Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
Предлагая коррекционную помощь детям с диагнозом общего недоразвития речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, наше дошкольное учреждение использует все наиболее эффективные методики для исправления речи детей, а также ищет нетрадиционные технологии.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. [1]
Дети с ФФН имеют нормальный слух и интеллект. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность её звуковой стороны. Недостатки речи не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточными их различием и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается. [3]
Занимаясь с этими детьми, логопед сосредотачивает свое внимание на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков и на анализ звукового состава речи.
Воспитатель, совместно с логопедом, планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач, организует работу по автоматизации поставленных звуков в свободное от занятий время, используя все технологии и методики. Процесс становления звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает.
Для успешной работы с такими детьми нужны многократные упражнения. Для того, чтобы повысить интерес детей к таким упражнениям, необходимо включать их в специфические для дошкольного возраста виды деятельности. В частности – театрализованную деятельность.
Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворит любые интересы и желания ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников: подражание речи взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.
Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и
т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения». [2]
С умственным развитием тесно связано и развитие речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй исполняемая роль, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает познать мир не только умом, но и сердцем, преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Посредством театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Ребенок практически осваивает нужную форму.
Занятие по театральной деятельности.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Расширять представления о родном крае: о флоре и фауне осеннего леса Южного Урала.
- Развивать логическое мышление на основе выделения ассоциативных связей в явлениях окружающей действительности.
- Совершенствовать фонематический слух посредством подбора слов на заданный звук, точного воспроизведения заданного ритмического рисунка.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию, настроению героев сказки.
- Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Развивающие задачи:
- Развивать умение связно, последовательно, четко и выразительно отвечать на вопросы воспитателя.
- Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослыми.
- Развивать координацию движений, чувство ритма, умение создавать образы с помощью мимики, жеста и пластики.
- Развивать слуховое внимание и умение воспроизводить ритмический рисунок со сменой темпа, ритма, громкости.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Воспитывать эстетический вкус в передачи образа.
- Воспитывать любовь к театру, интерес к театрально-игровой деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение сказки Сутеева «Под грибом».
- Просмотр мультфильма «Под грибом».
- Беседа по содержанию сказки.
- Разучивание сказки по ролям.
- Игры на мимику, жесты, пластику.
- Рисование по сказке «Под грибом».
- Аппликация «Звери под грибом».
- Изготовление пригласительных билетов.
- Афиша.
- Изготовление атрибутов к драматизации.
- Изготовление способом оригами: лягушки, гриба, мышонка, зайца, лисы.
- Лепка «Сказочный герой».
Материалы и оборудование:
- Музыка – аудиозапись спокойной музыки и к сказке.
- Слайды презентации.
- Желтый круг и полоски лучики.
- Запись природного дождя.
- Магнитная доска и магниты.
- Веревка длиной 1 м 80 см.
- Костюмы персонажей сказки: муравья, бабочки, мышки, воробья, зайца, лисы, лягушки, гриба-боровика.
1 слайд «Фотография детей группы».
Под музыку в зал входят дети, здороваются с гостями и приветствуют их жестами (правая рука поднята вверх, маховые движения кистью из стороны в сторону). Стоят в шеренгу посреди зала.
Воспитатель: Дети, мы сегодня поиграем в разные игры. Попробуем быть грустными и веселыми, радостными и удивленными, и как настоящие артисты покажем нашим гостям спектакль.
Мы отправляемся в путешествие. Согласны?
Дети разворачиваются в круг.
2 слайд «Остров. Сосны».
Воспитатель: Поиграем в игру «Считалка». [4] Ребята. Вот мы и на острове. Почему-то здесь так хмуро, пасмурно.
Предлагаю детям подойти у к мольберту (стоит возле пианино, вдоль окна стол, на котором разложены «лучики»)
3 слайд «Солнце без лучей – грустные люди и дети».
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? (выслушиваю ответы детей). Обобщаю. «Да, это солнышко, но без лучиков. Какое солнышко? (грустное). А вам бывает грустно? По какой причине? Дети покажите, как вам грустно?
Дети показывают мимикой настроение при хмурой погоде и грустном настроении.
Воспитатель: А как можно изменить грустное настроение на радостное, веселое? (ответы детей). Как вы выражаете свою радость? (дети показывают). Что нам сделать для того, чтобы солнышко повеселело? (Дети выкладывают «лучики» возле желтого круга).
4 слайд «Солнце с лучами – веселые люди и дети».
Воспитатель предлагает детям поиграть на контрастные эмоциональные состояния: «Хмурая погода», «Ясное солнышко».
5 слайд «Сосна под ярким солнцем».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая сосна выросла под ярким, ласковым солнцем. Давайте поиграем в игру «Сосна». [4] Дети стоят в кругу.
6 слайд «Бабушка Маланья».
Воспитатель: На острове живет бабушка Маланья, посмотрите, она нас встречает. Давайте, поиграем с ней в игру «Бабушка Маланья». [4]
Дети стоят в кругу.
7 слайд «Дождь».
Звучат природные звуки дождя. Предложить детям присесть на коврик и послушать дождь.
Воспитатель: Что вы услышали? (Дети рассказывают). Какими словами можно сказать о том, что делает дождь? Какой он?
Предлагаю детям спрятаться от дождя: они имитируют, как они прячутся от дождя под крышу, под дерево, под кустик, под зонтик.
Воспитатель: Ребятки, а кто попал под дождь – покажите, что вы будете делать? (дети имитируют движения)
Воспитатель: А теперь я предлагаю каждому из вас превратиться в капельку дождя и постучать по крыше. (Воспитатель – тучка, дети – капельки из тучки). Дети стоят в 1 шеренгу напротив воспитателя, воспроизводя ритмический рисунок со сменой ритма, темпа, громкости хлопка, сначала лицом к ней, потом спиной. Дети выполняют ритмический рисунок хлопками рук, затем с включением ног. Использовать 4-5 вариантов, анализ после каждого выполнения.
8 слайд «Смешанный лес».
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: На этом острове много лесов.
9 слайд «Животные Южного Урала».
Воспитатель: Дети, а какие звери живут в лесах нашего Южного Урала?
Вспомните в сказке Сутеева какие звери прятались под грибом? Всех ли зверей можно отнести к жителям Южного Урала?
(Помощь: Какие звери приходили под гриб? Они у нас встречаются? Так все ли из персонажей сказки могут жить в наших лесах? На ваш взгляд, кто самый главный из персонажей сказки? (гриб). Почему?)
10 слайд «Съедобные грибы».
Беседа о грибах.
Какие вы знаете грибы?
Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовики)
Как называются грибы, которые растут под осиной? (подосиновики)
Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички).
Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (опята)
Как называются грибы с круглыми волнистыми шляпками? (волнушки)
Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (маслята)
Название каких грибов похоже на название лесного зверя? (лисички)
А на название домашнего животного? (свинушки)
Назовите только те грибы, в названии которых есть звук [с] (подосиновики, свинушки, маслята, лисички).
Назовите только те грибы, в названии которых есть звук [ж] (рыжики).
Назовите только те грибы, в названии которых есть звук [ш] (свинушки).
Как можно приготовить грибы? (посолить, мариновать, пожарить, засушить, варить суп).
11 слайд «Боровик».
Воспитатель: Ребята, а как вы думает, под какой гриб прятались звери в нашей сказке?
А почему вы думает, что это боровик?
Предлагаю послушать рассказ о боровике.
Рассказ
Боровиками зовут их так потому, что любят они любят расти в сосновых и еловых борах, а белыми от того, что мякоть этих грибов-красавцев белая, не темнеет ни при варке, ни при сушке.
В старину называли боровики «полковниками» и считали их главными в грибном царстве – ведь боровики самые вкусные грибы.
Белый гриб – это «царь» грибов. Его размеры порой удивляют. В 1961 году в Белоруссии был найден гриб, длина окружности шляпки которого составила 1 м 80 см.
Вопросы:
Вы можете представить шляпку гриба в 1 м 80 см?
Давайте с вами посмотрим, какой она была (показать детям веревку длиной 1 м 80 см. Предложить детям сделать из нее окружность).
Вот такой большой была шляпка боровика, который нашли грибники.
Вы думает, под таким грибом могут спрятаться герои сказки?
Проверить с детьми, сколько детей может спрятаться под такой шляпкой.
Ребята, как вы думаете, чему учит сказка? (быть добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь любому, кто попал в беду: они и от дождя всех защитили и от врага спасли).
12 слайд «Иллюстрация из сказки».
Воспитатель: Дети, предлагаю вам показать сказку Сутеева «Под грибом» нашим гостям. Приглашаю вас в гримерную.
Дети уходят на сцену переодеваться. Пока дети переодеваются, звучит музыка, затем «три звонка».
Воспитатель: Дорогие зрители. Представление начинается. Просим отключить ваши мобильные телефоны, не шуметь, соблюдать тишину в зрительном зале.
Артисты находятся в спальне 7 группы, выходят на сцену из дверей.
Драматизация сказки.
В конце воспитатель представляет героев и исполнителей сказки.
Спросить: Понравилось вам дети путешествие? Чем?
Приглашаем гостей на следующие спектакли, предлагаем следить за афишами.
Дети прощаются словами и жестами (корпус наклонен вперед, плавные маховые движения кистью поднятой правой руки).
Список использованной и цитируемой литературы
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 704с.: ил.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: «Гном и Д», 2000.
- Чурилова Э.Г Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил.