Цели и задачи урока:
- Проверить знание учащимися основных терминов, понятий и определений по разделу.
- Определить уровень знаний учащимися:
- главных особенностей внутренних вод России;
- особенности размещения по территории страны крупных рек, озер и др. видов внутренних вод;
- явлений природы, в том числе стихийных бедствий, связанных с внутренними водами на территории России;
- распределения рек по бассейнам, типам и характеру течения, режимам и источникам питания.
- Определить уровень умения учащихся:
- показывать на карте основные объекты внутренних вод России – реки, озера, ледники, районы распределения болот и мерзлоты;
- работать с картами, диаграммами, схемами, таблицами и др. источниками информации;
- составлять характеристику по плану одного из объектов внутренних вод России.
- объяснять значение водных ресурсов в жизни и деятельности человека.
Учебно-наглядный комплекс: Карты России – физическая, климатическая, схемы, таблицы, картины, атласы, контурные карты.
Ход урока
I. Организация учащихся на выполнение работы.
II. Проверка домашнего задания
а) индивидуальный опрос (3 чел.).
б) работа с карточками (6 чел.).
в) фронтальный опрос (весь класс).
- Что такое река? Сколько рек в России?
- Что называют речной долиной?
- Назовите реки России, относящиеся к бассейну:
а) Северного Ледовитого океана;
б) Атлантического океана;
в) Тихого океана;
г) внутреннего стока. - Какие типы рек вам известны?
- Что такое исток и устье реки?
- Приведите примеры равнинных рек.
- Приведите примеры горных рек.
- Что называется падением реки?
- Что называется уклоном реки?
- Перечислите основные типы питания рек.
- Дайте определение понятию «режим реки».
- Что такое половодье?
- Что такое межень?
- Что называют озером? Сколько озер в России?
- Какого происхождения могут быть озерные котловины?
г) Угадай:
- Это крупнейшее в Европе озеро возникло около 10 тыс. лет назад. Это озеро всегда имело большое хозяйственное значение: в озере водится 58 видов рыб. Это озеро сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Ленинград оказался в кольце блокады, отрезанным от Большой земли. «Дорогой жизни» назвали эту ледяную трассу. (Ладожское)
- Это море-озеро – крупнейший в мире замкнутый водоем, вытянутый с севера на юг почти на 1200 км., со средней шириной 320 км. Соленость воды изменяется от 0,5 промилле до 14 на юго-востоке. Главная проблема этого моря-озера заключается в многолетних колебаниях его уровня. Уникальны рыбные богатства моря. (Каспийское)
- Это озеро – самое большое на Алтае и одно из крупнейших в России. Занимает почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира! По-алтайски озеро называется Алтын-Коль, что в переводе «золотое озеро». Наполненное горной водой глубокое озеро остается холодным в течение года. Но это и не главное – озеро словно магнит притягивает к себе тысячи туристов своей неповторимой красотой, таинственностью и загадочностью… (Телецкое)
- Озеро является остатком от большого древнего ледникового водоема, находившегося на месте современного. На льду озера, в южной его части, в 1242 году произошла битва русского войска под предводительством Александра Невского с тевтонскими рыцарями, вошедшая в историю как Ледовое побоище. (Чудское)
- это озеро – уникальное творение природы и крупнейшее месторождение соли. Название озера происходит от ног. Баш – «голова», кунча – «собака», т. е. озеро «Собачья голова». Это самое большое и самое соленое из всех известных соляных озер мира. (Баскунчак)
- Это озеро – самое северное в мире настоящее крупное озеро. Лежит оно далеко за полярным кругом, у подножья гор Быранга. Здесь много птиц, рыб и даже великаны Арктики – овцебыки. (Таймыр)
- Это озеро находится на границе Приморского края России и Китая, оно является самым крупным пресноводным водоемом на дальнем востоке. Одно из старинных названий его «Ханкай Омо» – «Море птичьих перьев». (Ханка)
- Второе по величине озеро в Европе после Ладожского. В озеро впадает 52 реки, а вытекает только одна – Свирь. Одним из известнейших островов на озере является остров Кижи, на котором расположен одноименный музей заповедник, построенный в XVIII веке деревянными храмами. В 1990 году Кижский погост был включен в список всемирного наследия Юнеско. (Онежское)
- Это озеро называют глубочайшим в мире, да и по объему пресных вод ему нет равных. В него впадает 554 реки, а вытекает же из озера могучая, полноводная Ангара. Вода в озере очень чистая и прозрачная и в этом ей помогают свои «санитары» -рачки «эпишура», которые больше нигде в мире не встречаются. Озеро считается древнейшим в мире. Ни одно озеро в мире не может сравниться с ним по разнообразию животного и растительного мира (более 2600видов) ¾ видов нигде больше не встречаются, то есть являются эндемичными видами. (Байкал)
Как вы уже поняли, озера всегда играли большую роль в жизни человека. Составим схему «Значение озер».
В наш век, когда водные ресурсы Земли истощаются, значение пресных водоемов, сохранение их чистоты, богатства их фауны и флоры становится делом первостепенной важности. Вот поэтому даже к самому крошечному озеру, наполненному «живой водой», следует относиться как к ценнейшему дару природы. Каждое озеро – это сложный живой организм, реагирующий на все изменения окружающей среды. Каждое озеро имеет свою жизнь.
Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы:
д) работа у доски по проверке номенклатуры. (работа в паре, работа учащийся – класс).
III. Подведение итогов урока
Сегодня мы провели с вами урок обобщающего повторения по теме: «Богатство внутренних вод России». Надеюсь, что вы разделяете вместе со мной слова, что на карте нашей Родины не должны исчезнуть внутренние водоемы – реки, озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.
Наша задача перед будущим поколением – донести до него и не расплескать эти бесценные дары природы, полные живительной влаги.
IV. Д/з.
Повторить §15-17. На контурной карте отметить реки и озера по словарю в тетради.