Разработка урока обучения грамоте по теме "Мягкий знак – показатель мягкости согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная
    • Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласного в позиции на конце слова.
  2. Развивающая
    • Развивать умение быть внимательным, развивать логические приемы мышления – выделение признаков; работать над формированием понятий, подведение под понятие, классификацией; развивать фонематический слух. Формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии, самооценку.
  3. Воспитательная
    • Прививать любовь к чтению; формировать познавательный интерес; воспитывать умение слушать

Формы работы

  • Фронтальная
  • Парная
  • Индивидуальная

Форма урока: классно-урочная

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: «Азбука» Н.В. Нечаевой, карточки для работы в парах, фотография коня, звуковые схемы, таблицы для чтения.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

Цель: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.

- Трудимся ли мы на уроках? Трудно ли приобретать знания? Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте? Все ли у вас получается? Что нужно, чтобы все получалось?

Сегодня на уроке нам снова придется потрудиться. А помощниками вам будут:

  • Внимание
  • Находчивость
  • Смекалка

ΙΙ. Актуализация опорных знаний

Цель: подготовка к «мыслительной деятельности» с помощью «мыслительной гимнастики», фиксация затруднения в деятельности.

Работа в парах.

Дети получают карточки, где выполняют работу по «починке» алфавита.

Два человека выполняют эту же работу на доске.

А ВГ Ж О У Ы Э Й Ь Р К И Ф

  • Разделите данные буквы на группы.
  • Проверим. Почему так разделили? У кого по-другому?
  • Какая буква «лишняя»?

ΙΙΙ. Постановка проблемы, составление алгоритма действий

- Со всеми ли этими буквами мы достаточно работали на уроках и умеем легко анализировать слова с ними?

-С какой буквой мы не работали?

-Кто же может сказать, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Как вы думаете, что мы должны выяснить на уроке про эту букву? Какие у вас предложения?

Физкультпауза

ΙV. Работа по теме урока.

А) Стадия осмысления

-Итак, что же нам предстоит узнать?

-Отгадайте загадку

Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу, скачу,
Грива вьется на ветру
Кто это?

-Верно, конь.

-Составим звуковую схему к слову конь.

-Какое слово мы записали звуками?

-А если к нам придут другие дети из другого класса, смогут ли они узнать, какое слово здесь записано?

-А что мы можем сделать, чтобы они узнали?

-Запишем буквами слово. Только у меня большая просьба не торопиться.

-Давайте прочтем слово по звуковой схеме

-А теперь прочтем по буквенной схеме

-Что вы заметили?

-Как же нам на письме показать, что согласный н, мягкий?

-А умеем ли мы обозначать мягкость согласных на письме?

-Добавим букву «и» и прочтем слово

-Сколько в нем звуков? А букв?

-Но в нашей звуковой схеме только – 3!

-Подходит ли буква «и» в нашу схему? Что же делать?

-Подставим в слово букву «ь», прочтем слово.

-Сколько теперь букв в слове?

-А сколько звуков?

-А мягкий знак - это буква?

-А звук он обозначает?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: ь знак – это помощник. Он показывает, что согласный мягкий, а сам звука не обозначает.

Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

-Найдем место ь знака на «ленте букв»

-Ребята, запомните как пишется ь знак.

-Что мы хотели узнать на уроке? Кто справился с этой задачей? Оцените себя на «лесенке достижений» на ступеньке «знаю».

Физкультпауза.

Зяблик пинь-пинь - пинь,
Шубку скинь-скинь-скинь
Зяблик распелся, зяблик согрелся

(И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты вправо, влево)

-Кто был внимательным и услышал слова, в которых нужно написать мягкий знак?

V. Первичное закрепление материала. Стадия рефлексии

  • Как читается ь знак?
  • Зачем он нужен?
  • Потренируемся в чтении.

ль дь бь ть рь нь пь вь фь сь зь

(чтение хором, индивидуально, тихо, громко)

Пень

Карась

Брать

Пальто

Лень

Январь

Моль

Корень

Боль

Сосулька

Конь

Олень

Мель

Мальчик

Роль

Медведь

Ноль

Письмо

Зверь

Окунь

Соль

Камень

Тень

Огонь

(чтение цепочкой, вразбивку)

-Что общего у всех этих слов?

-Какую роль играет ь знак в этих словах?

-Возьмите карточку с текстом. Прочитаем рассказ

Ваня сел на пень.
Пень был у Вани будто конь.
Он взял кнут и стал гнать его.

-О ком говорится в тексте?

-Как играл Ваня?

-Возьмите простой карандаш. Найдите и подчеркните слова с мягким знаком.

-Назовите эти слова

-Как звучит согласный на конце этих слов?

-Для чего нужен ь знак?

Самостоятельная работа.

-От кройте «Азбуку» на с.88

-Прочитайте слова. В каком числе стоят эти слова?

-Запишите эти слова в единственном числе.

Проверка по записи на доске. ( самостоятельно)

Якорь

ветвь

рояль

день

-Почему на конце слов нужно было написать ь знак?

-Произнесите слово день.

-Сколько в нем звуков? А букв? Почему букв больше, чем звуков?

-Имеет ли ь знак свой звук?

-Какую роль играет ь знак в словах?

- Чему мы должны были научиться на уроке? Кто справился с этой задачей? Оцените себя на «лесенке достижений» на ступеньке «умею».

VI. Итог урока.

Я волшебник Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель опасную на море.
Кто волшебник, отгадай,
Выше руку поднимай.

Игра «Волшебные превращения»

С помощью одной буквы измените слово, чтобы получилось новое

Мол, мел, брат, стал, угол, шест, ел, банка.