Цели:
- сформировать способность к вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями;
- тренировать вычислительные навыки, анализ и решение текстовых задач;
- воспитывать умение ставить цель, проводить самоанализ, чувство взаимовыручки
Ход урока
Ι. Самоопределение к учебной деятельности.
На доске запись: День сегодняшний – ученик вчерашнего.
– Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)
– Какую тему изучаем? (Дроби)
– Какие действия умеем выполнять с дробями? (Сравнение, нахождение части числа, выраженной дробью, числа по его части, которую одно число составляет от другого числа)
– Чему научились на прошлом уроке? (Складывать дроби)
– Сегодня на уроке продолжим работу над действиями с дробями. Вам, как всегда на уроках математики, понадобится усердие, аккуратность, сообразительность. Желаю вам удачи!
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
– Представить в виде дроби: 16 : 18; 24 : 45; 2 : 9; 19 : 26; 58 : 62
– На что показывает знаменатель?
– На что показывает числитель?
– Какая из дробей «лишняя»? (2/9) Почему?
– Выпишите эту дробь на следующей строке. Запишите дробь с таким же знаменателем.
– Как сложить дроби с одинаковым знаменателем?
– Найдите сумму этих дробей.
– Решите задачу: «Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. В первый час она прошла 3/8 всего пути, а во второй час – 4/8 всего пути. Какую часть пути прошла Красная Шапочка за два часа?»
Разминка для глаз
– «Соберите» пирамидку, водя глазами.
– Составьте обратную задачу. Решите её.
ΙΙΙ. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
– Какое задание выполняли? (Находили неизвестное слагаемое)
– Как найти неизвестное слагаемое?
– В чем трудность? (Не умеем вычитать дроби)
– Какую цель поставим перед собой? (Научиться вычитать дроби)
– Как сформулируем тему урока? («Вычитание дробей»)
ΙV. проектирование и фиксация нового знания
– Каким способом вы предлагаете найти значение разности? (С помощью числового отрезка и на модели)
Показ на отрезке и на модели.
– Как найти значение разности? (От большего числа отнять меньшее)
– Составим алгоритм вычитания дробей:
- Вычесть из числителя первой дроби числитель второй дроби.
- В знаменатель разности записать их общий знаменатель.
– Запишите формулу
– Сформулируйте вывод.
V. Первичное закрепление во внешней речи
– Вы хорошо поработали, вывели алгоритм вычитания дробей. Какой следующий шаг? (Потренироваться в решении примеров)
Выполнение №4, Урок 4 (Л.Г. Петерсон. Математика. 4 класс) с комментированием у доски.
28/42 – 15/42 = 13/42
60/81 – 34/81 = 26/81
73/98 – 56/98 = 17/98
Дополнительное задание для сильных учеников: 24% - 18% = 6% (как еще можно решить?)
Задача №6(а) – решение у доски с комментированием.
VΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Как узнать, насколько хорошо вы научились вычитать дроби? (Выполнить самостоятельную работу)
Самостоятельная работа на индивидуальных карточках с эталоном решения
74/97 – 65/97 = | 74/97 – 65/97 = 9/97 | |
36/52 – 26/52 = | 36/52 – 26/52 = 10/52 | |
485/974 – 254/974 = | 485/974 – 254/974 = 231/974 | |
538/705 – 475/705 = | 538/705 – 475/705 = 63/705 | |
264/876 – 186/876 = | 264/876 – 186/876 = 78/876 |
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение
– Для повторения предлагаю вам решить уравнения №9.
Дети решают по вариантам в тетрадях, по одному человеку от каждого варианта решают у доски.
VΙΙΙ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Назовите тему урока.
– Какова была цель урока?
– Достигли ли мы цели урока? Каким способом?
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– Что можете сказать о работе класса?
– В чем возникали затруднения?
– Что нужно сделать, чтобы затруднений было меньше? (Повторить дома)
Домашнее задание: №6 (б), №5, Урок 4, индивидуальная задача для сильных учеников.