Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на практические знания и разрешения сложных вопросов очень актуальна. Особенно это важно в педагогической деятельности. Современной школе необходим не просто учитель, а учитель- фасилитатор-учитель-терапевт, успешно поддерживающий отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, с коллегами. Этот учитель не только вооружает ребенка суммой знаний, умений, навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он ребенок может стать. Такой подход во взаимодействии с детьми (в противовес авторитарному) получил название личностно-гуманного. Чтобы его успешно осуществлять, учителю необходимо значительно расширить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а следовательно и других. Реализуя личностно-гуманный подход в обучении и воспитании , сам учитель получает гораздо больше от работы и жизни в целом.
Основанное на личностно-гуманном подходе, эффективное взаимодействие (общения) учителя с ребенком во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья школьника.
Разбираясь в характеристике личностно-ориентированного обучения, пришла к выводу, что это право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т.е. возможностям, склонностям, интересам. Л.С. Выготский это трактует так: «результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть: сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы для успешного обучения сегодня и завтра.
Самостоятельными направлениями, по которым я работаю, в рамках личностно-ориентированных технологий выделяю:
- гуманно-личностные технологии
направлены на поддержку личности,
оказание ей помощи. Они исповедуют идеи
уважения и любви к ребенку,
оптимистическую веру в его творческие
силы, отвергая принуждение.
- технологии сотрудничества
реализуют равенство, партнерство в
отношениях педагога и ребенка. Вместе они
вырабатывают цели, содержание, находясь в
состоянии сотрудничества.
Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. Такую поддержку я осуществляю на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:
- Любить ребенка.
- Очеловечивать среду, в которой он живет.
- Прожить в ребенке свое детство.
Урок-ведущая форма жизни детей, поэтому я хочу обратить ваше внимание на то, какие методические приемы я использую при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно-авторитарными.
Инструктивно - авторитарное |
Личностно-значимое |
1. Рассказ учителя. 2. Чтение текста учебника. 3. Ответы на вопросы учителя (ученика). 4. Рассматривание иллюстрации. Повторение рассказа учителя (учебника). |
1. Выдвижение проблемы. 2. Постановка предположения. 3. Обсуждение гипотез. 4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя. 5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций). 6. Составление графического плана-опоры. |
Использую модель личностно- значимого обучения, работаю над развитием таких компонентов как:
-
сформированность умения добывать знания;
-
умение применять полученные знания.
Свои уроки всегда начинаю с эмоционального настроя, с развития мотивации учебной деятельности, так как школьник должен знать зачем ему конкретное знание. На уроках русского языка при изучении темы «Правописание шипящих», на доске пишу слова с пропущенной буквой ж_ вотное, ш_ нель, ш_ шки.
Ответ на вопрос: «какая буква пропущена?», одни говорят: «И», а другие «Ы». В процессе спора дети сами делают выводы, что не знаем правило; знать его необходимо для того, чтобы грамотно писать.
Любой урок начинаю с проблемного вопроса (задания). Например:
- Выскажи свое предположение. («Перенос слов с ь знаком», «Перенос слов с удвоенной согласной», «Правописание падежных окончаний и т.д.»).
Используя такую модель урока обнаружила, что мои ученики, участвуя в конкурсе «Русский медвежонок», все справились с заданием № 19 «Как правильно перенести слово осенью ». Значит, в нестандартной форме дети сумели применить полученные знания.
На открытом уроке по теме «Кто такие звери?» в 1 классе (Окружающий мир), мои ученики в процессе поисковой деятельности (под моим руководством и самостоятельно) при помощи содержательной опоры «Чучело птиц и зверей» сделали вывод: «Кто такие звери».
(см. приложение № 1, разработка урока: «Мир вокруг нас» Плешаков).
Казалось бы в этих уроках чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения важны, они формируют мотив их деятельности. Чтобы мои ученики проявляли больше инициативы и самостоятельности, а это тоже проявление личностно-значимого обучения, я даю им возможность работать в системе альтернативных образов.
1 класс «Ознакомление с окружающим миром» Чебурашка и Муравьишка постоянно спорят, а вместе с ними и дети. На уроках математики Знайка и Незнайка, Мальвина и Буратино, Волк и Заяц (два постоянных героя по-разному решают одну и ту же задачу; один - правильно, другой – неправильно; один – рациональным способом, другой – нет.). Таким образом, я даю возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ. У меня исчезла необходимость говорить слова «неверно, неправильно, не думаешь». Я их заменила личностно-значимыми и уважительными «это твое мнение, ты так думаешь». Учащиеся высказывают свое мнение, не боятся допустить ошибку в рассуждении, определяют причину ошибок. Чувство выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Так, во 2 классе за второе полугодие мои ученики имеют 100% успеваемость и качество знаний 62%.
На уроке стараюсь использовать активные формы обучения: дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игры-диалоги использую на уроках чтения, окружающего мира, математики. Например, игра «Магазин» ученики активно выступают в роли продавца, используя монеты (урок математики, тема «Состав числа»); игра «Лесное собрание» дети выступают в роли животных, которые рассказывают о подготовке к зиме. Во время знакомства с частями задачи использовала в роли: «»условие, вопрос, решение, ответ» (математика 1 класс). В 3 классе по теме «Части речи» роли дети исполняли в коронах, что вызвало большой интерес к теме и прочное усвоение. Иногда сыгранные роли оценивались аплодисментами (особенно в 1 классе). В 4 классе мои ученики свободно вели начало урока, были ведущими в развитии дикции, сами готовили минутку поэзии.
На факультативе «Культура речи и общение» часто вводила игры-диалоги. Например, по теме «Семья», «Поговорим с другом», «Поздравляем бабушку»; разыгрались телефонные диалоги.
На уроках чтения на основе литературных произведений инсценировали отрывки из сказок, рассказов, стихотворений, исполняли народные песенки, потешки.
Уроки повторения, обобщения знаний провожу в виде путешествий, смотров знаний, используя игры «Умники и умницы», «Поле чудес», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков.
Для себя я сделала вывод, что при личностно-ориентированном обучении на уроках моя роль, т.е. роль учителя остается существенной, я задаю вопросы, веду дискуссию, но для учащихся остаюсь полноправным партнером.
Мои ученики не боятся допустить ошибку в рассуждениях, а под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправит ее. Это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль, самооценка, что отражает довольно высокий уровень их способностей.
Развивая самоконтроль, орфографическую зоркость, ошибки в тетрадях не исправляю, а только подчеркиваю. Работа над ошибками состоит в том, что ученики сами находят «место-ошибку» и самостоятельно исправляют ее. Начиная с 3 класса, на полях вывожу № орфограммы, дети определяют ее оп памяти, вспоминают правило и исправляют ошибку, приводят примеры.
Проверочные и контрольные работы провожу разноуровневые. При этом даю индивидуальные установки типа «ты можешь справиться на 4 (5)», «Ты себя не дооцениваешь» и т.п.
Все эти годы я работаю по традиционной программе. Состав класса - дети с разным уровнем развития (см. приложение, табл. «Диагностика развития учащихся»), с ослабленным здоровьем, с низким и средним уровнем общего развития, не посещавшие детские сады. Учитывая это, применяю в обучении дифференцированный подход. Класс делю на группы «А», «В» со сменным составом, учитывая темп развития и достижения учащихся перевожу их из одной группы в другую.
В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание), а устранение причин возникновения трудностей. Например, работая с группой «В», т.е. со слабоуспевающими учениками вела учет ошибок, при чем не только контрольных и проверочных работ, но и домашних заданий. В результате этой работы я установила следующие причины низкой успеваемости учащихся данной группы:
- Незнание правил.
- Знание правил, но неумение их применять.
- Мало и плохо читают.
- Отсутствие положительной мотивации.
- Низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
- Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.
Для устранения ошибок использовала индивидуальные занятия, работу по карточкам, групповые формы обучения, взаимообучение, ведение индивидуальных тетрадей «Мои ошибки». Для развития мыслительной деятельности вводила в урок ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д. С целью развития общей культуры и эрудиции применяю такие элементы урока: «Для любознательных», «Этот удивительный мир», «В мире слов» и т.д.
В этом учебном году мои ученики-выпускники начальной школы. Социальный паспорт учащихся и его семьи показывает, что сформированность взаимоотношений учащихся с учителями, родителями, характеристика учебной деятельности у них на хорошем уровне (Приложение № 2).
Свою работу, начиная с 1 класса, строила на поддержке личности, оказание ей помощи, исповедовала идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Мои ученики научились уважать мнение других, умеют проявить заботу о ближних, умело сотрудничают с учителями, имеют большое желание ходить в школу, научены умению выполнять роли артиста, ведущего, проверяющего, что вырабатывает самостоятельность и индивидуальность. Все эти качества личности стали результатом успешного обучения в 5 классе. Всякий опытный учитель считает, что результат важнее процесса. Диаграмма показывает результат успеваемости и качества знаний на конец учебного года 4 класса и начало 5 класса (Приложение № 3). Ребятам было интересно жить в таком коллективе все четыре года. Вместе с родителями готовили и проводили традиционный праздник «Мой день рождения», выезды в музей, на выставки, выходы на природу, смотры-конкурсы, выставки лучших тетрадей, поделок своими руками.
Такое тесное взаимодействие с родителями наблюдалось все четыре года.
Использование личностно-ориентированного обучения привело меня к пониманию необходимости его применения в ходе подготовки и проведения классных часов. В основном готовлю и провожу их по адаптивной системе Н.П. Капустина, используя также опыт работы учителей школы № 12. Вместе с родителями и психологом провела такие занятия: «как избежать конфликта», «Что такое совесть», «Просто так», «Добрый человек добру и учит» и т.д. На открытом районном семинаре «Здоровьесберегающие технологии» мною был разработан и показан классный час на тему «Здоровье в твоих руках». Эти классные часы содействовали формированию навыка у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий, сравнивать схожесть и развитие своей личности, проявлять и развивать свои индивидуальные и творческие способности.
Итогом всей работы стали классный журнал – эстафета «мир моих друзей, мир общих дел» и замечательный праздник «Прощание с Начальной школой».
Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.
Используемая литература:
- Беспалько В.П.