Методическая разработка внеклассного занятия "По лесным тропинкам"

Разделы: Начальная школа


Цель методической разработки:

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Цель занятия: воспитание экологической культуры младших школьников.

Задачи:

  • учить видеть прекрасное в окружающей природе;
  • совершенствовать знания о растениях и животных леса;
  • познакомить с основными правилами охраны природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация « По лесным тропинкам», краски .

Форма проведения: внеклассное занятие ( классный час).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.

( Слайд №1)

Учитель: Вот он лес, чудесный лес, полный сказок и чудес! Мы сегодня совершим удивительное, волшебное путешествие по лесу. Посмотрим, как живется лесным обитателям. Нуждаются ли они в нашей помощи и поддержке.

2. Вступительная беседа.

( Слайд №2)

Учитель: Если из космоса взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства – океан воды и океан растительности.

Удивительный мир природы… он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Лес. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому .

Утром, днем и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях , травы меняют свой цвет. Их оттенки также неожиданны, как и меняющиеся краски морей. Узкими тропинками мы пробираемся на поляну « Хоровод берез».

3. Поляна « Хоровод берёз».

(Слайд №3)

Учитель: Выйдем на поляну, присядем потихоньку.

-Что вы знаете о берёзе ? Берёза- самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы, в самом деле, словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая, горела ярко и не коптила.

Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой березовой коры-бересты. Она не пропускала в избу влагу, если крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили ведра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был березовый.

В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из березовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

А какая она красивая, часто поэты воспевали ее в стихах. Может быть кто-то расскажет об этом? (заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)

Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.

- Но, если прислушаться, то можно услышать жалобы берёзок:

Не руби берёзы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.

- На что жалуются берёзки ?

(Жалуются на людей, которые рубят деревья, берут сок, от этого берёзы погибают.)

- Как ребята могут помочь деревьям в лесу ?

( Не ломать веток, не разводить около деревьев костры.)

4.  Цветочная поляна.

(Слайд 4)

- Взмахнём волшебной палочкой и окажемся в глубине леса на солнечной поляне. Как хорошо здесь пахнет. Сколько здесь цветов. Давайте рассмотрим их. (Слайды 5-8)

- Определите, какие цветы растут на поляне?

  1. Горел в траве росистой
    Фонарик золотистый.
    Потом померк, потух
    И превратился в пух. (одуванчик)

  1. Какой цветок символизирует болтливость? (колокольчик)

  1. Белые горошки
    На зелёной ножке. (ландыш)

  1. Стояли в лугах сестрички
    Жёлтый глазок,
    Белые реснички. (ромашки)

- Конечно можно понять тех людей, которые хотят принести частичку леса и собирают букетики цветов, но неужели эти любители природы не знают, что лесные цветы недолго стоят в вазах, моментально вянут.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

5. На лужайке.

-Продолжим наше путешествие.

(Слайд 9)

- А вот бежит, торопится по тропинке ёжик.

- Как вы думаете, можно его взять домой ?

( Нет, дома он может погибнуть)

- Конечно, не будем его трогать. Встретив в лесу маленького зайчонка, ежа, многие ребята стараются его поймать, будто он потерялся, может погибнуть. Детёныши вовсе не сироты, мать просто отлучилась, вернётся, накормит своего малыша. Дома детёныши чаще всего гибнут. А если и выживут, неизвестно потом, что с ними делать. Выпустить в лес ? Погибнет: не приучен к лесной жизни. Держать дома ? но в городской квартире с дикими животными жить неудобно. Самое лучшее - не ловить их.

- Давайте лучше вспомним загадки про лесных зверей. (Слайды № 9-14)

  1. Под дубочком, под листочком
    Свился, скрючился клубочком. (ёжик)
  2. И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд.
    Заберётся под куст- и спит,
    Кочерыжку съест- и сыт. (заяц)

  1. Хвост пушистый.
    Мех золотистый.
    В лесу живёт.
    В деревне кур крадёт. ( лиса)

  1. На овчарку он похож.
    Что ни зуб – то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть. (волк)

  1. Хозяин лесной, просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

  1. Маленький шарик
    Под лавкой шарит. (мышь)

6. Охрана природы.

- Следующая остановка « Охрана природы».Охрана природы- наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый человек понимает, что общее - значит и его. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому.

Ученик:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету.

7. Итог .

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажем хором:

До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.

Используемая литература:

  1. Белозёров Т. Журавкин праздник.М.,1990г.
  2. Бианки В. Лесная газета. М.,1987г.
  3. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996 г.
  4. Плешаков А. Зелёные страницы. М.,1995г.
  5. Соколова- Тарабарина Загадки лесной опушки, Ярославль, 2000г.
  6. Степанов В. Учебник для малышей. М.,2003г.
  7. Экология в начальной школе. М.,2004г.
Приложение