Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Лес и человек"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни  человека и природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуре поведения.

Задачи урока:

  1. Расширить экологические представления учащихся.
  2. Систематизировать знания о живой природе и взаимосвязях между её представителями.
  3. Побудить детей к конкретной деятельности по охране леса.

     Ход урока.

1. Организационный момент.
Ребята, я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, догадайтесь, о чём мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке. Послушайте.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.

Да, сегодня речь пойдёт о лесе и о человеке. Мы будем говорить об их взаимоотношениях.
Как говорил Михаил Пришвин  «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание». Попробуем и мы с вами почувствовать и понять лес.

2. Проверка знаний и умений.
Перед тем как перейти к изучению  новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне России.
На прошлых уроках, изучая природные зоны, мы с вами разделились на группы, и каждая группа получила задание.
Группа географов.
Задание.1) Дать определение зоны лесов с позиции географов.
2) Показать местонахождение  зоны лесов на карте.
3) Изучить климат зоны лесов
4) Рассказать в каком тепловом поясе находится зона лесов.
Группа ботаников.
Задание. 1) Дать определение зоны лесов с позиции ботаников.
2) Рассказать о  том, какие бывают леса. Какие деревья их составляют.
3) По атласу определителю  обозначить,  листья каких растений в гербарии.

Группа зоологов.
Задание. 1)Дать определение лесной зоны с точки зрения зоологов
2) Рассказать о разнообразии животного мира леса.
3) Показать цепи питания в лесу.
-Дети каждой группы выступают, дополняют ответы друг друга.

Молодцы ребята. Вы хорошо дома потрудились.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Работа над новой темой урока.
На предыдущих уроках мы говорили, что зона лесов занимает самую большую территорию России. А что если предположить, что леса  вмиг исчезнут. Что произойдёт с природой?
Для того чтобы обстоятельно ответить на этот вопрос мы поговорим сегодня о значении леса для природы и человека.

Послушайте стихотворение 

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
И родник с живой
Ключевой водой.

У - О чём это стихотворение?
Д - О красоте леса, о растениях и животных леса, о чистом лесном воздухе, о грибах и ягодах.
У - Это стихотворение поможет нам понять,  почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес?
Д- Лес – наше богатство!
Д- Лес, прежде всего, это чистый  воздух для лёгких!
У - Лес называют лёгкими нашей планеты. Почему? Как вы думаете?
Д- Растения при питании выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Вот почему около городов и дорог стараются сажать лесные посадки. А в городах следят за вырубкой деревьев.
У- Несомненно, в лесу дышится легче, а воздух чище. Многие растения выделяют специальные вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные  бактерии. Значит лес, несомненно, защитник воздуха. Один гектар зелёных насаждений за час может поглотить 2 килограмма углекислого газа.
Д- Мы в лес ходим гулять. В жаркий день там прохладно, а в зимой мы катаемся в лесу  на лыжах и санках.
У-  Молодцы ребята. Значит лес это место отдыха.
В лесу природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием  ручья, сиянием луны, дождём и радугой, пением птиц, порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев. На душе становится хорошо и спокойно. Гуляя по лесу у природы  набираешься сил.   
Д- В лесу живёт много разных зверей, птиц  и насекомых. На экскурсии в нашем лесу мы видели белочку, муравьёв, стрекоз, разных птиц.
У- Хорошо. Значит лес это дом для животных.
Д- Лес – кладовая природы, которая нам бесплатно отдаёт свои дары. Это грибы, ягоды, орехи.
У- Правильно, ребята. Значит лес это источник пищи и воды конечно. В лесу много ручьёв и речушек. Заплутавший путник всегда найдёт себе в лесу и еду и питьё.
( Можно спросить ребят из группы ботаников, какие грибы и ягоды они знают).
Д- В лесу растёт много полезных растений. Это лекарственные растения. Они лечат людей.
У- Лес – это аптека. Какие вы знаете лекарственные растения. Может мама вас лечила травами?
Д- Мать-и-мачеха, зверобой, крапива , а из деревьев – липа, дуб, а из кустов – боярышник и шиповник.
У- Посмотрите ребята вокруг себя, в свои пеналы. Вы там тоже найдёте лесные подарки.
Д- Парты, столы, шкафы, карандаши, линейки, книги и тетради. Из древесины строят дома, используют как топливо.
У.  Лес – источник древесины. Больше десяти тысяч изделий производит промышленность нашей страны из древесины.
У- Вот сколько значений у леса! Но это ещё не всё. Давайте откроем учебник на странице 107 . Прочитайте первых два абзаца.
Как лес защищает водоёмы? А почвы?
Д- По прочитанному ученики делают выводы о том как лес защищает водоёмы и почвы.
У-  Вы правы,  ребята. Лес – защитник водоёмов и почвы.
 Однажды ребята, в Ростовской области, несколько дней бушевал огромный ураган. Ветер подхватил и унёс  верхний плодородный слой земли  и чёрными тучами погнал его над равнинами. На сотнях гектаров был снесён слой почвы, а вместе с ним семена. Всё было нужно сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Она была бессильна там, где поле окружал зелёный лес. Лес как сказочный богатырь прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти урожай от бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса.
У – Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась вот такая схема.(  При ответах детей , учитель вывешивал на доску  краткие выводы ).

ЛЕС
                                               - защитник воздуха
                                               - место отдыха
                                               - источник пищи и воды
                                               - лес это дом для животных.
                                               - аптека
                                               - источник древесины
                                               -защитник водоёмов и почвы

У- Нет на земле человека , чья жизнь не была бы  так или иначе связана с лесом. Однако,  с каждым годом  лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении.
Почему же лес нуждается в защите? Что ему угрожает
Всё в природе взаимосвязано. Жизнь человека и жизнь леса с его обитателями тоже находятся в тесной связи. Не человек ли часто становится причиной бед леса?
Д- Страшное бедствие в лесу  – лесной пожар. Люди жгут сухую траву и огонь ветром уносит на сотни километров.
Д- Люди жгут костры и, уходя, не тушат. Огонь быстро распространяется по лесу.
Погибает в лесу всё живое.
У – Да, ребята, на месте лесного пожара трава не растёт  три года, а то и больше.
Какие ещё экологические проблемы есть в зоне лесов?
Д – Много вырубается древесины. И при этом не сажают  молодые деревья. Люди думают, что лес неисчерпаем.
Д. А ещё большая проблема леса это мусор. Люди оставляют после себя  бутылки, пластиковые и жестяные банки, полиэтиленовые пакеты, а они  остаются в почве на сотни лет.
У- Вы правы ребята. Даже бумага лежит в земле 2 года.
Д – Браконьерство – это тоже  немаловажная причина гибели животных в лесу.   Некоторые люди охотятся даже на животных, занесённых в красную книгу.
У – Каких животных,  занесённых в красную книгу вы знаете? В прошлом году мы готовили с вами доклады про растения и животных из красной книги.
Д-  Амурский тигр, филин, утка- мандаринка, зубр. А из растений ландыш, венерин башмачок, женьшень.
У – Растения, которые вы назвали ещё можно встретить в наших лесах, но количество их с каждым годом снижается из-за варварского отношения людей.
У- Для исчезающих  животных создаются специальные питомники, где стараются восстановить их численность.  В Приокско-Террасном заповеднике, например, растят зубров.
В нашей стране и во всём мире организуются массовые движения в защиту природы.

У-  А что же мы  с вами , ребята, можем сделать для леса? Что зависит от каждого из нас?
Вы были в лесу не раз, гуляли на пришкольном участке. Посмотрите  на деревья. Какие они красивые, большие. Они были бы ещё красивее, если бы вы не ломали ветки, не лазили по деревьям.   Вы знаете сколько растёт маленькая ёлочка  до большого могучего дерева? Целых 200 лет!  Вы можете беречь деревья? Это зависит от вас?
Д -  Да. А ещё мы можем разработать правила поведения на природе и рассказать о них другим ученикам нашей школы.
Д- Можем выпускать стенгазету о природе, где будут  интересные факты из жизни растений и животных.
У- Вы молодцы!  Может кому-то это покажется каплей в море. Но если эта капелька будет чаще капать, напоминая всем о правилах и культуре поведения.  О том, что человек должен  по хозяйски  относиться к лесу, как к своему родственнику с уважением и любовью, то положительный  результат  в вашей работе будет достигнут обязательно. 

4.  Подведение итогов. Выставление отметок.
У- Какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока?
Д- Надо быть внимательным и бережливым к зелёному дому.
Д- Как человек будет относиться к лесу, так и лес будет отвечать человеку.
Д- Природа – это наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и долг.
Д- Больших проблем нам пока не решить, но посадить деревья, подкармливать птиц зимой, не мусорить, не ломать деревья- это нам под силу!
У – Спасибо за урок, ребята. Думаю, что сегодняшний урок добавил много нового и интересного о лесе в копилку ваших знаний, побудил вас к добрым делам,  а в ваши души наполнил  ещё большей любовью к природе.

5.  Домашнее задание.
Придумайте  правила поведения  на природе. Нарисуйте знаки по охране леса ( формат А-4). Лучшие работы мы поместим на стендах в рекреации школы. Это будет первой капелькой в помощь нашему зелёному другу.
На странице  111 есть интересное задание под рубрикой «Подумай!». Подумайте над его вопросами вместе с родителями, а на следующем уроке мы обсудим ваши ответы.