Цель проекта и основные задачи:
Цель: Развитие среды электронного обучения в гимназии, получение нового качества гимназического образования на основе внедрения современных информационных технологий, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества.
Задачи:
- совершенствование образовательного процесса (усиление дифференциации и индивидуализации обучения путем внедрения вариативных образовательных программ с применением ИКТ);
- обеспечение развития сложившейся методологии образования за счет использования преимуществ информационно-коммуникационных технологий;
- адаптация детей к реальной жизни через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
- создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы;
- повышение профессионального мастерства педагогов.
Результаты проекта
- В результате реализации проекта на параллели 7-х классов существенно изменится сущность работы обучающихся на уроке и во внеурочное время, произойдет активное включение информационно-коммуникационных технологий в исследовательскую деятельность, формирование у обучающихся ключевых личностных компетентностей.
- Формы уроков станут еще более разнообразными, появится возможность проведения нестандартных форм уроков, проведения занятий на свежем воздухе с использованием Wi-Fi – технологий (технические и географические возможности гимназии позволяют это).
- Повысится интерес обучающихся к преподаваемым предметам, а соответственно и возрастёт вероятность получения нового качества образования на основе внедрения современных информационных технологий.
- Произойдет реальное обновление содержания образования. Изменения в системе гимназического образования будут адекватны направлениям модернизации российского образования, так как система исследовательской деятельности в гимназии будет строиться как особая форма познавательной деятельности, дающая возможность обучающимся овладеть технологией проектной деятельности.
- Увеличится число педагогов, ориентированных на инновационную модель образовательного процесса в гимназии (многообразие выбора разноуровневых предметных курсов с исследовательским модулем, использование информационно-коммуникационных технологий, интеграцию учебной и внеучебной деятельности).
- В гимназии будут созданы условия для развития у обучающихся исследовательского мастерства посредством информационно-коммуникационных технологий, что обеспечит значимый рост эффективности использования и других образовательных технологий.
- Будет разработан рациональный механизм вовлечения учащихся гимназии в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, который будет способствовать развитию у них интереса к продолжению обучения в высшей школе, осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
- Диапазон образовательных и социальных контактов участников образовательного процесса гимназии будет расширяться до межрегионального и международного уровня.
- Будут оформлены разработанные методические рекомендации по построению и практической реализации модели Центра исследовательской культуры как ресурса повышения качества гимназического образования. Полученные результаты будут предложены педагогическому сообществу для использования в работе и послужат источником инновационного развития окружающей гимназию образовательной среды.
Критерии успешности проекта:
Реализация проекта будет содействовать позитивным изменениям в личности обучающихся гимназии и приведет к следующим положительным результатам:
- формирование личностных компетентностей у участников проекта;
- успешность и психологическая комфортность субъектов образовательного процесса;
- рост интереса к обучению;
- профессиональное развитие;
- совершенствование информационно-коммуникационных компетенций педагогов.
Предусматривается осуществление процедуры внешней и внутренней оценки эффективности проекта.
Внешняя оценка:
- экспертное заключение специалистов городского центра информатизации «Эгида» и учёных научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО об успешности участия гимназистов в проекте;
- отзывы родителей;
- результаты, отражающие достижения учащихся и педагогов гимназии в образовательной деятельности (сертификаты, грамоты, дипломы и другие документы);
- публикации в СМИ.
Внутренняя оценка:
- оценка содержания и методов работы по реализации проекта его участниками – анкетирование;
- оценка проекта администрацией гимназии – анкетирование, swot-анализ, проблемно-ориентированный анализ;
- рост активности обучающихся и педагогов в проектной и исследовательской деятельности – наблюдение, анкетирование.
Целевая группа
- В проекте примут участие 7 «А, Б, В, Г» классы.
- Всего 113 обучающихся.
- Предметы: русский язык, литература, геометрия, английский язык, история, обществознание, физика, биология, география, немецкий и французский языки.
- Данные предметы были выбраны с учетом имеющегося программного обеспечения, наличия подходящих для технических возможностей ЭОР и разрешающей способности монитора «школьного ноутбука», а также с учетом стартовой IT-компетентности преподавательского состава.
- На данном этапе в проект готовы включиться 12 учителей, работающих на параллели 7-х классов и группа технической поддержки проекта.
- Учителя, включающиеся в проект, прошли курсовую подготовку по различным программам повышения квалификации в области IT-компетенции:
- Intel «Обучение для будущего»;
- Intel «Путь к успеху»;
- Интернет-технологии в образовании
- Microsoft «Партнерство в образовании»;
- Организация занятий с использованием Classmate PC;
- «Использование интерактивной доски и электронных образовательных ресурсов в учебном процессе»;
- «Организация дистанционного образования системе обучения Moodle».
Организация обучения
Гимназия уже имеет опыт участия в проекте создания среды электронного обучения «1 компьютер: 1 ученик». В данном проекте будут задействованы 12 учителей-предметников, работающие на параллели 7-х классов и служба технической поддержи проекта. После специальной курсовой подготовки 12 учителей-предметников разрабатывают свои рабочие программы и тематические планы уроков с учетом и включением в образовательный процесс использование возможностей портативных персональных компьютеров (ноутбук).
- Согласно плану и задачам урока компьютеры будут переноситься из класса в класс, т.е. будут находиться в предметном кабинете. Для их хранения в кабинете установлен специальный сейф.
- Кабинет оснащен учительским ноутбуком, интерактивной системой Smart Board 680, документ-камерой, интерактивной системой опроса и двумя Wi-Fi роутерами, климатическим оборудованием - кондиционерами. Все компьютеры, включая учительский, соединены между собой в локальную беспроводную сеть.
- Ноутбук учителя является главным и серверным оборудованием в данной сети, именно на нём установлено всё программное обеспечение и ЭОРы. Использование специального программного обеспечения позволит учителю осуществлять контроль работы обучающихся, блокировать экраны для привлечения внимания, совместно работать над заданиями и выводить их на интерактивную доску, дифференцированно подходить к распределению индивидуальных заданий.
- Использование ноутбуков на уроке будет происходить согласно требованию СанПин (время заботы согласно возрастной группе, размещение и пр.), технике безопасности при работе с компьютером и требованиям к организации рабочего места. Небольшие размеры и отсутствие проводки школьного ноутбука позволяют оптимально располагать их на парте. Для хранения ноутбуков в кабинете установлен специальный сейф.
- Гимназия является городской экспериментальной площадкой по информатизации образования. В учреждении введены штатные единицы инженера-техника вычислительной техники и системного администратора, имеется специалист, ответственный за обеспечение информатизации образовательного пространства гимназии. Данная группа технической поддержки будет осуществлять контроль исправности как аппаратного, так и программного обеспечения. Зарядка компьютеров будет осуществляться в отдельном кабинете (все условия для этого есть).
- На сегодняшний момент в гимназии развернута локальная сеть, которая объединяет 120 компьютеров (с доступом в Интернет) и центральный сервер. Имеется доступ к сети и ресурсам Интернет и по беспроводному каналу Wi-Fi (для увеличения радиуса установлены антенны).
- Регламент по доступу в Интернет устанавливается учителем исходя из задач урока. Во внеурочное время доступ к сети Интернет осуществляется согласно расписанию работы библиотеки и информационного центра гимназии.
- В классах, которые примут участие в проекте, будут проведены родительские собрания с презентацией проекта, демонстрацией оборудования, разъяснениями требований и рекомендаций санитарных норм при использовании школьных ноутбуков, демонстрации возможностей и примеров применения в урочной и внеурочной деятельности. По результатам собраний будут заключены договоры между родителями и администрацией гимназии об участии в проекте.
Методическая поддержка и обобщение опыта
Для осуществления методической поддержки проекта планируется:
- создать инициативную группу творческих педагогов;
- организовать повышение уровня информационно-коммуникационной грамотности педагогов (участников эксперимента) на уровне гимназии;
- привлечь сотрудников городского центра информатизации «Эгида» для углубления знаний педагогов в области современных информационных технологий;
- расширять спектр используемых электронных образовательных ресурсов.
Для научно-методического сопровождения проекта будут привлечены сотрудники научно-методического центра «Современные технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, в том числе и научный консультант гимназии по проблемам информатизации образовательного процесса доктор педагогических наук А.В. Молокова.
Обобщению и распространению опыта реализации проекта будут способствовать:
- проведение научно-практических семинаров и тренингов для педагогов гимназии, использующих ноутбуки;
- участие в конкурсах и проектах различного уровня;
- представление опыта работы гимназии по данному направлению среди образовательных учреждений города и региона;
- освещение реализации проекта на специальной странице Web-сайта гимназии;
- публикация материалов проекта, результатов диагностики и мониторинга достижений учащихся в СМИ, в том числе в электронной газете «Интерактивное образование» Главного управления образования мэрии Новосибирска;
- издание и распространение сборника методических рекомендаций по реализации проекта
- публикация результатов проекта, включая оценку его эффективности, в сборниках научных трудов и научно-методических журналах.
Программное обеспечение, которое предполагается использовать в учебном классе
- e-Learning Class V6.0
- Электронно-образовательные ресурсы 1С: Образование 4. Школа
- КМ-школа
- Авторские разработки ЭОР учителей гимназии по предметам
- TurningPoint 2006
- Notebook 10
- Конструктор сайтов
- Конструктор тестов