Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста
Средства обучения:
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006;
- презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».
Ход урока
I. Организация класса к уроку
Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.
II. Актуализация знаний
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)
– Каков жанр этого произведения?
– Эта сказка.
– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?
– …(Слайд 2)
IV. Работа по теме урока
– Какие бывают сказки?
– Сказки бывают народные и авторские?
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)
– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.
– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?
– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.
– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.
– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)
- Какие события развиваются в сказке?
- Кто является главными героям сказки?
- Какова задача каждой сказки?
(Слайд 5)
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)
– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.
– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)
– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?
–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.
– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?
– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?
– …
– А каких героев сказки мы ещё знаем?
– …
– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк - Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.
Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)
- Вступление
Место героя в произведении. - Основная часть
Характеристика героя.
- Внешний облик;
- Социальное и материальное положение героя;
- Интересы героя:
- профессия, занятия героя;
- цель в жизни;
- уровень развития героя.
- Мир чувств героя:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героя;
- через поступки героя / героев;
- с помощью предыстории и биографии героя;
- Заключение.
Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Обсуждение выступлений.
– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?
Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.
– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками
– Какую роль играет присказка в сказке?
– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.
– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.
– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?
– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.
– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:
- братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
- Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.
Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».
– Чему учит эта сказка?
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
– Понравилась ли вам сказка?
– …
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
V. Домашнее задание
Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.
VI. Подведение итогов урока
Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.