Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме;
  • Вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но обучать их самостоятельной деятельности по владению знаниями;
  • Выстроить индивидуальные траектории повторения и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ;
  • Ознакомить учащихся с видами заданий повышенной сложности по данной теме в заданиях части C ЕГЭ;
  • Научить рационально распределять время при выполнении заданий ЕГЭ.

Основные теоремы о логарифмах.

Проверка домашнего задания.

№1 Решите уравнение

Решение:

Разделим обе части уравнения на

Пусть , , тогда

,

.

Ответ: -1.

№2 Решить уравнение

Решение:

Пусть

тогда

,

Исходное уравнение с помощью группировки приведем к виду:

, то есть

  1. Если
    1. ;
      .
    2. ;
      .
  2. Если , то
    ;
    ;

Ответ: 1;

№3 Решите неравенство

Решение:

Пусть

Ответ:

№4 Сравнить числа

Решение:

,

Итак, .

Ответ:

Работа по теме урока.

Ребята, сегодня на уроке продолжим решать показательные и логарифмические уравнение и неравенства повышенной сложности.

№1 Решить уравнение

Решение:

;

;

;

;

;

;

.

Ответ: 2.

№2 Задача.

Иван и Маша решали задачу: некоторое заданное трехзначное число прологарифмировать по основанию 2, из полученного числа вычесть некоторое заданное натуральное число, а затем разность разделить на то же самое натуральное число.

Иван перепутал и в первом действии прологарифмировал по основанию 3,а Маша посчитала правильно. Когда они сравнили свои результаты, оказалось, что полученные ими числа взаимно обратны. Найти исходное трехзначное число.

Решение:

- натуральное число, вычитаемое во втором действии, тогда:

;

;

Ответ: 216.

№3 Найдите наибольшее целое решение неравенства

Решение:

;

Наибольшее целое решение исходного неравенства равно 0.

Ответ: 0.

№4 Решите неравенство при всех значениях параметра a.

Решение:

Преобразуем неравенство

Рассмотрим 2 случая: 0<a<1 и a>1

1 случай: полученное неравенство равносильно системе:

2 случай: полученное неравенство равносильно системе:

Ответ:

Самостоятельная работа.

Тест на 15 минут. Работа за компьютерами.(каждый ученик вводит свои данные, получает текст теста; работает над ним; вводит ответы. По истечению 15 мин. Компьютер блокирует работу; на экране появляется оценка, за выполненный тест).

Примерный тест.

  1. Решите неравенство:
  2. Решите неравенство:
  3. Решите неравенство:
  4. 4) Нет решений

  5. Решите уравнение:
  6. Решите уравнение:
  7. Решите уравнение:
  8. Решите уравнение:
  9. Решите уравнение:
  10. Решите уравнение:
  11. Решите уравнение:

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

№1 Решить неравенство

Решение:

Разделим обе части неравенства на :

Пусть =m, m>0, тогда

;

;

;

Ответ: .

№2 Найти все значения x, при каждом из которых выражения

принимают равные значения.

Решение:

Из условия задания следует

Решим данное уравнение:

Ответ: -0,5; 0.

№3 Решить неравенство

Решение:

Так как то последнее соотношение равносильно

Ответ: (3; 4).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4