Цель методической разработки:
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Цель занятия: воспитание экологической культуры младших школьников.
Задачи:
- учить видеть прекрасное в окружающей природе;
- совершенствовать знания о растениях и животных леса;
- познакомить с основными правилами охраны природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация « По лесным тропинкам», краски .
Форма проведения: внеклассное занятие ( классный час).
Ход урока
1. Организационный момент.Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
( Слайд №1)
Учитель: Вот он лес, чудесный лес, полный сказок и чудес! Мы сегодня совершим удивительное, волшебное путешествие по лесу. Посмотрим, как живется лесным обитателям. Нуждаются ли они в нашей помощи и поддержке.
2. Вступительная беседа.( Слайд №2)
Учитель: Если из космоса взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства – океан воды и океан растительности.
Удивительный мир природы… он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.
Лес. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому .
Утром, днем и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях , травы меняют свой цвет. Их оттенки также неожиданны, как и меняющиеся краски морей. Узкими тропинками мы пробираемся на поляну « Хоровод берез».
3. Поляна « Хоровод берёз».(Слайд №3)
Учитель: Выйдем на поляну, присядем потихоньку.
-Что вы знаете о берёзе ? Берёза- самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. Его называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы, в самом деле, словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая, горела ярко и не коптила.
Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой березовой коры-бересты. Она не пропускала в избу влагу, если крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили ведра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был березовый.
В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из березовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.
А какая она красивая, часто поэты воспевали ее в стихах. Может быть кто-то расскажет об этом? (заранее подготовленный ученик читает стихотворение.)
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу.
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
- Но, если прислушаться, то можно услышать жалобы берёзок:
Не руби берёзы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
- На что жалуются берёзки ?
(Жалуются на людей, которые рубят деревья, берут сок, от этого берёзы погибают.)
- Как ребята могут помочь деревьям в лесу ?
( Не ломать веток, не разводить около деревьев костры.)
4. Цветочная поляна.(Слайд 4)
- Взмахнём волшебной палочкой и окажемся в глубине леса на солнечной поляне. Как хорошо здесь пахнет. Сколько здесь цветов. Давайте рассмотрим их. (Слайды 5-8)
- Определите, какие цветы растут на поляне?
- Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
- Какой цветок символизирует болтливость? (колокольчик)
- Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
- Стояли в лугах сестрички
Жёлтый глазок,
Белые реснички. (ромашки)
- Конечно можно понять тех людей, которые хотят принести частичку леса и собирают букетики цветов, но неужели эти любители природы не знают, что лесные цветы недолго стоят в вазах, моментально вянут.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
5. На лужайке.
-Продолжим наше путешествие.
(Слайд 9)
- А вот бежит, торопится по тропинке ёжик.
- Как вы думаете, можно его взять домой ?
( Нет, дома он может погибнуть)
- Конечно, не будем его трогать. Встретив в лесу маленького зайчонка, ежа, многие ребята стараются его поймать, будто он потерялся, может погибнуть. Детёныши вовсе не сироты, мать просто отлучилась, вернётся, накормит своего малыша. Дома детёныши чаще всего гибнут. А если и выживут, неизвестно потом, что с ними делать. Выпустить в лес ? Погибнет: не приучен к лесной жизни. Держать дома ? но в городской квартире с дикими животными жить неудобно. Самое лучшее - не ловить их.
- Давайте лучше вспомним загадки про лесных зверей. (Слайды № 9-14)
- Под дубочком, под листочком
Свился, скрючился клубочком. (ёжик) - И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд.
Заберётся под куст- и спит,
Кочерыжку съест- и сыт. (заяц)
- Хвост пушистый.
Мех золотистый.
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. ( лиса)
- На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)
- Маленький шарик
Под лавкой шарит. (мышь)
- Следующая остановка « Охрана природы».Охрана природы- наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый человек понимает, что общее - значит и его. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому.
Ученик:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету.
7. Итог .
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажем хором:
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Используемая литература:
- Белозёров Т. Журавкин праздник.М.,1990г.
- Бианки В. Лесная газета. М.,1987г.
- Дмитриев Ю. Книга природы. М., 1996 г.
- Плешаков А. Зелёные страницы. М.,1995г.
- Соколова- Тарабарина Загадки лесной опушки, Ярославль, 2000г.
- Степанов В. Учебник для малышей. М.,2003г.
- Экология в начальной школе. М.,2004г.