Цели:
- ознакомление детей с начальной формой слова;
- проведение подготовительной работы по определению начальной формы у слов-названий признаков;
- вырабатывание умения работать с толковым словарём.
- развитие «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности.
- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
- создание условий для укрепления осанки детей.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цель: подготовка обучающихся к восприятию учебного материала и учебной деятельности (мотивация, здоровьесбережение, коллективный характер взаимодействия). Дети проговаривают хором.
2.Словарная работа.
Цель: знакомство с новыми словарными словами (воробей, сорока, воробей) через пословицы, определение общих признаков написания слов.
Слово не ….. вылетит, не поймаешь. (Пословица) |
Сообщение темы и цели урока.
Цель: постановка проблемы в диалоговом общении.
Учитель: «Откроем содержание учебника и определим тему урока».
Ученики: работают с содержанием учебника, находят и прочитывают тему урока, формулируют учебную задачу урока.
Учитель: (обобщает) «Тема урока «Начальная форма слова» и учебная задача - понять, что такое начальная форма слова. Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу привести примеры слов, которые стоят в начальной форме (стр.), но они дружно молчали. А вы можете привести примеры слов, стоящих в начальной форме? Нет? Тогда я предлагаю вам принять участие в исследовании».
3. Работа по теме урока (мини-исследование).
Алгоритм работы:
- откройте Толковый словарь
- отыщите там слово «азбуки». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая?
- чем она отличается от формы АЗБУКИ?
- запишем «АЗБУКИ – АЗБУКА»
- чем отличаются слова?
- найдите слово БАГАЖОМ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы БАГАЖОМ?
- запишем «БАГАЖОМ - БАГАЖ».
Учитель: «Ребята, какой можно сделать вывод, поработав со словарём?»
Ученики: дети высказывают свои мысли.
Учитель: «На с.70 прочитаем правило».
4. Закрепление.
Цель: обобщение учебного материала, формирование навыков работы по теме.
Учитель: «Откроем словарь «Пиши правильно». Прочитайте первые пять слов-названий предметов. Все ли они стоят в единственном числе? Все ли отвечают на вопросы: кто? что? В какой форме стоят все эти слова? Откроем опять Толковый словарь.
Посмотрите ещё раз на то, как записано слово АЗБУКА: АЗБУКА, - и»
Беседа:
- Как вы думаете, что это за буква – и стоит после слова? Словарь показывает первое изменение слова АЗБУКА: ЕСТЬ (кто? что?) азбука – НЕТ (кого? чего?) АЗБУКИ: - и. Азбука, азбуки – две разные формы.
- Какая из них начальная? Как называются частички слова – а, - и?
- Посмотрите, есть ли какая-нибудь буква после слова БАГАЖ?
- Расшифруйте букву – а в этом слове: БАГАЖ, - а.
- Что можем сказать о словах БАГАЖ, БАГАЖА?
- Верно, это две разные формы.
- Какая форма – начальная?
- Расшифруйте так же букву, которая стоит после следующего слова-названия предмета.
- Как называется эта маленькая частица слова?
- Что она показывает?
- Так, что такое начальная форма слова?
5.Физминутка.
Цель: снятие мышечной усталости, выработка красивой осанки.
Ходьба а) на месте; Мы проверили осанку б) на носках, руки вверх; И свели лопатки в) на пятках, руки за голову. Мы походим на носках. Мы идём на пятках. |
6. Работа в тетради для самостоятельных работ.
Цель: закрепление полученных знаний.
Учитель: «Открываем тетрадь с.23, упражнение 27».
Ученики: открывают тетради, находят нужное упражнение.
Учитель:«Выделенные слова-названия предметов выписать в три столбика, поставив их в начальную форму».
Ученики: записывают слова в три столбика, ставя слова в начальную форму.
7. Взаимопроверка.
Цель: формирование умения выполнять взаимопроверку работ.
Учитель: «Когда мы говорим, что слово стоит в начальной форме?»
Ученики: высказывают свои мнения, аргументируют примерами.
8. Работа по учебнику с.72, упр.47.
Цель: формирование умения верно писать окончания в словах-названиях признаков.Весною всё зеленое. |
Какое именно слово делает его смешным?
Это слово с одним значением или с несколькими?
Отыщите его в словаре.
Миша не смог найти в словаре это слово?
А вы будете искать слово, клюёт или сначала поставите в начальную
Учитель: «Прочитайте отрывок из стихотворения».
Ученики: читают отрывок стихотворения.
Учитель:«Устно задай вопросы к словам-названиям признаков.
Например: всё (какое?) – зелёное, деревья (какие?) – зелёные…
Ученики: устно ставят вопросы к словам-названиям признаков.
Учитель: «Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть».
Ученики: записывают слова-названия признаков столбиком, подчеркивают в них общую часть».
Учитель: «Выделите окончания».
Ученики: Выделяют окончания.
Учитель: «У слов-названий признаков одинаковые ОСНОВЫ или нет?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель:«Значит, это разные слова или разные формы одного слова?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель:«Назовите это слово?»
Ученики: Называют это слово.
Учитель:«У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа?»
Учитель:«У какого слова-названия признака окончание указывает на форму множественного числа?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель: «Значит, слова-названия признаков изменяются по числам?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель:«Какое окончание указывает на женский род? На мужской род?
На средний род?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель: «Слова-названия признаков изменяются по родам? А слова-названия предметов?»
Ученики: высказывают свои мнения.
Учитель:«Попробуй изменить род у слов травка и забор. Получилось?»
Ученики: высказывают свои мнения и делают вывод, что у имён существительных род постоянный.
9. Проверочная работа на карточках.
Поставить слова в начальную форму.
Цель: проверка усвоения полученных на уроке знаний.
Дорогой, у реки, с горы, горой, лисе, столом, на диване, у директора. |
10. Итог урока.
Цель: проверка умения обобщать, делать вывод.
Организация диалогового общения:
- Так над какой темой урока мы сегодня говорили?
- Что такое начальная форма слова?
- Приведите свои примеры, сформулируйте выводы.
Домашняя работа.
Упражнение 46, стр.71.
Цель: проверка прочности усвоенных знаний на уроке.
Урок закончим традиционно словами:
Прозвенел звонок с урока. Что узнали на уроке, |