских народных костюмах вяжут соломенную куколку)
4. О развитии ремесленного дела (одиночки, артели, ремесленные сообщества)
5. Работа с иллюстрацией “Русская ярмарка” (презентация, 6 слайд)
6. Работа по рисунку- схеме “Ремесла в России”(17-18 в.) (презентация, 7 слайд)
- Какие ремесла были?
- Профессии?
- Кто такой скорняк?
- А как называли человека, который занимался изготовлением посуды?
7. Поисково-исследовательская работа учащихся.
- г. Маркс, а в прошлом Екатериненштадт, крупное ремесленное поселение на Волге
- А какие ремесла были развиты в нашем крае? Чтобы получить ответ на этот вопрос ребята провели исследовательскую работу и узнали:
- Максим из рассказов прабабушки о прялках
(презентация, 8 слайд)
- Артём из интервью с сотрудниками музея о рубеле и скалке.
(презентация, 8 слайд, приложение 2)
- Ильмира из интервью с сотрудниками музея о праздничной посуде
(презентация, 8 слайд)
- Никита о лаптях из интернета
- Дана о музыкальном инструменте цимбалы из книги
нашего земляка Н.В.Титова
Музыкальная пауза (игра на деревянных инструментах на фоне звучания гуслей)
8.Первичное закрепление знаний: групповая работа по составлению синквейна по теме “Ремесло” по второму абзацу учебника (стр. 80-82 ) с использованием алгоритма.
9.Обобщение и итог
- Сохранились эти профессии сегодня?
- Как часто слышим слово “ремесло”?
- Какое слово его заменило в современной жизни?
(хобби, увлечение)
(Обращается внимание на выставку поделок детей и их родителей)
- Почему с таким трепетом , с такой заботой мы относимся
к вещам старины?
(Стихи “Вещи старины” читает учитель, презентация , 9 слайд)
10. Рефлексия
- Какие открытия сделали по теме?
- Кто доволен своей работой?
- Кто считает, что может работать лучше?
Домашнее задание:
1) общее
2) групповое творческое
(презентация, 10 слайд)
Приложение
- сообщения учащихся, дополняющие текст (приложение 1, 2, 3, 4)
- стихи к музыкальной паузе (приложение 5)
- диск “Гусли” (приложение 6)
- тест (приложение 7)
- алгоритмы составления синквейна (приложение 8)
- презентация по уроку (слайды 1-10)