Цели:
- создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
- через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах, то есть решать учебную задачу;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, опорами-схемами;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету;
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование:
- схема-карта на каждого учащегося,
- карточки с заданиями,
- модель урока на доске,
- разноцветные специальные карточки для учащихся;
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?
2. Моделирование урока
- Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.
Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.
3. Определение настроя учащихся на работу
II. Актуализация новых знаний
1. Минутка чистописания
- Зачем этот этап работы? (чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем)
- Домик
- Домработница
- Домище
- Дом
- Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода единственное число, одушевленное и неодушевленное, нарицательное.)
- Какое слово лишнее?
- Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ.)
- Выделите основы.
- Зачитайте значение слова "сложный". Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из несколько элементов, частей.)
- Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня.
- С чего начинается работа в тетради? (Минутка чистописания.)
- Почему? (Тренируем руку, правильное и красивое письмо.)
- Догадайтесь, что будем писать на минутке
чистописания: это
сочетание букв, которое образует общий корень в
этих родственных словах.
- Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.
- Оцените свою работу на этом этапе (закрепить, проанализировать).
2. Постановка проблемы
- Какое задание можно предложить?
- Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы.
Вывод-проблема
Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова.
- Какова цель урока? (Узнать, как нужно соединить две основы, чтобы получилось сложное слово.)
- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение-исследование)
- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.
- Если проблема ясна - в путь.
3. "Открытие"
- Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно... (кашевар)Снова солнце печет сильно,
Снова солнечный денек.
Назовите сложным словом:
"Печет солнце" - ... (солнцепек)
Наблюдение за словами
- Расскажите, как вы исследовали слова. (Подбор однокоренных)
- Какой вывод можно сделать?
- Что соединяет основы?
Чтобы получились сложные слова, нужны
- Когда пишется о? е?
4. Физкультминутка
5. Создание алгоритма правописания сложных слов с соединительными гласными
- Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм) Работаем в парах. Этапы распределяем по порядку.
Проверяем.
- С чего начнем? Какой итог будет первым? Что делать затем?
Все шаги вывешиваем на карточках.
- Сформулируйте правило: когда пишется соединительная гласная о, когда е.
Правило
- Вернемся к словам, которые создали проблему в начале урока. Объясните их написание.
- Проверим, как вы поняли основное правило урока.
- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом?
6. Работа в группах
Задания для групп:
1. Выписать сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.
Плавать, мореплаватель, водоплавающие, плавательный, разрубить, лесоруб, мясорубка, перелесок, лесовод, лесничий.
2. Дописать сложные слова.
- Человек, у которого длинные волосы.
- Человек, у которого добрая душа.
- Сказочный персонаж, поедающий людей.
- Человек, низкого роста.
- Человек, у которого слабая воля.
- Человек, который любит узнавать новое.
- Жук, поедающий кору деревьев.
- Шуруп, который сам нарезает резьбу.
- Русская народная игра-пляска.
- Лес, поваленный бурей.
Запишите по два сложных слова с данными корнями: -вод-, -лес-, -ход-, -сам-, -пар-.
7. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.
I уровень
Списать, вставив соединительную гласную. Выделить основу, корень.
Скал:лаз, камн:пад, вод:лаз, сонц:пек, мор:ход.
II уровень
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
III уровень
Придумать по два слова с соединительными гласными о, е. Составить и записать предложения с этими словами.
- Оцените свою работу.
III. Итог урока
- Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.
- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
- Оцените свою работу на уроке (на листах и у доски).