Композиционное построение узоров. Техника выполнения счетных швов: шов "крест", "гобеленный шов"

Разделы: Технология


Раздел: Художественная обработка материалов

Модуль: Вышивка

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров, с видами узоров и орнаментов коренных народов Севера.
  • Научить технике выполнения счетных швов.
  • Способствовать воспитанию любви к одному из самых древних видов искусства – вышивке. Учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта.

Инструменты, приспособления, материалы: игла для вышивки, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва.

Наглядные пособия: готовые вышивки, выполненные учащимися, журналы, учебники, рисунки одежды коренных народов Севера, образцы национальных орнаментов, предметы быта.

Методы обучения: объяснение, рассказ, самостоятельная работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Проверка присутствующих
  • Проверка готовности к уроку
  • Настрой на урок.
  • Сообщение темы урока.

2. Актуализация опорных знаний:

  • Какие простейшие ручные швы вам уже известны?
  • Какая ткань используется для вышивки?
  • Какими нитками лучше всего выполнять вышивку?
  • Перечислить правила техники безопасности при работе с иглами.
  • Перечислить правила техники безопасности при работе с ножницами.

3. Сообщение познавательных сведений.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией. В изображении закладывался определенный смысл. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера. (Показать рисунки одежды, готовые вышивки, образцы национальных орнаментов).

4. Объяснение нового материала.

Композиционное построение узоров. Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте (показать образцы национальных орнаментов). Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняются изделия. (Показать рисунки национальной одежды коренных народов Севера). Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом. Для выполнения орнамента чаще всего используют счетные швы: роспись, набор, счетная гладь, косая стежка, крест, гобелен и др. (учебник стр. 60-63). Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края применяется ленточный орнамент (учебник стр. 64). Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии. Симметрия – соразмерное расположение форм, линий, красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента.

5. Практическая работа.

  • Раздать инструкционные карты.
  • Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.
  • Инструктаж по правилам техники безопасности.
  • Выполнение практической работы, пользуясь инструкционными картами.

6. Заключительная часть.

  • Подведение итогов урока.
  • Проверка практической работы.
  • Оценка работ учащихся.
  • Домашнее задание: закончить вышивку, проутюжить вышивку с изнаночной стороны.

Приложение.