“Физические явления могут быть понятны лишь после того, как изучены движения мельчайших частиц тела”
Т. Гоббс. (англ. философ)
Цель: научить применять основные положения МКТ к объяснению различий в строении и свойствах различных агрегатных состояний вещества и их превращений (обучающийся должен оценить свои умения применять знания об основных положениях МКТ).
Задачи урока:
Образовательные:
- выявить уровень усвоения положений МКТ;
- формировать умения применять знания о строении и свойствах вещества к обоснованию закономерностей перехода от одного состояния в другое;
- продолжить работу по формированию умения составлять таблицы при систематизации и обобщении знаний о строении вещества в различных агрегатных состояниях и агрегатных превращениях.
Воспитательные:
- подчеркнуть взаимосвязь строения вещества и внешних его свойств, как пример проявления одного из признаков диалектического познания явления;
- показать значение этих связей для науки и техники.
Развивающие:
- работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний МКТ;
- формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного;
- развитие логического мышления;
- активизировать внимание обучающихся при просмотре видео фрагментов и последующей работе с таблицей.
Методические рекомендации: обобщающий урок проводится в кабинете информатики при наличии мультимедийного проектора.
Оборудование: компьютеры, тест по теме “Агрегатные состояния вещества”, выполненный в программах PowerPoint и Visual Basic (Приложение 1), презентация урока (Приложение 2), карточки с заданиями (Приложение 3), бланки обобщающих таблиц (Приложение 4).
Демонстрации: видеофрагменты “Характер движения молекул твердом, жидком и газообразном состояниях”, “Три состояния вещества”, “Молекулярный механизм плавления” “Молекулярный механизм испарения”.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изучаемой темы, сообщается цель и план урока.
Выполнение обучающимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих общественно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений.
Класс разбивается на 2 группы. Выполнение заданий в группах осуществляется поочередно. В то время, когда первая группа выполняет тест на компьютере, вторая группа выполняет тестовые задания на карточках .
Первая группа
I. Выполнение обучающимися индивидуального задания на компьютере.
Контроль и оценка знаний по вопросам блоков. Программированные задания. (Приложение 1).
Вопросы 1 блока заданий.
- Превращение жидкости в пар называют…
- Превращение пара в жидкость называют…
- Превращение твердого тела в жидкость называют…
- Превращение жидкости в твердое тело называют…
- Переход твердого тела в газообразное состояние называют…
Варианты ответов:
- …отвердеванием.
- …плавлением.
- …сублимацией.
- …конденсацией.
- …испарением
Вопросы 2 блока заданий.
- При плавлении кристаллического тела…
- При кипении жидкости…
- При кристаллизации жидкости…
- При нагревании тела…
- При охлаждении тела…
Варианты ответов:
- …температура повышается.
- …температура не изменяется.
- …температура может и повышаться, и понижаться.
- …температура понижается.
Вопросы 3 блока заданий.
- Имеют постоянную температуру плавления…
- Лед и олово…
- При нагревании постепенно размягчаются…
- Смола и стекло…
- Эфир и ацетон…
Варианты ответов.
- …тугоплавкие вещества.
- …летучие вещества.
- …аморфные вещества.
- …кристаллические вещества.
Вопросы 4 блока заданий.
- Постоянство температуры кристаллических тел означает, что…
- Объяснение охлаждения жидких тел при испарении состоит в том, что…
- Молекулярный механизм парообразования состоит в том, что…
- Существование летучих и нелетучих веществ объясняется тем, что…
Варианты ответов.
- …возрастающий размах колебаний молекул разрушает кристаллическую решетку.
- …молекулы различных тел неодинаково сильно притягиваются друг к другу.
- … в теле уменьшается доля “быстрых” молекул.
- …кинетическая энергия некоторых молекул больше, чем потенциальная.
- …кинетическая энергия его молекул не меняется.
Вопросы 5 блока заданий.
- Увеличение площади поверхности, с которой происходит испарение…
- Наличие ветра над поверхностью испаряющегося тела…
- Охлаждение испаряющегося тела…
- Наличие над поверхностью жидкости ее пара
Варианты ответов.
- …приводит к ускорению парообразования.
- …не влияет на скорость парообразования.
- …приводит к замедлению парообразования.
- …может и ускорять, и замедлять парообразование.
Вторая группа. Выполнение заданий на местах. (Приложение 3).
II. Коллективное обсуждение в ходе беседы вопросов:
- Как объяснить существование различных агрегатных состояний вещества?
- Сформулировать основные положения МКТ. (Слайд №3)
- Чем отличается кристаллическое тело от жидкостей и газов (по внутреннему строению)? (Слайд 4)
- Что называется агрегатным превращением? (Слайд 6)
- Что называется плавлением? Температурой плавления? (Слайды 9,10)
- Начертить график плавления какого-нибудь кристаллического тела, например льда. Указать на графике температуру плавления. (Слайд 11)
- Что называется отвердеванием? Температурой кристаллизации? (Слайды 9,10)
- Какой процесс называется парообразованием? Что такое конденсация? (Слайд 15)
- В чем отличие испарения от кипения? (Слайд 15)
- Причины, ускоряющие процесс испарения? (Слайд 16)
- Что такое сублимация и десублимация? (Слайд №7).
III. Просмотр видеофрагментов “Характер движения молекул твёрдом, жидком и газообразном состояниях”, “Три состояния вещества”.
IV. Заполнение обобщающей таблицы. Таблица №1. (Приложение 4).
Агрегатное состояние вещества | Свойства вещества | Основные положения МКТ | |||
Расстояние между частицами | Взаимодействие частиц | Характер движения | Порядок расположения | ||
Газ | |||||
Жидкость | |||||
Твердое |
Проверка заполнения таблицы. Корректировка при необходимости.
Ответы: (Слайд 8, Приложение 2)
Агрегатное состояние вещества | Свойства вещества | Основные положения МКТ | |||
Расстояние между частицами | Взаимодействие частиц | Характер движения | Порядок расположения | ||
Газ | Не сохраняет форму и объем | Гораздо больше размеров самих молекул | слабое | Хаотическое (беспорядочное) непрерывное. Свободно летают, иногда сталкиваясь. | Беспорядочное |
Жидкость | Не сохраняет Фому Сохраняет объем |
Сравнимо с размерами самих молекул | сильное | Колеблются около положения равновесия, постоянно перескакивая с одного места на другое. | Беспорядочное |
Твердое | Сохраняет форму и объем | Мало по сравнению с размерами самих частиц | Очень сильное | Непрерывно колеблются около положения равновесия | В определенном порядке |
Вывод: От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество.
VI. Просмотр видеофрагментов: “Молекулярный механизм плавления и отвердевания”, “Молекулярный механизм испарения”.
VII.Объяснение агрегатных превращений (систематизация знаний).
Нагреванием (или охлаждением) можно осуществить переход из одного агрегатного состояния в другое. Попробуем объяснить агрегатные превращения с точки зрения МКТ.
Молекулярный механизм плавления: при нагревании тела возрастает кинетическая энергия колебательного движения молекул. Она начинает превышать их потенциальную энергию, значит, молекулы начинают свободно перемещаться в теле, что означает превращение в жидкость. (слайд 13. Приложение 2).
Молекулярный механизм отвердевания: при охлаждении расплава до температуры кристаллизации за счет уменьшения потенциальной энергии взаимодействия частиц среде отдается такое количество теплоты, какое необходимо в процессе плавления твердого тела. При этом кинетическая энергия атомов и молекул не меняется, температура кристаллизации вещества остается постоянной до завершения отвердевания. (слайд 14. Приложение 2)
Молекулярный механизм парообразования: наиболее быстрые молекулы, которые есть всегда в теле, имеют кинетическую энергию, превышающую их потенциальную энергию притяжения к другим молекулам. Оказавшись вблизи поверхности тела, такие молекулы способны преодолевать притяжение остальных молекул и вылетать за пределы тела. При конденсации происходит наоборот: при охлаждении молекулы пара замедляются, расстояния между молекулами уменьшаются, образуя жидкости. (слайд 19. Приложение 2)
VIII. Заполнение обобщающей таблицы (Совместная работа учащихся и учителя).
Агрегатное превращение | Условия протекания | Как изменяются? | |||
Средняя скорость движения | Средняя внутренняя энергия | Среднее расстояние между молекулами | Порядок расположения | ||
Плавление Т > Ж |
|||||
Отвердевание Ж > Т |
|||||
Парообразование Ж > Г Испарение кипение |
|||||
Конденсация Г > Ж |
Ответы: Таблица №2. (Слайд 18. Приложение 2).
Агрегатное превращение | Условия протекания | Как изменяются? | |||
Средняя скорость движения | Средняя внутренняя энергия | Среднее расстояние между молекулами | Порядок расположения | ||
Плавление Т —> Ж |
Нагревание до температуры плавления | возрастает | увеличивается | увеличивается | нарушается |
Отвердевание Ж —> Т |
Охлаждение до температуры отвердевания | замедляется | уменьшается | уменьшается | упорядочивается |
Парообразование Ж —> Г Испарение кипение |
При любой температуре При температуре кипения |
возрастает |
увеличивается |
увеличивается |
|
Конденсация Г —> Ж |
При охлаждении до температуры конденсации | замедляется | уменьшается | уменьшается |
- Формулирование выводов: Любые агрегатные превращения можно объяснить на основе молекулярно-кинетической теории.
- Оценка результатов урока.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Литература.
- А.И. Бугаев. Методика преподавания физики в средней школе.
- Л.И. Ерунова. “Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения”.
- А.В. Перышкин, Гутник. Физика. 8 класс.
- И.В.Кривченко. Физиа-8. Физика №34/98
- А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы. Физика. 8 класс.
- http://school-collection.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов для школы
- http://n-t.ru/ - научно-техническая библиотека
- http://physics.nad.ru/physics.htm - анимация физических процессов
- http://physica-vsem.narod.ru/ физика для всех