Развитие межанализаторного взаимодействия в аспекте профилактики дисграфии у дошкольников с нарушениями речи и зрения

Разделы: Логопедия


Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность её изучения не снижается. Это обусловлено следующими факторами:

  • большая распространённость среди учащихся начальных классов нарушений овладения письмом. По данным 2002 года - число неуспевающих школьников, в категорию которых попадают и дети с дисграфией, превышает 30 % от общего числа учащихся и составляет от 15 до 40 % всех учащихся начальных классов. Необходимого уровня готовности к школьному обучению достигают к 6 -летнему возрасту менее 50% детей.
  • необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма .
  • многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии, привлекающие к ней внимание специалиастов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов).

Дисграфия – стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения , когда овладение техникой письма считается завершённой.

Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов.

Среди причин, вызывающих дисграфию, авторы (Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Е.А. Логинова) выделяют:

  • обусловленная вредными воздействиями или наследственной предрасположенностью задержка в формировании важных для письма функциональных систем;
  • различные нарушения устной речи;
  • трудности становления у ребёнка функциональной асимметрии полушарий;
  • задержка в осознании ребёнком схемы тела, нарушение восприятия пространства и времени.

Рассматривая структурную организацию письма, условно можно выделить два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования данного навыка у детей:

  1. Нейрофизиологическая основа овладения письмом.
    Функциональная состоятельность анализаторных систем мозга.
    Сформированность у ребёнка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации. Процессы созревания анатомических структур и формирование физиологических механизмов межанализаторного взаимодействия достигают апогея в своей динамике к 7-летнему возрасту.
  2. Психологическая готовность к овладению письмом.
    Сформированность психических функций и процессов (внимание, память, мышление, хорошее развитие устной речи- лингвистическая готовность).

Важное значение имеет профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи и зрения, которые имеют нейрофизиологические и психологические предпосылки для возникновения дисграфии.

Приоритетным направлением моей работы является развитие механизмов межанализаторного взаимодействия:

  • формирование у дошкольников слуходвигательных, зрительнодвигательных, слухозрительных связей;
  • формирование способности интегративной обработки разномодальной перцептивной информации;
  • совершенствование кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса;
  • формирование способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность символов, действий.

Предлагаю конспект комплексного подгруппового занятия для детей с ОНР 3 уровня и нарушением зрения (3 период обучения).

Тема: «Дифференциация звуков (Р), (Рь), (Л), (Ль). Буквы Р-Л.

Задачи:

  1. Формировать умение различать звуки (Р), (Рь), (Л), (Ль) и буквы Р-Л в словах и предложениях.
  2. Совершенствовать навык послогового чтения.
  3. Формировать умение подбирать слово с опредёлённым звуком, опираясь на тактильные ощущения.
  4. Развивать зрительную память, пространственные представления, творческое воображение.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: свиток с указом Чернокраса, предметные картинки на звуки, «капельки» цветов радуги на тесьме для каждого ребёнка, «зашумлённые» буквы, карточки для характеристики звуков, мольберты, буквенный конструктор, кусочки бересты, кожи, тесьма, геометрические фигуры, кисти для рисования, буквы Р, Л из картона с различной поверхностью, карточки для чтения, конверты с именами детей, мнемотаблица.

Ход занятия

I. Орг.момент. Сообщение темы занятия

На ширме расположены картинки и предметы только чёрного цвета. Звучит громкая музыка. На ширме появляется бумажный свиток.

Логопед с детьми рассматривают свиток и читают указ Чернокраса:

«Указ.
Чёрный цвет – самый главный.
Запрещаю все другие краски.
Король Чернокрас Первый»

Логопед: Почему короля назвали Чернокрас?

Дети: Потому что он красит всё в чёрный цвет.

Звенит колокольчик.

Л: Что услышали?

Д: Колокольчик.

Л: Покажите рукой, откуда доносится звук.

Появляется Голубинка (девочка в голубой одежде с голубой сумкой).

Голубинка: Здравствуйте, ребята, я – Голубинка. Хорошо знаю Чернокраса, мы из одной сказки. Чернокрас выкрасил всё в чёрный цвет, но мне удалось сохранить по капельке разных красок.

Л: Ребята, вы хотите чтобы всё вновь стало ярким, разноцветным? Давайте станем маленькими волшебниками. Голубинка даст нам свои волшебные капельки, выбирайте. (Каждому ребёнку предлагают «капельку» по выбору).

Г: А вот вам буквы-помощники («зашумлённые» буквы Р, Л). Я пойду раскрашивать небо в голубой цвет. До скорой встречи.

Дети называют буквы Р,Л.

Л: Эти буквы будут нам помогать. В названии многих красок есть звуки (Р), (Рь), (Л), (Ль). Давайте из назовём. (оранжевый, голубой, розовый, жёлтый, сиреневый, фиолетовый, красный, коричневый, зелёный) Осталось произнести волшебное заклинание:

«Крибле, крабле, бумс». (открывается ширма)

Дети читают: «Страна весёлых красок».

Л: Но радуга у нас осталась чёрной. Хотите её раскрасить? Для этого нужно выполнить разные интересные задания. А помогут нам в этом звуки (Р), (Рь), (Л), (Ль) , буквы Р, Л и наши волшебные капельки.

II. Работа по теме

1. Характеристика звуков (Р), (Рь), (Л), (Ль) по акустическим и артикуляционным признакам.

Л: Назовите третий звук в слове Голубинка, два одинаковых звука в слове Чернокрас. Составим характеристику звуков (Р) –(Л). Два человека у доски, остальные на местах показывают жестами.

(Р): согласный (синий квадрат), звонкий (колокольчик), твёрдый (ботинок).

(Л): согласный (синий квадрат), звонкий (колокольчик), твёрдый (ботинок).

Жесты: согласный (тыльная сторона ладони повёрнута вверх, пальцы соединены), гласный (тыльная сторона ладони повёрнута вверх, пальцы соединены, большой палец отведён в сторону), звонкий(пальцы щепотью, имитация движений колокольчика), глухой (ладонями закрыть уши), твёрдый (постукивание кулака о кулак), мягкий (сложить ладони вместе, прислонить к голове).

Л: Схемы звуков получились одинаковые. А чем отличаются эти звуки?

Д: Произносятся по разному. У звука (Р) есть вибрация кончика языка. (ставится соответствующий символ).

Также сравниваются звуки (Рь), (Ль).

Л: Сколько звуков обозначает буква Р? (два) Буква Л? (два)

2. Выкладывание букв Р, Л на полу, на столе, на фланелеграфе из геометрических фигур, элементов букв, тесьмы, бересты, кожи.

Л: Какую букву ты выложил, из какого материала?

3. Королева Кисточка (логопед): Я кисточкой нарисую букву-невидимку, а вы отгадайте. (на щеке, ладошке).

4. Зрительная гимнастика.

Л: Напишите буквы глазами, носом.

5. Дидактическая игра «На что похоже?»

Логопед с детьми садятся в круг. Каждому ребёнку раздаются буквы Р, Л с различными поверхностями (мех, замша, капли воска на картоне, верёвка, палочки в ряд и т.д.)

Л: Потрогайте руками. На кого или что похожа эта поверхность? В названии ваших слов должны быть звуки (Р), (Рь), (Л), (Ль).(Ответы: мех-тигр, кролик, спички – забор, лестница, палочки хаотично – муравьи, листья, капли воски – варенье на блюдце, капли дождя на стекле, верёвка – кобра, полотенце).

6. Дидактическая игра «Найди предмет» (детям раздаются карточки с пропущенными буквами Р, Л, они должны прочитать слово и подобрать картинку с предметом).

7. Физминутка.

8. Дидактическая игра «Хитрые картинки» (детям предлагаются контурные картинки, наложенные друг на друга: самовар, кролик, топор; рыба, рука, ключ, самолёт). После называния картинок дети разбиваются на пары. Им предлагаются такие же маленькие картинки.

Л: Возьмите с подноса те картинки, которые вы называли. У вас получилось на двоих две картинки, а предложение вы составляете одно так, чтобы в нём было сразу два слова.

Пример: Топор, рука: Мальчик держит в руках топор. Кролик, ключ: Клетку с кроликом закрыли ключом.

9. Дидактическая игра «Собери предложение» (детям предлагаются карточки с отдельными словами, из которых они должны составить одно предложение).

Красивое разноцветное коромысло над рекой повисло.

Л: Получилась загадка. Отгадаем её. Что это?

Д: Радуга.

Логопед показывает три схемы предложений, дети находят нужную.

10. Мнемотаблица.

Таблица состоит из девяти клеток, образующих квадрат. Посередине - картинка с изображением радуги, остальные клетки пустые.

Л: Кто из вас видел настоящую радугу? Чернокрас никогда её не видел. Давайте объясним ему, что такое «радуга». Помогут нам эти картинки. (Дети подбирают только нужные картинки). Составляют коллективный рассказ-объяснение, постепенно заполняя мнемотаблицу.

Пример: Солнце, капельки дождя. – Радуга – это солнечный свет, который отражается в капельках дождя. Лето. – Радуга бывает летом. Цифра 7 – В радуге семь цветов. Мост. – Радуга похожа на мост. И т.д.

Л: Запомните, как расположены картинки. Я уберу некоторые или поменяю местами. Вы должны сказать, что изменилось.

III. Итог занятия

Логопед: После выполнения задания мы выставляли полоску радуги. Теперь у нас радуга разноцветная! Чёрный мир Чернокраса мы превратили в яркий, радостный. А какие звуки и буквы нам в этом помогли?

Дети: Звуки (Р), (Рь), (Л), (Ль), буквы Р, Л.