Цели урока:
Обучающая
- Научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
- Повторить понятия “Правильная дробь” и “Неправильная дробь”.
- Закрепить навыки сравнения дробей.
Развивающая
- Развивать внимание.
- Развивать навыки устного счета.
- Развивать познавательную активность.
Воспитательная
- Воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.
Задачи:
- получить новое знание: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
- учиться вести учебный диалог, работать самостоятельно, делать выводы.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем считать, решать, отвечать, отгадывать.
2. Актуализация знаний.
В школе будем получать
Мы по всем предметам пять,
И с Пятеркою всегда,
Будем не разлей вода.
1) Упражнение на концентрацию внимания и повторение понятий “Правильная дробь” и “Неправильная дробь”. (Слайд 2) Приложение
- Ребята, сейчас на экране очень быстро будут появляться дроби, вы должны внимательно следить за изображением, а затем назвать эту дробь, и сказать какая дробь (правильная или неправильная).
2) Математическая разминка. (Слайд 3)
Решите примеры и соберите слова.
3) Заполните пустые клетки так, чтобы дроби не повторялись по горизонтали и по вертикали. (Слайд 4)
- Какую часть таблицы составляют неправильные дроби?
Сравните дроби и ; и ; и .
4) Выполните устно задания, и ответы запишите в тетрадь (слайд 5, 6).
Петя в июне и июле был а деревне у бабушки. Какую часть года Петя провёл у бабушки?
Лена читала книгу 15 минут. Какую часть часа Лена читала?
Мальчик играл в компьютер 3 часа. Какую часть суток играл мальчик?
Масса яблока 300 г. Какую часть килограмма составляет масса яблока?
3. Изучение новой темы.
- Ребята, посмотрите внимательно на экран. (Слайд 7)
- На сколько долей кот Леопольд разделил торт? (17) А теперь посмотрим, кого он пригласил в гости и как угощал гостей.
Кот Леопольд приготовил торт на свой День рождения. И позвал в гости мышат. Сначала на тарелку он положил 9 долей, а потом еще 2 доли. На тарелке оказалось 11 долей, то естьторта:
Формулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями (слайд 8).
Записываем буквенную запись сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
Кот Леопольд разделил торт на 17 долей на тарелку положил 11 долей, а потом 9 долей съели мышата. Осталось 2 доли, то есть торта: (Слайд 9)
Формулируем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (слайд 10).
Записываем буквенную запись вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
4. Решение задачи по новой теме (слайд11).
Задача. В доме окон. Вечером, в окнах загорелся свет. А потом ещё в . Какая часть окон осталась без света? (Решите задачу двумя способами)
- Проверим решение (слайд12).
1 способ
2 способ
- Назовите дробь, которая равна 1.
- Какие правила, мы применили в решении 1 способом, и какие правила в решении 2 способом?
5. Работа по учебнику (слайд13).
(Учебник Математика 5 класс, авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – 19 изд. – М.: Мнемозина, 2006)
- Ребята, сейчас мы с вами решим задачи по новой теме № 1005, № 1008.
- Давайте ещё раз вспомним правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Учащиеся решают задачи с подробным комментарием решения.
6. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие темы мы с вами повторили?
- Какие правила необходимо запомнить?
7. Домашнее задание (слайд 14).
Стр. 160, 161, № 1032, № 1039, № 1040.