Тема: Имя числительное.
Программа: «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова.
Учебник: «Русский язык 6-й класс» авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян.
Класс: общеобразовательный 6-й класс.
Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ.
Цели:
• познакомить учащихся с именем числительным как частью речи;
• научить отличать имя числительное от других частей речи;
• совершенствовать понимающие и общеучебные умения: читать текст с пониманием, выделять главное, представлять материал в схеме, переводить информацию из невербальной в вербальную, задавать вопросы на понимание, резюмировать ответ, анализировать ответ одноклассника, работать в группе, выдерживая позиции;
• воспитывать интерес к слову, развивать коммуникативную компетентность.
Методы: проблемный, частично-поисковый.
Форма урока: урок организации понимания в условиях индивидуально-ориентированного обучения.
План урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приложение |
Комментарий |
I. Психологический настрой на деятельность |
1. Вступительное слово, содержащее психологическую установку на предстоящую деятельность. |
Настрой на предстоящую деятельность. |
Слайд 1 |
Здесь главное подчеркнуть практическую и личную значимость для ученика успеха предлагаемой деятельности в ходе всего занятия. Принципиально важным здесь является то, что учитель должен обеспечить в течение, примерно, двух минут психологическую установку на предстоящую учебную деятельность. |
II. Мобилизирующий этап |
2. Представление оргдеятельностной схемы. |
Работа со схемой. Задавание вопросов на понимание деятельности. |
Слайд 2 |
Оргдеятельностные схемы применяются на индивидуально-ориентированных учебных занятиях как техника организации понимания. |
III. Актуализация знаний |
Фронтальная беседа, с подводящим и побуждающим диалогом. |
Участие в беседе, понимание предназначения урока, оформление цели. |
|
|
IV. Самостоятельное изучение нового материала индивидуально и в группе |
Организация одновременно группой и индивидуальной работы на компьютере по пониманию нового материала. |
Работа в группе с позиционным разделением над пониманием текстов, выполнение заданий к тексту. Индивидуальная работа по электронной доводящей карточке. |
Слайды 3 - 14 |
Учащиеся отрабатывают навык слушания с пониманием, чтение с пониманием, умение выделять главное и представлять в схеме, составляют вопросы на понимание, проводят рефлексию. Здесь рефлексия, как один из основных процессов формирования понимающих умений. |
V. Организация понимания нового учебного материала |
4. Фронтальная работа в режиме общего заседания. |
Выступление от групп, комментарии к выступлению, вопросы на понимание. |
Схемы, наработанные в группе. |
Отрабатывается навык устного выступления, в ходе которого каждый ученик проверяет свое понимание нового учебного материала. Умение задавать друг другу вопросы и отвечать на них способствует формированию общей речевой культуры школьников. |
VI. Закрепление изученного материала и проверка уровня понимания |
Организация индивидуальной и групповой работы. (Тот, кто на первом этапе работал за компьютером, переорганизуется для работы в группе). |
Выполнение теста на компьютере и задания в группе. |
Слайды 14 - 25 |
В тесте используются иллюстрации. |
VII. Взаимопроверка (переход групп) |
Организует взаимопроверку. |
Один человек от группы идет и объясняет выполненное задание в группу №5, другой в группу №6. Остальные подходят к тем, кто работал за компьютером. |
|
Ученики, выполняя работу в группе могут пользоваться подсказками. Они на самоконтроле. |
6. Подведение итогов урока, рефлексия занятия, комментирование домашнего задания. |
Организация диалога, побуждающего к обобщению. Комментирование ИОПа (индивидуально-ориентированного плана). |
Работа по ИОПу, участие в диалоге. |
ИОП |
|
Ход урока
I. Психологический настрой на деятельность
Вступительное слово учителя, включающее психологический настрой на деятельность и актуализацию новых знаний. (Слад №1)
Учитель: Ребята, сегодня у нас очень важный урок. Мы познакомимся с новым учебным материалом, главным нашим помощником на уроке станет компьютер.
Мы изучили много разных частей речи, сегодня нам предстоит узнать нечто интересное и необычное. Работа предстоит плодотворная и очень значимая не только для успешного усвоения курса русского языка, но для самосовершенствования. Все, что мы делаем – мы делаем для себя!
II. Мобилизирующий этап (Представление оргдеятельностной схемы.)
(Слайд 2)
Учитель: Как же мы будем работать на уроке?
Внимание на схему. Урок будет состоять из нескольких тактов.
Занятие проводится на основе педагогики понимания, поэтому ученикам важно знать и понимать предназначение каждого вида деятельности, оргдеятельностная схема способствует организации понимания. Учитывая индивидуальные особенности учеников, учитель предусмотрел такие схемы в печатном варианте.
- Ваша задача - следовать схеме, чтобы усвоить сегодняшний материал. У каждого из вас есть схема, которая подскажет, как действовать на уроке.
Итак, разберемся в ней. Сначала мы будем работать вместе, такую работу мы называем фронтальной. Она ключевая, и ваше внимание должно быть особенным. На втором такте - индивидуальная работа за компьютером и групповая работа, для понимания нового учебного материала. Дальше общее заседание, выступление от групп и тех, кто работал индивидуально. Затем мы меняемся, чтобы выполнить практические задания. Затем самостоятельная работа по выполнению неконтролирующей работы и подведение итогов нашего урока. Я желаю всем успеха. И еще раз напоминаю, понять учебный материал - это значит, обеспечить себе успех в учебе. (Слайд 3)
III. Актуализация знаний
(Cлайд 4)
Учитель: Прочитайте пословицы. Проверьте, все ли слова пословиц вам понятны, убедитесь в своем понимании. Объясните в парах смысл каждой из них и на класс представьте свое понимание. (Учащиеся проговаривают, как они понимают смысл пословиц, и ответ представляют на класс. Парная работа позволяет сразу включить в деятельность всех и способствует пониманию.)
Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ. (Слайд 5)
Можно объединить пословицы: «Два сапога пара» и «Одного поля ягода». В них говорится о том, что бывают люди очень похожие по своим качествам и поведению. Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы. Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор. (Слайд 6)
Можно объединить пословицы: «Один с сошкой, а семеро с ложкой» и «Один горшок, а много ложек». В них говориться о том, что работает один, а едоков много. Запишите их, выделяя орфограммы, какая орфограмма наиболее часто встретилась в этих пословицах. Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве, и расскажите о ней все, что вам известно.
В каждой пословице есть по два существительных. (Ребята в парах вспоминают все о существительных.) Один рассказывает, другой дополняет.
Еще внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. Два, один, одного, семеро.
Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя Числительное.) (Слайд 7)
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на слайде. (Слайд 8)
Физкультминутка (Слайд 9)
IV. Самостоятельное изучение материала индивидуально и в группе
Для индивидуальной работы учитель подготовил электронные доводящие карточки по теме трех видов, все они ориентированны на понимание имени числительного как части речи, его особенностей и умение отличать числительное от других частей речи. (Приложение 2, Приложение 3)
В группе ребята работают, выдерживая позиционное поведение. Их задача - на основе текста изучить новый материал и представить свое понимание на класс. (Текст №1, алгоритмы для работы в группе.) (Приложение 4)
V. Организация понимания нового учебного материала
Текст и алгоритм для самостоятельной работы в группе, ориентированный на понимание нового материала.
Текст
В русском языке, как и в других языках мира, есть немало слов, значение которых связано с понятием числа, счета.
Это такие, например, слова, как пять, десяток, большинство, тонна, дюжина, удвоить, дважды, тройной, пятнадцатый. Однако среди всех этих слов именами числительными являются пять и пятнадцатый. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи.
Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два слова: пятак и пять. Слово пятак обозначает конкретный предмет (то есть монета, на которой изображена цифра «пять»), а слово пять обозначает число (отвлеченное число), которое используется при счете самых различных предметов, указывает на количество предметов.
Кроме того, слова пятак и пять отвечают на разные вопросы (что? – пятак, сколько? – пять), имеют различные грамматические признаки: пятак – муж. род, 2-е скл., изменяется по числам и падежам. Поэтому слово пятак – имя существительное, а пять – имя числительное.
Имеются среди числительных и такие слова, которые обозначают порядок предметов при счете: третий день, восьмой том, пятидесятый год. Они отвечают на вопросы который? какой? (какая?, какое?, какие?).
Имя числительное - часть речи, которая обозначает отвлеченное число (5, 13), количество предметов (пять книг), их порядок при счете (первый ученик) и отвечает на вопросы сколько?, какой?, который?
Имена числительные делятся на количественные (сколько? - семь, двадцать) и порядковые (какой, который? – второй приз).
Количественные числительные изменяются по падежам, родам и числам: три тетради, трех тетрадей, тремя тетрадями и т. д.
Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам: в третьей главе, на четвертом месте, на шестом этаже, вторые места.
Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание числительного с существительным рассматривается как один член предложения: Два брата отдыхали в деревне. Отдых двух братьев был удачным.
Порядковые числительные обычно бывают определением: Свернули после третьего поворота.
Фронтальная работа в режиме общего заседания
В ходе этой работы выступают докладчики от групп, остальные задают вопросы, комментируют, оценивают ответ одноклассника.
Один человек выступает на класс, рассказывает, как он работал по электронной доводящей карточке. (Приложение 2, Приложение 3)
VI. Закрепление и изученного материала и проверка уровня понимания
Учитель переорганизует групповую и индивидуальную работу. За компьютером выполняется индивидуальное тестовое задание. В группе выполняется задание на закрепление изученного материала.
Задание для группы 4
Упражнение 1
1) Ума палата;
…………………………………...,
2) Прежде всего;
…………………………………....,
3) Во главу угла;
……………………………………,
4) Точь-в-точь;
…………………………………...,
5) Ветер свистит в кармане;
…………………………………...,
Справка: один к одному, как две капли воды, до седьмого пота, в первую очередь, первым делом, на первый план, в два счета, в один миг, в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи, на первое место, в одном кармане смеркается, в другом заря поднимается, семь пядей во лбу, один в один, на одно лицо.
Задание 1: Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Задание 2: Имена прилагательные подчеркните. Над количественными прилагательными напишите букву к, над порядковыми – букву п.
Назовите формы числительного один (два, семь). Какой можно сделать вывод из этих наблюдений об именах числительных?
Задание 3: Расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном, включая и только что сделанный вывод.
Назовите фразеологический оборот, состоящий из количественных числительных и предлога, в которых все согласные звонкие. (Один в один.)
Подсказка:
1. К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из справки указанное количество фразеологических оборотов с одинаковым значением.
2. Имена числительные изменяются по падежам.
3. Один в один.
Задание для группы 5
Упражнение 2
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
|
|
|
|
Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четверня, четвертый (час), четырежды.
Семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Задание 1: Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению.
Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи.
Подсказка: Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи.
Задание для группы 6
Упражнение 3 (на карточках)
Первый удар боксерского гонга прозвучал в России в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели показательный поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские познакомились с боксом за двести лет до этого события.
Родина русской г..рмонии и б..яна – Тула. Здесь в первой половине девятнадцатого века по..вилась первая г..рмонь. в тысяча восемьсот семидесятом году тульским гармонных дел мастером Н.Н. Белобородовым была с..дана двухрядная г..рмонь с полной хроматической гаммой. Ее можно н..звать пр..образом б..яна, который п..явился в н..чале двадцатого века. (Г.И. Блинов, В.А. Антохина)
Задание: Прочитайте два текста. Напишите тот, которому в хорошем смысле, без иронии соответствует пословица «Одного поля ягода». Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные как части речи.
Подсказка: Родина русской г..рмонии и б..яна – Тула. Здесь в первой половине девятнадцатого века по..вилась первая г..рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским гармонных дел мастером Н.Н. Белобородовым была с..дана двухрядная г..рмонь с полной хроматической гаммой. Ее можно н..звать пр..образом б..яна, который п..явился в н..чале двадцатого века. (Г.И. Блинов, В.А. Антохина)
VII. Взаимопроверка (переход групп)
Подведение итогов урока, рефлексия занятия, комментирование домашнего задания.