Урок по окружающему миру по теме "Взаимосвязь в природе; экологическое равновесие", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель:

  • сформировать представление о взаимосвязях между организмами, входящими в состав природного сообщества;
  • о характере и последствиях вмешательства человека в природное равновесие.

Задачи: продолжать развивать умение различать объекты живой и неживой природы, предметы, созданные человеком; подвести к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой и человеком, о противоречивости окружающего мира; на ознакомительном уровне дать представление о науке "экология"; формировать умение воспринимать проблему, выдвигать гипотезу и на основе личного опыта, наблюдений, воображения и размышлений делать обобщения и выводы; развивать эмоционально- волевую сферу и воспитывать чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме Земля.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, Красная книга России, Красная книга Красноярского края, плакаты из серии "Охрана природы", учебник "Я и мир вокруг" (А. А. Вахрушева), тетрадь (4-я часть), карточки с кроссвордами, карточки - тесты, гербарий, куклы (Муравей Вопросик, Мудрая Черепаха, Злючка-Грязючка).

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель проводит установочную беседу, в ходе которой, используя куклу Мудрая Черепаха, проверяет готовность ребят к уроку. Дети слушают учителя, сказочного персонажа и проверяют подготовленность к уроку, если есть необходимость, завершают её.

Презентация.

Учитель показывает слайд № 1.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач.

У: - На прошлом уроке мы начали знакомиться с живыми обитателями нашей планеты. Прочтите запись на экране.

Д: - (читают хором) Связь живого и неживого.

У: (Муравей Вопросик) - Попробуйте догадаться, какую удивительную взаимосвязь в природе мы будем исследовать сегодня на уроке?

Д: (Высказывают свои предположения; возможно, что кто-то из ребят выдвинет верную гипотезу.)

У: (Мудрая Черепаха) - Чтобы убедиться в том, кто из вас прав, нам нужно сначала разгадать кроссворд, потом вспомнить:

  • какие объекты не относятся к природе,
  • кого мы называем живыми организмами,
  • какими свойствами обладают живые организмы;
  • что относится к неживой природе;

а так же выполнить много интересных заданий в учебнике, в тетради. Вы готовы?

Д: (хором) - Готовы!

У: - Тогда внимательно слушайте правила работы с карточкой - кроссвордом (Приложение 1):

  • задание выполняете в парах,
  • читаете загадки, помогаете друг другу вспомнить отгадки,
  • договариваетесь, кто пишет отгадку первым, затем по очереди,
  • чья пара первой отгадывает загадки, поднимает руку и называет ключевое слово, соответственно завоёвывает право быть ведущими во время физпаузы.

Через 2-3 мин учитель показывает слайд № 2, проверяет выполнение задания, слушает рассуждения детей, делая комментарии по ходу работы.

У: (М Ч) - Молодцы! Верно отгадали слово "экология". А может кто - нибудь из вас объяснить значение слова "экология".

Д: - (предлагают свои варианты толкования слова)

У: (М В) - Экология - это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде. Об этом мы и поговорим. Только сначала вспомним:

  • какие объекты не относятся к природе,
  • кого мы называем живыми организмами,
  • какими свойствами обладают живые организмы;
  • что относится к неживой природе.

Д: - Предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе. Всё, окружающее нас, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий, относится к природе. (Показывает слайд № 3). Природа бывает живая и неживая. Основные признаки тел живой природы - питание, дыхание, размножение, рост и смерть. Только при наличии всех этих признаков тело можно отнести к живой природе. Следовательно, объектами неживой природы являются: звёзды, камни, воздух, вода:

У: - Рассмотрим обе группы (растения и животные) подробнее. Как, из чего строят свой организм растения?

Д: - Растения строят свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворённых в почве питательных веществ.

У: - Растения используют для этого силу солнечного света. Откройте учебник на стр. 8. Что изображено на первом рисунке?

Д: - На первом рисунке художник нарисовал растения: луговые травы, кустарники и деревья.

У: - Прочитайте текст под иллюстрацией и скажите, о какой важной способности растений мы ещё не говорили.

Д: - Растения - основа жизни на земле. Они обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания всем живым существам. Они создают сложные вещества из простых. Только благодаря растениям на Земле появились и существуют животные.

III. Физпауза.

У: - Игра называется "Живое - неживое". Двое победителей, выигравшие при разгадывании кроссворда, у доски демонстрируют движения и помогают учителю и сказочным героям отмечать ошибочные движения. Наши друзья читают загадки, класс отвечает отгадки, когда затрудняются, показывают картинки. Если отгадка - объект неживой природы, то приседаете, а если - объект живой природы, то делаете наклон вперёд, если же отгадка - предмет, сделанный руками человека, то становитесь прямо.

1. Что видно только ночью? (звёзды, луна)

2. Под мостиком виляет хвостиком. (рыба)

3. Летом греет, зимой холодит.(солнце)

4. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (юла)

5. На шесте дворец, во дворце певец. (скворец)

6. Поверну волшебный круг, и меня услышит друг. (телефон)

7. Ползун ползёт, иглы везёт. (ёж)

8. Без рук, без ног, а бежит. (вода)

9. Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

10.

Кто у постели больного сидит?
.И как лечиться, он всем говорит. (доктор)

IV. Cовместное открытие нового.

У: - Наше исследование продолжается. Вспомните, как образно принято называть растения. (Показывает слайд № 4).

Д: - Мы договорились, что образно будем называть растения кормильцами.

У: (М В) - Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?

Д: - Нет. Животные едят готовую пищу. Растительноядные животные питаются растениями. Хищники охотятся на других животных. В их зубы чаще попадают больные и слабые животные, чем сильные и здоровые. Если не будет хищников, то растительноядных животных станет слишком много. Они съедят все растения и погибнут от голода.

У: - А как мы с вами решили образно называть всех животных?

Д: - Всех животных мы называем едоками.

У: - Давайте уточним отличия животных от растений.

Д: - Животные отличаются от растений:

  • по способу питания;
  • по способу дыхания (растения способны очищать воздух);
  • по цвету (у растений преобладает зелёный цвет).

У: (М Ч) - Наши наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами. (Показывает слайд № 5). Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников.

- Прочитайте на стр. 9 учебника, что происходит, когда растения и животные умирают.

Д: - Рано или поздно все растения и животные старятся и умирают. Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие организмы - мы их договорились называть "мусорщики" - превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом, они снова становятся пригодными для растений. Следовательно, получилась круговая связь живого и неживого.

У: - Какой проблемный вопрос предлагает нам решить Муравей Вопросик на стр. 9 ?

- Давайте подумаем, что произойдёт, если исчезнет хотя бы одно звено из нашей цепи (растения - растительноядные животные - хищники - почвенные организмы)?

Д: - Если бы исчезли все растения - не стало бы пищи для травоядных и кислорода для дыхания. Исчезли бы травоядные - растений стало бы слишком много, они не могли бы расти; пропали бы и хищники, так как им нечем стало бы питаться. Исчезли бы хищники - слишком много стало бы травоядных, они съели бы все растения. Исчезли бы мусорщики - никто бы не разрушал тела умерших, они заполонили бы всю землю.

У: - Какой сделаем вывод из наших наблюдений?

Д: - В природе нет ничего лишнего. Всё в природе взаимосвязано.

У: - Сравните ваши предположения с выводом в учебнике на стр. 9. Какие будут дополнения?

Д: - Человек не должен нарушать природное равновесие.

V. Изучение нового материала.

У: - Следующий шаг нашего исследования - место обитания. Разных видов животных и растений очень много. Каждый живой организм приспособился жить в определённом месте. Только в этом месте своего обитания растение или животное чувствует себя "как дома". Если люди вырубают лес, то лесным животным и растениям некуда деться. Они не могут жить в поле или на лугу.

- Рассмотрите картинки на стр. 10, прочитайте задание, что надо выполнить по заданию?

Д: - На картинках художник изобразил путаницу, потому что кузнечик по его представлению живёт на ели, жираф в водоёме, белка в пустыне, верблюд на севере, щука на лугу. Нам надо стрелочками показать, где на самом деле должны жить эти животные.

Ребята выполняют задание в тетради с комментированием.

У: (М Ч) - А теперь посмотрите на фотографии (показывает слайд № 6). Ведя своё хозяйство, человек порой не задумывается, какой вред он может нанести природе. Послушайте рассказ, подготовленный ребятами вашего класса, и скажите, о чём мы всегда должны помнить. (Несколько подготовленных учеников читают текст).

Д: - Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное - никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были ещё только бутоны. Словом, всё подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи - тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Не вылупились личинки. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

А один из них, например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла экология.

У: - Ребята, о чём мы всегда должны помнить?

Д: - По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие оказались "бездомными", потому что люди заняли места их обитания. Человек не царь природы, а её частичка. Поэтому, чтобы выжить, людям надо жить в мире с природой, зная её законы.

У: (М В) - Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. А что предпринимают люди, чтобы сберечь вымирающие растения и животных?

Д: Возможно, что кто-то из ребят скажет о Красной книге, заповедниках, зоопарках, ботанических садах и т. д.

У: - (Показывает слайд № 7) - Учёные во всё мире давно подняли тревогу, доказав, что нужно тщательно обдумывать всякое вмешательство человека в природу. Ведь и нам, и нашим потомкам будут нужны зелень, чистая вода, пение птиц - вся красота Земли.

(М Ч) - Человек на земном шаре уже истребил 270 видов диких животных. Поэтому люди стараются сохранить оставшиеся живые организмы. Для этого существуют специальные законы об охране природы, создана Красная книга, в которую внесены редкие и исчезающие растения и животные, во всех странах есть заповедники, ботанические сады, зоопарки.

- Посмотрите на фотографию Красной книги. (Показывает слайд № 8). Цвет переплёта книги красный. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда!" В 1966 г. была издана Международная Красная книга. У неё были очень необычные страницы - разноцветные. Сделано это не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы. На жёлтых - напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Однако выяснилось, что создания Международной Красной книги недостаточно. И тогда в разных странах стали выпускать свои, национальные Красные книги.

- (Показывает слайд № 9). Также для сохранения редких видов диких растений люди создали ботанические сады. В нашем самом большом Главном ботаническом саду Академии наук около миллиона растений. Есть у нас самый северный в мире ботанический сад в Заполярье, в Хибинах. В них бережно хранят дары прославленных русских путешественников: Пржевальского, Потанина, Семёнова-Тян-Шанского. Научные сотрудники ботанических садов не только хранители живых коллекций и гербариев, которыми пользуются академики, профессора, студенты и школьники. Они сами ведут большую научно-исследовательскую работу, снаряжают экспедиции за новыми ценными растениями, обмениваются семенами с другими садами мира.

- (Показывает слайд № 10). Чтобы сохранить редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Эти территории прежде всего являются научными лабораториями в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. А за последние 20 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа - биосферных. Это заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах по единой методике. Так учёные узнают о глобальных, наиболее крупных изменениях биосферы Земли. Всего в мире около 200 биосферных заповедников.

- (Показывает слайд № 11). Зоопарк - это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты, являющийся научным учреждением. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания рост и развитие малышей диких животных. В зоопарках работают зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи. Непосредственно общаясь с животными, они научились понимать их сложный язык и повадки. Благодаря зоопаркам уцелели зубры, олени Давида.

VI. Физпауза.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И "здравствуй" скажем каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Белым шариком пушистым

Красуется одуванчик в поле чистом. (изображают хвастовство)

Дунул лёгкий ветерок -

И остался стебелёк

(ходьба на месте)

(наклоны вперёд, в стороны)

(иммитируют

движения

приветсвий)

(руками перед собой изо-ют шар)

(дуют вперёд)

(тянутся вверх, руки внизу)

VII. Закрепление изученного материала.

У: - Теперь, когда вы отдохнули, давайте продолжим наше исследование. Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

Д: - Это научное предположение о будущем состоянии погоды: температура воздуха, осадки, облачность:

У: (М В) - Но прогноз может быть и экологический. Кто может объяснить это понятие? (Показывает слайд № 6).

Д: - Обращаясь к тому, о чём мы говорили сегодня, можно сказать, что экологический прогноз - это предположение о будущем состоянии нашей природы: чистоте или загрязнении воздуха, воды, почвы, многообразии или исчезновении живых организмов:

У:- Верно, молодцы! Вот и подумайте, что произойдёт на лугу, если погибнут насекомые?

Д: - Если погибнут насекомые - не произойдёт опыления, и растения не дадут семян, не появятся новые растения, могут и совсем исчезнуть с нашего луга. Исчезнут растения - нечем будет питаться животным луга, например, тем, которых человек специально разводит, чтобы получать необходимые для жизни мясо, молоко, жир, шерсть, кожу.

У: - Откройте, пожалуйста, стр. 9, найдите на ней раскраску в зелёной рамке. Что изобразил художник?

Д: - Это луг. Потому что здесь нарисованы цветные ромашка, мак, василёк, клевер, подорожник, колокольчик, перепел, аист, заяц, крот, коза, корова, лошадь, а вот насекомые: пчела, кузнечик, бабочка - чёрно-белые. Почему так - непонятно.

У: (М В) - А художник этим показал, что насекомые погибли. Исправим ситуацию? Что вы можете предложить сделать с рисунком, чтобы вместе с насекомыми не погибли и растения, и птицы, другие животные луга?

Д: - Давайте раскрасим цветными карандашами - оживим насекомых, тогда сохранятся растения, птицы, звери и домашние животные, которые пасутся на лугу. (Дети раскрашивают картинку луга.)

У: (М В) - Что может случиться, если в реке выловить всех раков?

Д: - Если в реке исчезнут раки, то от голода погибнут хищные рыбы, которые ими питаются. И человек, питающийся этими рыбами и раками, тоже останется без еды.

У: (М Ч) - Вот так оказываются связанными воедино, казалось бы, далёкие друг от друга: человек - хищная рыба - рак. Пищевые связи как "невидимые нити" связывают их воедино. Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине людей?

Д: - Если в лесу погибнут птицы, то тогда расплодятся насекомые, которые уничтожат деревья, кустарники и травянистые растения. Если люди уничтожат лес, вырубая его, тогда погибнут животные, для которых лес является кормильцем и местом обитания (домом).

У: - А сейчас возьмите карточку-тест (Приложение 2) и пронумеруйте кружки, соединив слова стрелочками. (Ребята заполняют карточки, комментируя свою работу и ответы одноклассников, учитель ещё раз вместе со сказочными героями приводит к выводу о взаимосвязях в природе и о сохранении природного равновесия, показывая слайд № 7).

VIII. Подведение итогов.

У: - Настало время подвести итог нашего исследования. (Показывает слайд № 12).

- (М В) Можно считать одни объекты природы полезными, а другие - вредными? Почему?

-(М Ч) Надо оставлять в природе только те объекты, которые полезны человеку? Почему?

- (М В) Можно переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека? Почему?

- Какой можно сделать вывод из всего сказанного на уроке? (После каждого ответа ребёнка на все перечисленные вопросы даётся анализ рассуждения и умения соотнести цель и задачи урока с выполненной работой).

Д: - Человек может создать роботов, летать на Луну и подчинять своей воле силы природы. Но ни одно, даже самое крохотное живое существо нельзя сделать на заводе или в лаборатории. В природе всё взаимосвязано. Людям нельзя нарушать природное равновесие.

У:

- Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речке смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь ( хором все дети)другой на свете нету!

- Благодарю за активную работу на уроке (имена ребят).

IX. Домашнее задание.

У: - Составьте и нарисуйте в тетради свою "цепочку невидимых нитей", связывающую организмы в лесу или в водоёме, или на лугу - по выбору. (Если у ребят есть вопросы по выполнению д/з, то учитель вместе со сказочными героями отвечают на них.)