Цель:
- Определить суть понятий: «время», «свободное время».
- Проанализировать и охарактеризовать процесс смены видов проведения свободного времени за последние 100 лет.
- Способствовать структурированию изученной информации и применению её в практической деятельности.
- Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
- Воспитание качеств, позволяющих рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий, коммуникабельность.
Оборудование урока: учебник «Обществознание 6» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы, рабочая тетрадь по обществознанию.
ХОД УРОКА
I. Домашнее задание - § 9, прочитать, вопросы в конце параграфа разобрать устно.II. Изучение новой темы.
1. Слово учителя: учащимся предлагается отгадать загадку: «Мы день не спим и ночь не спим. И день, и ночь стучим, стучим» (Часы)
Вопросы классу: зачем человеку часы? (чтобы знать время).
А что такое время? (заслушиваются варианты ответов учащихся).
Учитель: словарь Владимира Ивановича Даля «Толковый словарь русского языка» дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками – и сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой использовать свое свободное время.
Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.
Учитель: какие единицы времени существуют? (секунда, минута, час и т.д.)
2. Работа учащихся: давайте узнаем, а умеете ли вы определять время по часам?- РТ стр. 50, задание № 8
- РТ стр. 46, задание № 4
- Определить, какие дела для вас обязательны? (предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.);
- Выполнять обязательные дела и домашние обязанности;
- Оставшееся свободное время использовать для отдыха, получения удовольствия, делать то, что вам захочется.
Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята, не произошло то, о чем рассказал один детский журнал.
4. Работа учащихся: рассмотреть иллюстрации на стр. 87 в учебнике, прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег. Ответить на вопросы: как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время? А какие дела, занятия вы считаете полезными?5. Учитель: а сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, чем занимались в дворянских семьях, как проводили свободное время раньше?
Учащиеся: читают раздел учебника «Путешествие в прошлое» (стр. 88) и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 94-95, готовят ответ на вопрос «Чем занималась молодежь, подростки в XIX веке? Как проводили свое свободное время?»
6. Учитель: Изменились занятия свободного времени детей, подростков прошлого века и в наши дни? (практически нет, но в настоящее время мы не посещаем балы)
Какие новые занятия появились у детей сегодня? (Просмотр телевизора, компьютерные игры и т.д.). Желательно организовать дискуссию с учащимися по вопросу о том, какие телевизионные передачи они смотрят? Почему? Какие передачи полезно смотреть подросткам? Какую пользу можно извлечь от компьютерных игр?
7. Вывод: чем бы вы не занимались в свое свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться, расширяли ваш кругозор. А еще было бы хорошо, если бы у каждого из вас появилось свое хобби, как, например, у Александра Порфирьевича Бородина (можно воспользоваться информацией раздела учебника на стр. 91 «Жил на свете человек»).
8. Вопрос учащимся: что такое хобби? Проверим, совпадает ли ваше мнение с толкованием, которое дает словарь (стр. 223 в учебнике, определение записать в тетрадь). А у вас есть свое хобби? Расскажите о нем?
III. Закрепление изученного материалаУчащиеся выполняют задания (по собственному выбору):
- Придумать рекламу своего хобби. Сделать рекламный рисунок и подпись к нему.
- Составить круговую диаграмму своего рабочего дня. Какую часть суток занимает сон, еда, спорт, занятия в школе, домашние дела, общение с друзьями, прогулка, чтение, просмотр телевизора, хобби и прочие дела (указать что именно).
- Составить список полезных дел: а) на один день; б) на неделю; в) на месяц.
- Составить свой режим будничного и воскресного дня.
После выполнения заданий учащиеся представляют результаты своей деятельности.
IV. Подведение итогов урока.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какие выводы сделали для себя?
Вывод урока: чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять. Этому нас учит народная мудрость - «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Праздность – мать пороков»; «Без дела жить – только небо коптить»; «Проленился – хлеба лишился».
V. Выставление оценок за урок.