Россия без каждого из нас обойдется, но никто из нас без нее обойтись не может.
И.С. Тургенев
Цели:
- Способствовать формированию понятия того, что гражданство имеет не только значение правовой связи гражданина с государством. Гражданство - это чувства ответственности за судьбу своей Родины.
- Помочь учащимся закрепить знания по теме «Гражданство».
- Совершенствовать навыки сотрудничества, умения работать в группе.
Оборудование:
- Проектор.
- Закон «О гражданстве» ст.9 «Гражданство детей», ст. 12 «Приобретение гражданства Р.Ф. по рождению».
- Конституция Р.Ф.
- Листы с заданиями для работы в группах.
- Лицевые счета групп.
Ход урока
Учитель: Тема нашего урока: «Я – гражданин России». Сегодня мы продолжим размышления по теме «Гражданство»
Вступительная беседа. Вопросы:
- Кого мы называем гражданином? (Человека, обладающего всеми правами и обязанностями).
- Какие важнейшие права гражданина России вам известны? (Право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободу слова, свободу совести)
- Каким законом они установлены? (Конституцией России)
- Гражданин – человек свободный. Что это значит? (Свободный человек сам все решает и сам отвечает за свои поступки. Его свобода ограничена правами других людей)
- Можно ли вас назвать гражданами России? (Да. Но полноправными гражданами мы станем в 18 лет)
Учитель: В последние годы вопросы приобретения гражданства стали очень актуальны. Почему? (После распада Советского Союза многие русские оказались на территории сопредельных государств, люди получили возможность выезжать за границу, заключать браки с иностранцами).
Учитель: Сегодня закон «О гражданстве» для многих людей один из самых важных. Поэтому сегодня мы закрепим имеющиеся знания в форме игры.
Игра называется «Юридическая консультация».
Представьте себе, что вы являетесь работниками юридической консультации. Я – ваш непосредственный руководитель.
Ежедневно мы разъясняем своим клиентам их права. Очень много накопилось вопросов по закону «О гражданстве». Поэтому всем отделам юридической консультации предлагаю поработать только в этом направлении.
Для удобства предлагаю разбиться на группы. В каждой группе выберите старшего, обозначьте название, чтобы не путаться, распределите обязанности. – 2 мин. Ответственные за лицевой счет заполняют таблицу, учитывают участие членов группы в ходе урока.
Нам предстоит ответить на вопросы граждан, исправить неточности в документах в связи с принятием нового закона в 2002 году, дополнить имеющиеся материалы, чтобы они стали более понятны населению.
Результатом нашей работы будет оформление мини-справочника, в котором в доступной форме нашим клиентам будет изложено самое главное из того, что они должны знать.
В ходе работы используйте Конституцию, закон «О гражданстве».
Задание 1 группы. Устраните имеющиеся неточности:
- Устойчивая связь гражданина с государством – это подданство.
- Лица без гражданства, проживающие на территории какой- либо страны, не имеют тех прав, которыми обладают граждане страны.
- Принципы приобретения гражданства: это принцип крови и принцип почвы.
- Принцип почвы, как основной принцип приобретения гражданства, предполагает получение гражданства по гражданству родителей.
Задание 2 группы. Заполните пропуски.
Что может быть основанием для приобретения российского гражданства?
- Признание ... (это означает, что те, кто на момент принятия закона жил в России, автоматически признаются ее гражданами, если они согласны. Если нет – в течение года могут опротестовать).
- Факт рождения от родителей ... (гр-н России)
- В порядке регистрации
- если имеются родственники (мать, отец, дед, бабка – по прямой восходящей линии)
- дети ... (эмигрантов), родившиеся за границей, могут восстановить или приобрести гражданство;
- дети бывших граждан СССР, достигшие ...(18 лет)
- лица без гражданства, если они прожили на тер-ии России (...)
Задание 3 группы.
- Назовите причины, по которым гражданин России может быть лишен гражданства ... (не может ни при каких обстоятельствах)
- Назовите обстоятельства, по которым по своему желанию человеку могут не разрешить выйти из гражданства добровольно
- ... (повестка на военную службу);
- ... (привлечение к уголовной ответственности);
- ... (обязательства перед другими лицами)
Задание 4 группы.
- Порядок приобретения гражданства называется ... (натурализацией)
- В полном объеме гражданин может осуществлять свои права в ... лет
- К основным обязанностям граждан относится: ... (соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать права и свободы других людей, защищать Отечество, платить налоги, охранять природу и окружающую среду, заботится о детях, их воспитании, образовании, детям заботиться о своих родителях).
Работа с вопросами клиентов. Каждая группа получает по вопросу.
Пенсионерка Иванова.
Моему внуку 13 лет. Его родители переезжают в США, собираются принять американское гражданство. Внук хотел бы остаться в России и сохранить Российское гражданство. Что для этого нужно сделать?
Приезжий из Украины.
Я проживаю и работаю в Украине. По национальности я татарин. Подскажите мне, каким образом я могу стать гражданином республики Татарстан.
Семья
Собираемся выехать в Израиль всей семьей. Нашего ребенка мы усыновили в возрасте 6 месяцев, т.к. его собственные родители были лишены родительских прав. Опасаемся, что они не дадут согласие на перемену гражданства ребенком. Подскажите, что делать.
Директор детского дома.
В январе 2008 года в наш детский дом поступил мальчик, оставленный на вокзале станции Бурея. Возраст ребенка предположительно 10 месяцев. Родители ребенка неизвестны. Как определить его гражданство?
Учитель: Всем спасибо за работу. Надеюсь, нам удалось оказать нужную юридическую помощь населению. Сдайте рабочие материалы. Наш секретарь займется оформлением справочника.
Учитель: Гражданство имеет не только юридический смысл. Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия «гражданин» сколько его духовно-нравственный смысл.
Для россиянина понятие «гражданственность» тесно связана с понятием патриотизм, ответственность, неравнодушное отношение к судьбе Родины. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России, отдавали свои знания, талант на благо Отечества, а годы суровых испытаний отдавали и жизни за Родину.
Примеров высокой гражданственности в истории нашей страны очень много.
На дом вы получили задание: используя помощь родителей, учителей, старших товарищей, печатные источники подобрать примеры высокого служения обществу граждан нашей страны в разное время. Давайте послушаем ваши сообщения. Кого бы вы могли назвать настоящим гражданином страны?
Группы представляют свои сообщения, сопровождающиеся презентацией.
Возможные варианты:
- Михаил Богданович Барклай де Толли (Приложение 1);
- Павел Степанович Нахимов (Приложение 2);
- Александр Сергеевич Грибоедов (Приложение 3);
- Андрей Дмитриевич Сахаров.
Вопрос: Что объединяет этих людей? (Ответственное отношение к судьбе Отчизны. Интересы России, ее народа у них на первом месте)
Учитель:
- Примеров настоящей гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры. (Спасение людей во время террористических актов в театре на Дубровке, в школе Беслана, в больнице Буденновска) (2008 год – год семьи – усыновление детей)
- Предложите примеры, где проявилась бы ваша гражданственность
Учитель. Подводя итоги нашего сегодняшнего разговора предлагаю составить портрет настоящего гражданина. Просьба сделать это в виде синквейна. Одна группа – один синквейн.
Пример.
1 строка – тема (Гражданин.)
2 строка определение к нему в 2-х прилагательных (Ответственный, свободный)
3 строка – 3 глагола показывающие характерные действия. (Протестует, действует, защищает)
4 фраза из 4-х слов, показывающая отношение автора. (На таких держится Россия)
Учитель: Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит следующее высказывание: «Россия без каждого из нас обойдется, но никто из нас обойтись без нее не сможет». Согласны ли вы с мнением И.С. Тургенева?
Вывод: Гражданские поступки совершаются не только в чрезвычайных ситуациях. Наша жизнь будет гораздо красивее, гармоничнее если каждый из нас не будет равнодушным и безразличным к происходящему кругом. Если мы будем людьми ответственными.