Раздел: Художественная обработка материалов
Модуль: Вышивка
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, с композиционным построением узоров, с видами узоров и орнаментов коренных народов Севера.
- Научить технике выполнения счетных швов.
- Способствовать воспитанию любви к одному из самых древних видов искусства – вышивке. Учить детей видеть черты национального своеобразия в облике людей, их одежде, украшениях, предметах быта.
Инструменты, приспособления, материалы: игла для вышивки, ножницы, пяльцы, нитки мулине, канва.
Наглядные пособия: готовые вышивки, выполненные учащимися, журналы, учебники, рисунки одежды коренных народов Севера, образцы национальных орнаментов, предметы быта.
Методы обучения: объяснение, рассказ, самостоятельная работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент:
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности к уроку
- Настрой на урок.
- Сообщение темы урока.
2. Актуализация опорных знаний:
- Какие простейшие ручные швы вам уже известны?
- Какая ткань используется для вышивки?
- Какими нитками лучше всего выполнять вышивку?
- Перечислить правила техники безопасности при работе с иглами.
- Перечислить правила техники безопасности при работе с ножницами.
3. Сообщение познавательных сведений.
Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивки создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Обычно вышивка очерчивала край одежды сплошной линией. В изображении закладывался определенный смысл. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера. (Показать рисунки одежды, готовые вышивки, образцы национальных орнаментов).
4. Объяснение нового материала.
Композиционное построение узоров. Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте (показать образцы национальных орнаментов). Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Орнамент зависит от формы, назначения и материала, из которого выполняются изделия. (Показать рисунки национальной одежды коренных народов Севера). Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется раппортом. Для выполнения орнамента чаще всего используют счетные швы: роспись, набор, счетная гладь, косая стежка, крест, гобелен и др. (учебник стр. 60-63). Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края применяется ленточный орнамент (учебник стр. 64). Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии. Симметрия – соразмерное расположение форм, линий, красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента.
5. Практическая работа.
- Раздать инструкционные карты.
- Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.
- Инструктаж по правилам техники безопасности.
- Выполнение практической работы, пользуясь инструкционными картами.
6. Заключительная часть.
- Подведение итогов урока.
- Проверка практической работы.
- Оценка работ учащихся.
- Домашнее задание: закончить вышивку, проутюжить вышивку с изнаночной стороны.