Урок литературного чтения по программе "Школа России" во 2-м классе по теме "А.С. Пушкин – великий русский поэт"

Разделы: Начальная школа


Цели:
1.  Обобщить и закрепить знания уч-ся по произведениям А.С. Пушкина.
2.  Познакомить ещё раз с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.
3.  Воспитывать умение видеть красоту родной природы, родного края, воссоздавать её в своём воображении, слушая и читая сказки и стихи Пушкина.
4.  Воспитывать у уч-ся чуткость, милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла, любовь и все лучшие качества, которым должен владеть человек.
5.  Развитие воображения и фантазии, совершенствование навыка чтения.

Оборудование: портрет Пушкина, выставка книг, рисунки уч-ся по сказкам Пушкина, раскладушка «Стихи А.С. Пушкина в начальных классах», плакаты с выдержками слов А.С. Пушкина.

«…Великим быть желаю,
Люблю России честь»
  «Слушаю сказки - и вознаграждаю тем
недостатки «проклятого» своего воспитания.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

«Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».
           «Чтение - вот лучшее учение».
Пословицы:   «Много захочешь - последнее потеряешь».
                        «Много желать - добра не видать».
                        «Жадность - всякому горю начало».
                        «Ненасытному всё мало».

Ход урока.

У.  - Прозвенел для нас звонок, начинаем свой урок.
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в Тридевятое царство в Пушкинское государство.
Начало путешествия посвящено жизни Пушкина.

А.С. Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли, незаходящим солнцем русской поэзии.
- А что вы знаете об А.С. Пушкине?
Д.  - Родился Александр Сергеевич 6 июня 1799 года в Москве. У Александра были брат и сестра, с которой он очень дружил. Маленький Пушкин вёл себя, как все дети. Саша с детства много читал.
Пушкин любил свою бабушку Марию Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась за него, когда родители строго наказывали. Часто перед сном бабушка рассказывала былины, сказки, пела песни. Бабушка передавала ему волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, воспитывала в нём народные чувства.
В раннем детстве ухаживала за ним крепостная няня, Арина Родионовна. Она любила маленького Сашу, как родного сына. Няня, как и бабушка Пушкина, знала много народных сказок, песен и прекрасно рассказывала Саше. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Когда Пушкин был выслан в село Михайловское, с ним была его няня. Долгие зимние вечера, когда за окном выла вьюга, а на столе горела сальная свеча. Как и в детстве, Пушкин слушал нянины сказки, иногда читал ей свои стихи.
Няня была ему верным и единственным другом в трудную пору его жизни. Поэт не одно стихотворение посвятил своей старой няне.

(это сообщение рассказывают несколько уч-ся)
У. - Какое стихотворение Пушкин посвятил няне?
( дети читают стихотворения: «Няне», «Зимний вечер».)
У. - Давайте вспомним, как начинаются вам известные произведения А.С. Пушкина об осени.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятно мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданья.
В багрец и в золото одетые леса.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась;
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела..

…Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась…

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режут лёд.

У.  - Что можно сказать о стихах Пушкина?
Д.  - Стихи его прекрасны! Читаешь их и будто они поднимают тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт.
     - Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз. Как много в них тепла, сердечности, золотистого цвета! Они звучат как музыка.
     - У Пушкина стихии весёлые и печальные. Поэт всё изображал легко, с блеском, бодро, весело.
У.  - Когда Александр Сергеевич вырос, он пересказал некоторые нянюшкины сказки стихами, применив простой народный язык. В стихах и сказках он льётся свободно и звонко, как прозрачный родник.
У.  - Продолжаем наше путешествие.
Д.  - А куда?
У.  - Подскажите сами.
Д.  - В Лукоморье. У А. С. Пушкина есть поэма «Руслан и Людмила». Она начинается так:
     (дети читают хором наизусть)

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо - песнь заводит,
Налево сказку говорит.

(входит «кот»)
Кот. - А кто к нам пожаловал?
Д.  - Мы ученики 2 класса. Хотим совершить путешествие по Пушкинским сказкам, а попали почему-то сюда.
Кот. - Правильно. Дорога в Пушкинское государство идёт через наше Лукоморье. А вы сказки Пушкина читали?
Д.  - (отвечают)
Кот. - Молодцы! Видите этот дуб? Так вот, на нём висят листочки и жёлуди, на которых написаны вопросы. Вы должны на них ответить.
(дети по очереди подходят к дереву срывают листочки, читают и отвечают на них.)

Вопросы учёного кота.
1. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.  («Сказка о царе Салтане».)

2.  Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна.  («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3.  Пошёл, сел у берега моря
Там он стал верёвку крутить.
Да конец её в море мочить. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

4.  Дурачина ты, простофиля!
Глядь: опять перед ним землянка
На пороге сидит его старуха.
А перед нею разбитое корыто.   («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.  Царь к востоку войско шлёт,
Старший сын его ведёт
Петушок угомонился
Шум утих, и царь забылся.   («Сказка о золотом петушке»)

Кот.  Молодцы! Милости прошу в наше царство!
(Кот трижды мяукает)
Закройте глаза (звучит музыка).
(дети открывают глаза)
(начинается сказка  инсценировка I ч.)

    Три девицы под окном…
…………………………………
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене. ( участники тихонько садятся)
(выходит Царевна-Лебедь)
Ц.-Л.  - В какой же вы сказке?
Д. - Мы в «Сказке о царе Салтане».
Ц.-Л.  - Я, надеюсь, вы тоже догадались, кто я?
Д. - Царевна-Лебедь.
Ц.-Л.  - Правильно, молодцы! Ой-вы, гости-господа, долго ль ездили? Куда?
Д.  - Мы путешествуем по сказкам Пушкина, и попали в вашу сказку, хотим про чудеса услышать.
Ц.-Л.  - Чудес у нас видимо-невидимо. Слушайте 1 чудо.
- А вот ответьте мне, что увидел, проснувшись утром, князь Гвидон, после того, как освободил Царевна-Лебедь?
Д. - Город он большой увидел.
Ц.-Л.  - Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка?
Д. - А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - (чистый изумруд).
Ц.-Л.  -А какую песню пела белочка?
Д.  - Во саду ли, во городе…
Ц.-Л.  - Правильно! Молодцы! Тогда слушайте про следующее чудо.
(Дети читают).
Ц.-Л.  - Богатыри охраняют остров Буян. А среди вас богатыри найдутся? Покажите-ка, ребята, какую зарядку, вы делаете по утрам. (дети делают физминутку)
Ц.-Л.  - Теперь можно и о третьем чуде рассказывать.
(Дети читают).  
Д.  - Мы знаем! Это царевна, вы!
Ц.-Л.  - Тогда перечислите чудеса на острове Буяне.

Д. - Белка, три богатыря, царевна - Лебедь.
У. - Нам пора в другую сказку.
Ц.-Л. - Закрывайте глаза. Счастливого пути, не забывайте нашу сказку!
(звучит музыка)
Дети открывают глаза. Перед ними сидит старуха, а рядом разбитое корыто.
У. - Здравствуй бабушка! Это мы в какую сказку попали?
С. - А вот отгадайте?
Д. - Мы в сказке о рыбаке и рыбке. (выходит старик)
С. - Здравствуйте, ребята, хотите ещё раз послушать нашу сказку?
Д.  - Хотим -

С. - Жили мы со своею старухой
У самого синего моря.
Ровно тридцать лет и три года.
С.-  Я пряла свою пряжу.
С.- Я ловил неводом рыбу.
Пришел раз невод с золотою рыбкой,
Как взмолилась золотая рыбка.
Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Удивился я, испугался.
Сколько лет рыбачил
И не слыхал, чтоб рыба говорила.
Отпустил я рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Воротился я ко старухе
Рассказал ей великое чудо.
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Пошёл я к синему морю.
Море слегка разыгралось.
Стал я кликать золотую рыбку, приплыла ко мне рыбка
Попросил я у неё новое корыто.
Ответила мне рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом, будет тебе новое корыто
Воротился я ко старухи, у неё новое корыто.

Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.
Старуха была моя злющая-презлющая.
Это ей не так, то не эдак.
И стала меня к рыбке зачем попало посылать.
Сначала корыто
Выпросила, потом избу, потом захотела стать дворянкой, затем царицей.

А море всё менялось: сначала помутилось, потом неспокойное стало, затем почернело.
А после, когда моя старуха захотела быть владычицей морскою.
На море поднялась чёрная буря. Стал я кликать золотую рыбку. Приплыла рыбка.
Я ей говорю:  Смилуйся, Государыня рыбка! Что мне делать с проклятою бабой?
Ничего не сказала рыбка. Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море. Долго ждал я у моря ответа                        

Не дождался, к старухе вернулся. Глядь: опять передо мной моя землянка
А на пороге сидит моя старуха, а пред нею разбитое корыто.
Зачем старуха ты мной помыкала, требовала от рыбки то одно, то другое,
И всё тебе было мало. И осталось ты снова у своего разбитого корыта.
Ой, несчастная я…
Ой, бежать, скорей надо, стирки у меня накопилось столько, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Вместе: Не поминайте лихом! Мы ещё с вами встретимся. Вот ушли наши герои.

У.-  Нам пора возвращаться из путешествия, в следующий раз побываем в других сказках.
Ребята, почему Пушкин сказал:
«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок?»
Д. - Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит бороться со злом, презирает хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду. Учат нас быть жадными, помогать слабым. В сказках добро всегда побеждает зло.
У. - Истина, добро и простота этих сказок очаровывает и завораживает маленьких читателей. И я уверена, что вам ещё не раз захочется перечитать волшебные сказки Пушкина. Стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.
Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин! 6 июня наша страна отметит 210 лет со дня рождения А. С. Пушкина.

Молодцы, вы хорошо поработали. Вы написали отзывы о Пушкине, нарисовали рисунки к сказкам Пушкина, некоторые составили диафильм. Этот урок запомнится надолго.