Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании – залог успешности ученика

Разделы: Начальная школа


Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на практические знания и разрешения сложных вопросов очень актуальна. Особенно это важно в педагогической деятельности. Современной школе необходим не просто учитель, а учитель- фасилитатор-учитель-терапевт, успешно поддерживающий отношения во взаимодействии с ребенком, родителями, с коллегами. Этот учитель не только вооружает ребенка суммой знаний, умений, навыков, но и помогает стать тем, кем и чем он ребенок может стать. Такой подход во взаимодействии с детьми (в противовес авторитарному) получил название личностно-гуманного. Чтобы его успешно осуществлять, учителю необходимо значительно расширить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а следовательно и других. Реализуя личностно-гуманный подход в обучении и воспитании , сам учитель получает гораздо больше от работы и жизни в целом.

Основанное на личностно-гуманном подходе, эффективное взаимодействие (общения) учителя с ребенком во многом определяет успешность обучения, развития, состояния здоровья школьника.

Разбираясь в характеристике личностно-ориентированного обучения, пришла к выводу, что это право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу, т.е. возможностям, склонностям, интересам. Л.С. Выготский это трактует так: «результат обучения, не совпадающий с его содержанием». Это означает, что существенным пребыванием ребенка в школе должна быть: сформированность тех психических новообразований, качеств его личности, которые необходимы для успешного обучения сегодня и завтра.

Самостоятельными направлениями, по которым я работаю, в рамках личностно-ориентированных технологий выделяю:

  • гуманно-личностные технологии
    направлены на поддержку личности, оказание ей помощи. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  • технологии сотрудничества
    реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Вместе они вырабатывают цели, содержание, находясь в состоянии сотрудничества.

Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. Такую поддержку я осуществляю на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:

    1. Любить ребенка.
    2. Очеловечивать среду, в которой он живет.
    3. Прожить в ребенке свое детство.

Урок-ведущая форма жизни детей, поэтому я хочу обратить ваше внимание на то, какие методические приемы я использую при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно-авторитарными.

Инструктивно - авторитарное

Личностно-значимое

1. Рассказ учителя.

2. Чтение текста учебника.

3. Ответы на вопросы учителя (ученика).

4. Рассматривание иллюстрации.

Повторение рассказа учителя (учебника).

1. Выдвижение проблемы.

2. Постановка предположения.

3. Обсуждение гипотез.

4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя.

5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций).

6. Составление графического плана-опоры.

Использую модель личностно- значимого обучения, работаю над развитием таких компонентов как:

  • сформированность умения добывать знания;

  • умение применять полученные знания.

Свои уроки всегда начинаю с эмоционального настроя, с развития мотивации учебной деятельности, так как школьник должен знать зачем ему конкретное знание. На уроках русского языка при изучении темы «Правописание шипящих», на доске пишу слова с пропущенной буквой ж_ вотное, ш_ нель, ш_ шки.

Ответ на вопрос: «какая буква пропущена?», одни говорят: «И», а другие «Ы». В процессе спора дети сами делают выводы, что не знаем правило; знать его необходимо для того, чтобы грамотно писать.

Любой урок начинаю с проблемного вопроса (задания). Например:

- Выскажи свое предположение. («Перенос слов с ь знаком», «Перенос слов с удвоенной согласной», «Правописание падежных окончаний и т.д.»).

Используя такую модель урока обнаружила, что мои ученики, участвуя в конкурсе «Русский медвежонок», все справились с заданием № 19 «Как правильно перенести слово осенью ». Значит, в нестандартной форме дети сумели применить полученные знания.

На открытом уроке по теме «Кто такие звери?» в 1 классе (Окружающий мир), мои ученики в процессе поисковой деятельности (под моим руководством и самостоятельно) при помощи содержательной опоры «Чучело птиц и зверей» сделали вывод: «Кто такие звери».

(см. приложение № 1, разработка урока: «Мир вокруг нас» Плешаков).

Казалось бы в этих уроках чуть-чуть изменен характер обучения, но эти изменения важны, они формируют мотив их деятельности. Чтобы мои ученики проявляли больше инициативы и самостоятельности, а это тоже проявление личностно-значимого обучения, я даю им возможность работать в системе альтернативных образов.

1 класс «Ознакомление с окружающим миром» Чебурашка и Муравьишка постоянно спорят, а вместе с ними и дети. На уроках математики Знайка и Незнайка, Мальвина и Буратино, Волк и Заяц (два постоянных героя по-разному решают одну и ту же задачу; один - правильно, другой – неправильно; один – рациональным способом, другой – нет.). Таким образом, я даю возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путем коллективного обсуждения находить верный ответ. У меня исчезла необходимость говорить слова «неверно, неправильно, не думаешь». Я их заменила личностно-значимыми и уважительными «это твое мнение, ты так думаешь». Учащиеся высказывают свое мнение, не боятся допустить ошибку в рассуждении, определяют причину ошибок. Чувство выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Так, во 2 классе за второе полугодие мои ученики имеют 100% успеваемость и качество знаний 62%.

На уроке стараюсь использовать активные формы обучения: дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игры-диалоги использую на уроках чтения, окружающего мира, математики. Например, игра «Магазин» ученики активно выступают в роли продавца, используя монеты (урок математики, тема «Состав числа»); игра «Лесное собрание» дети выступают в роли животных, которые рассказывают о подготовке к зиме. Во время знакомства с частями задачи использовала в роли: «»условие, вопрос, решение, ответ» (математика 1 класс). В 3 классе по теме «Части речи» роли дети исполняли в коронах, что вызвало большой интерес к теме и прочное усвоение. Иногда сыгранные роли оценивались аплодисментами (особенно в 1 классе). В 4 классе мои ученики свободно вели начало урока, были ведущими в развитии дикции, сами готовили минутку поэзии.

На факультативе «Культура речи и общение» часто вводила игры-диалоги. Например, по теме «Семья», «Поговорим с другом», «Поздравляем бабушку»; разыгрались телефонные диалоги.

На уроках чтения на основе литературных произведений инсценировали отрывки из сказок, рассказов, стихотворений, исполняли народные песенки, потешки.

Уроки повторения, обобщения знаний провожу в виде путешествий, смотров знаний, используя игры «Умники и умницы», «Поле чудес», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков.

Для себя я сделала вывод, что при личностно-ориентированном обучении на уроках моя роль, т.е. роль учителя остается существенной, я задаю вопросы, веду дискуссию, но для учащихся остаюсь полноправным партнером.

Мои ученики не боятся допустить ошибку в рассуждениях, а под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправит ее. Это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль, самооценка, что отражает довольно высокий уровень их способностей.

Развивая самоконтроль, орфографическую зоркость, ошибки в тетрадях не исправляю, а только подчеркиваю. Работа над ошибками состоит в том, что ученики сами находят «место-ошибку» и самостоятельно исправляют ее. Начиная с 3 класса, на полях вывожу № орфограммы, дети определяют ее оп памяти, вспоминают правило и исправляют ошибку, приводят примеры.

Проверочные и контрольные работы провожу разноуровневые. При этом даю индивидуальные установки типа «ты можешь справиться на 4 (5)», «Ты себя не дооцениваешь» и т.п.

Все эти годы я работаю по традиционной программе. Состав класса - дети с разным уровнем развития (см. приложение, табл. «Диагностика развития учащихся»), с ослабленным здоровьем, с низким и средним уровнем общего развития, не посещавшие детские сады. Учитывая это, применяю в обучении дифференцированный подход. Класс делю на группы «А», «В» со сменным составом, учитывая темп развития и достижения учащихся перевожу их из одной группы в другую.

В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка (натаскивание), а устранение причин возникновения трудностей. Например, работая с группой «В», т.е. со слабоуспевающими учениками вела учет ошибок, при чем не только контрольных и проверочных работ, но и домашних заданий. В результате этой работы я установила следующие причины низкой успеваемости учащихся данной группы:

  1. Незнание правил.
  2. Знание правил, но неумение их применять.
  3. Мало и плохо читают.
  4. Отсутствие положительной мотивации.
  5. Низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи).
  6. Дети не получают помощи от родителей и не контролируются ими.

Для устранения ошибок использовала индивидуальные занятия, работу по карточкам, групповые формы обучения, взаимообучение, ведение индивидуальных тетрадей «Мои ошибки». Для развития мыслительной деятельности вводила в урок ребусы, загадки, кроссворды, шарады и т.д. С целью развития общей культуры и эрудиции применяю такие элементы урока: «Для любознательных», «Этот удивительный мир», «В мире слов» и т.д.

В этом учебном году мои ученики-выпускники начальной школы. Социальный паспорт учащихся и его семьи показывает, что сформированность взаимоотношений учащихся с учителями, родителями, характеристика учебной деятельности у них на хорошем уровне (Приложение № 2).

Свою работу, начиная с 1 класса, строила на поддержке личности, оказание ей помощи, исповедовала идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Мои ученики научились уважать мнение других, умеют проявить заботу о ближних, умело сотрудничают с учителями, имеют большое желание ходить в школу, научены умению выполнять роли артиста, ведущего, проверяющего, что вырабатывает самостоятельность и индивидуальность. Все эти качества личности стали результатом успешного обучения в 5 классе. Всякий опытный учитель считает, что результат важнее процесса. Диаграмма показывает результат успеваемости и качества знаний на конец учебного года 4 класса и начало 5 класса (Приложение № 3). Ребятам было интересно жить в таком коллективе все четыре года. Вместе с родителями готовили и проводили традиционный праздник «Мой день рождения», выезды в музей, на выставки, выходы на природу, смотры-конкурсы, выставки лучших тетрадей, поделок своими руками.

Такое тесное взаимодействие с родителями наблюдалось все четыре года.

Использование личностно-ориентированного обучения привело меня к пониманию необходимости его применения в ходе подготовки и проведения классных часов. В основном готовлю и провожу их по адаптивной системе Н.П. Капустина, используя также опыт работы учителей школы № 12. Вместе с родителями и психологом провела такие занятия: «как избежать конфликта», «Что такое совесть», «Просто так», «Добрый человек добру и учит» и т.д. На открытом районном семинаре «Здоровьесберегающие технологии» мною был разработан и показан классный час на тему «Здоровье в твоих руках». Эти классные часы содействовали формированию навыка у детей анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий, сравнивать схожесть и развитие своей личности, проявлять и развивать свои индивидуальные и творческие способности.

Итогом всей работы стали классный журнал – эстафета «мир моих друзей, мир общих дел» и замечательный праздник «Прощание с Начальной школой».

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно-ориентированным нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.

Используемая литература:

  1. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.
  2. Виноградова М.Д. Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М., 1977.
  3. Виноградова Н.Ф.Реализация личностно-ориентированного образования в начальной школе // Нач.шк., 2001, №9.
  4. Давыдов В.Г. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
  5. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология в действии // Нач.шк., 1994.№ 4.
  6. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
  7. Михелькевич В.Н. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара.1998.
  8. Педагогические технологии // Под ред. В.С. Кукушина – Ростов н/Д, 1987.