Цели урока:
- Обобщить и систематизировать учебный материал по теме «Россия при Алексее Михайловиче», пополнив его новыми знаниями.
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся через поиск необходимой информации в справочниках, энциклопедиях, Интернете.
Тип урока: повторительно-обобщающий, интегрированный с математикой.
Учебное оборудование: портреты деятелей эпохи, настенная карта, атласы, исторические картины с событиями XVII в. компьютер с мультимедийной установкой, экран.
Опережающее задание: приготовить интересные материалы по эпохе, не изучаемые на уроках.
Ход урока
Учебный блок I. Введение в историческую эпоху.
Учитель задает вопросы и одновременно на основе ответов на доске составляет схему.
– Мы в каком времени?
– Кто правит Россией?
– Какие события произошли в этот период в истории России (Обучающиеся участвуют в историческом аукционе)
Результатом этой работы становится схема (примерная, главное записать в нее все события, предложенные детьми, даже если они ошибочные, сами же обучающиеся затем делают работу над ошибками в схеме)
Учитель: Итак, мы с вами в эпохе царя Алексея Михайловича, и здесь нам придется решать сегодня удивительную задачу, в которой дано: Алексей Михайлович и время его правления. Требуется доказать, что Алексей Михайлович, занимаясь государственными делами, был вынужден постоянно опираться на знания математики. А чтобы это доказать, мы сами должны быть хорошими математиками. Ваше знание эпохи вы уже подтвердили. Попробуйте показать и свои математические способности.
Задача 1: Четырехзначное число оканчивается цифрой 5. Если эту цифру переставить на первое месть, то число увеличивается на 3519. Найдите данное четырехзначное число!
Учебный блок II. За рамками школьного учебника.
Учитель: Много мы узнали с вами из школьного учебника, но сколько еще интересных фактов осталось вне нашего внимания. Вам, наверно, удалось найти много интересных фактов. Ну , к примеру, что впервые появилось в России при Алексее Михайловиче.
(Данную информацию дети отыскивают самостоятельно и она может быть самой различной, главное в процессе этой работы учить еще и правильно оформлять найденный материал)
Из опыта работы: возможна следующая информация.
- Окончательно трехцветные знамена утвердились при Алексее Михайловиче. Объясняется выбор белого, синего и красного цветов тем, что издавна они присутствовали на гербе Москвы.
- При Алексее Михайловиче пустырь к востоку от Кремля начали называть Красный, т.е. Красивый. Тогда-то впервые и появилось понятие – Красная площадь.
- В 50-е г.г. XVII в. в Москве начали изготавливать изразцы для наружных стен.
- В 1672 году при Алексее Михайловиче был открыт первый театр. Он был придворным. Его организовал пастор Готфрид Грегори, набравший труппу из 50 иностранцев. После смерти царя театр закрыли.
Учитель: А знаете, ведь ни одно из этих дел не обошлось без погружения в математику. Нужно было все обсчитать, вымерить. В общем, работы невпроворот. Да вы сами попробуйте!
Задача 2. Сосчитайте, какую часть от длины составляет ширина одного цветного полотна, если известно, что его измерения относятся 1:2.
Задача 3. Ширина одной полосы -35 см. Найдите длину флага.
Задача 4. Средняя ширина Красной площади – 130 м. Длина ее в 5,34 раза больше ширины. Вычислите площадь Красной площади с точностью до 1 га.
Задача 5. Для украшения церкви Григория Неокесарийского изготовили на 5130 изразцов меньше, чем для Покровской церкви в селе Измайлове. За один изразец для первого храма получили 10 коп., для второго – 10,6 коп. Сколько изразцов было изготовлено для украшения каждого из этих храмов, если известно, что все изразцы для храма в Измайлове стоили на 555, 78 руб. больше, чем все изразцы для храма Григория Неокесарийского.
Учебный блок III. Портретная галерея.
Учитель: Что есть история без людей!? Великих деятелей культуры и полководцев, реформаторов и реакционеров, злодеев и гениев. Каждая историческая эпоха дарила нам новые имена. Не исключением является и время Алексея Михайловича. Приглашаем вас в нашу портретную галерею. Но, предупреждаем, что человек, который ее составлял не очень хорошо знает историю и поэтому в портретной галерее эпохи «заблудились» деятели других исторических времен. Попробуйте убрать лишние портреты.
Из опыта работы: Портретная галерея создается самими ребятами. На листах формата А4 учащиеся приносят 3 портрета на их взгляд самых выдающихся людей эпохи, которые они отыскивают в Интернете. Делается это заранее, так как другая группа ребят затем оформляет эти портреты (чаще всего мы их ламинируем) и размещает на специальных планшетах. Учитель накануне урока добавляет к уже готовой галерее портреты других исторических деятелей, не соответствующих времени Алексея Михайловича. Работа нередко выполняется в рамках проектной технологии.
Учитель: Ну а теперь, когда в галерее остались только люди эпохи Алексея Михайловича проведите по ней экскурсию.
Из опыта работы: Как правило, об исторических деятелях ведут разговор не только те, кто готовил портреты. С целью обучения учащихся ведению аргументированной дискуссии, ребятам дается задание аргументировано доказать уместность присутствия того или иного портрета в исторической галерее. Для этого, они должны показать значимость деятельности исторического лица в своей эпохе.
Учитель: Вы знаете, оказывается и историки ошибаются. Перед вами лежит текст, в котором вы наверняка найдете много имен-ошибок, которые сделал рассеянный историк.
Текст с ошибками:
Новый царь Алексей Михайлович из династии Рюриковичей начал свое правление в 1645 году. Он был от природы добродушен и впоследствии получил прозвище «Тишайший», имевшее второе значение «Светлейший». Сразу после восшествия на престол он доверился другу своего отца боярину Чистому, который был когда-то его воспитателем. Незадолго до своего восемнадцатилетия Алексей высказал намерение жениться. По старинному обычаю в Москву со всей страны были свезены двести юных девушек, из которых были выбраны шесть. Из них Алексей выбрал Марию Милославскую, которая во время представления царю упала в обморок.
За время правления Алексея Михайловича было проведено много интересных и важных мероприятий. Так в 1649 году было принято Соборное Уложение. Работу по его составлению провела специальная комиссия под руководством Одоевского. Не менее значимым событием была реформа Никона, которая вызвала глубокое беспокойство среди населения. Упорным противником Никона выступил протопоп Арсений.
Учитель: А теперь посчитайте, какой % неправильных имен составляет от общего количества имен, данных в тексте.
Учебный блок IV. Поговорим о датах.
Учитель: Как вы думаете, чем история похожа на математику?
Из опыта работы: Учащиеся, как правило, говорят о важности цифр в истории – дат, и в математике
Учитель: Сегодня у нас есть возможность соединить цифры исторические с математическими, то есть решить задачу, в ответе которой будет одна из дат эпохи, о которой мы сейчас ведем речь.
Задача 6: Сумма двух чисел 3321, а их разность 31. Найдите эти числа.
Учитель: Оказывается, не только цифрами похожа история на математику. Существуют еще и исторические уравнения, решите их.
1648 + Москва = ?
1654 + ? = Воссоединение с Украиной
? + Никон = церковная реформа
1668 – 1676 + восстание =?
Учитель: А теперь попробуйте решить математическое уравнение тех времен, исходя из того, как тогда цифры писались: Х – SИ =ЗB
Из опыта работы: Для решения этой задачи на доску вывешивается таблица «Обозначение чисел буквами кирилловской азбуки, употребляющиеся в России с X по XVIII в.в.»
Учебный блок V. Экскурсия по Москве эпохи Алексея Михайловича.
Из опыта работы: Экскурсию ведут учащиеся, которые нашли интересную информацию о Москве того времени.
Экскурсовод 1: Итак, мы с вами в Москве времен Алексея Михайловича. Совсем недавно здесь появилась Красная площадь. Теперь здесь вовсю гудит ярмарка, чего тут только не продают. Полно здесь «всякого запасу к домашнему обиходу или хлебного всякого жита и всякого обилия хмелю и масла и мясного, и рыбного, и свежего, и просолу».
Цены на съестные припасы разные: четверть ржаной муки – 30 коп., пуд коровьего масла – 60 коп. Рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, иногда штуками. Стоила по 37 коп. пуд, Воз семги – 10 руб. 25 алтын. Одна голова сахара обходилась покупателю в 4 гривны, 1 лимон – 1,5 коп. Шуба из овчины – 30-40 коп. Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 руб.
Деньги все носят в кожаных кошельках, которые привязываются к поясу. Небольшие суммы завязываются в платок и носятся за пазухой. Простой московский люд деньги прячет за щеку, при этом может торговать и говорить.
Задача 7: Посмотрите на таблицу денежного счета в России при Алексее Михайловиче и представьте себе, что вы посетили ярмарку тех времен. Выразите все, что вы купили в полушках.
Экскурсовод 2: При Алексее Михайловиче стрельцы, охранявшие Кремль, несли сторожевую службу у проездных ворот крепости и внутри нее – у Дворца, Денежного двора, где чеканили деньги, и Казенного двора (близ Благовещенского собора), где хранилась казна.
Стрелецкое войско имело лучшую выучку, чем служилое ополчение, так как было постоянным. Но оно не было профессиональным, занимавшимся только военным делом, и потому уступало в подготовке армиям западных государств. При Алексее Михайловиче стали создавать полки из россиян, но организованных и обученных по образцу западных, - полки иноземного строя. Их число в годы царствования Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича неуклонно росло и к 1681 г. достигло 63.
Задача 8: В 1681 г. из 164 тыс. ратников российской армии 89 тыс. служили в полках иноземного строя. Вычислите, какой процент составляла численность войск иноземного строя от численности всей армии России (с точностью до 1%).
Экскурсовод 3: В 1661 0 1662 г.г. часы на Спасской башне Спасские куранты увидел австрийский посол Августин Мейерберг, которому они так понравились, что он поручил своему художнику зарисовать их. В то время сутки делили не на две равные части, как мы сейчас с 1 ч. До 12 ч. И с 12 ч. До 1 ч, а дневное и ночное время, и на часах они были неравными. Так как самый продолжительный день в году длился 17 часов, то циферблат древних часов имел 17 часовых делений.
В июне день начинался в 3 часа утра резким ударом, означавшим, что ночные часы закончились. В 4 часа они били 1 раз, в 5 – 2 раза и т.д.
В 7 вечера звучало 16 ударов, а в 8 – резкий удар прекращал отчет дневных часов. На башню поднимался часовщик, который вручную перемещал циферблат курантов, и они начинали отсчет времени с одного часа.
Галовеевские часы были большие и массивные. Их циферблат массой 400 кг был собран из тяжелых дубовых досок и окрашен голубой краской, под цвет неба. На нем были золотом нарисованы солнце и месяц и укреплены светлые жестяные звезды. Эти часы служили москвичам весь XVII век.
Задача 9: Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м., составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Экскурсовод 4: В начале XVII в. по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол. Это был прадед Царь-колокола.
В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. В 1654 г. из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол.
За один год литеец Пушечного двора Данила Данилов с сыном Емельяном отлили в Кремле на Ивановской площади второй гигантский колокол, как бы дедушку нынешнего Царь-колокола.
Отлитый Данилой Даниловым колокол просуществовал всего год и треснул от сильного удара языка по нему. Но Данила умер в 1654 г. от чумы и новый колокол поручили отлить Александру Григорьеву. На поверхности этого колокола были изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов.
Задача 10: Первый Царь – колокол имел массу 36 т., что составляет 0,28125 от массы нового Царь-колокола, отлитого в 1654 г. Вычислите массу второго Царь-колокола.
Задача 11: Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его язык должны были раскачивать 24 человека, что составляет 0,24 от числа звонарей, необходимых, чтобы благовестил колокол, отлитый Александром Григорьевым. Сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655 году
Учитель: Ну что же, сумели мы с вами доказать, что, действительно, во времена Алексея Михайловича математика была необходимой наукой. Не зря ее называют царицей наук.
Учебный блок VI. Послесловие.
Учитель: Ну а теперь последние подсчеты. Давайте подсчитаем, что мы знали по времени Алексея Михайловича и что узнали сегодня.
Из опыта работы: На доске, чтобы это было наглядно, составляется карту знакомого и незнакомого материала, услышанного на уроке. Накладываем эти сведения на историческую карту «Россия в XVII в.», одновременно помещая их по местам исторических событий эпохи Алексея Михайловича (которые называются детьми)
Задача 12: Подсчитайте, какой % новых знаний мы получили сегодня на уроке.
Учебный блок VII. Подведение итогов.
Из опыта работы: В начале урока мы предупреждаем ребят о том, что в течение всего урока будет вестись «Карта успешности». За компьютером сидит человек (приглашаем кого-либо из родителей или коллег), который постоянно вносит эти данные по разным номинациям и выводит их на большой экран, чтобы каждый обучающийся мог активизировать свою работу в процессе урока и улучшить свой показатель на «Карте успешности». Номинации предлагаются следующие: «Быстрая рука», «Правильная рука», «Всезнайка», «Историк урока», «Математик урока». Нужно подготовить как можно больше номинаций, чтобы большее количество детей прочувствовали свою успешность. Это мотивирует на дальнейшую активную работу на уроках
И в целом повышает образовательный интерес.