Цели урока: развитие умения видеть орфограмму - разделительный Ъ и Ь в звучащем и написанном слове, умения графически обозначать ее, продолжать работать над орфографической зоркостью.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение видеть орфограмму разделительный Ъ и Ь;
- формировать умение обозначать графически данную орфограмму;
- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
- учить анализировать, рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, прививать интерес к учёбе.
Развивающие:
- развитие памяти, наблюдательности, развитие чувства взаимопомощи, самостоятельности.
Оборудование: карточки со схемами, с инструкциями, карточки с текстами для самостоятельной работы.
Дети помнят и знают, что Ъ и Ь - это буквы, которые не имеют собственного звука. Но они нужны в словах для того, чтобы смягчить согласный звук (конь) и разделять согласный звук от гласного (деревья)- иначе у слова изменится смысл или вообще оно пропадёт. Чтобы не путать эти знаки, надо точно знать их место в слове. Также учить детей обозначать орфограмму - разделительный Ъ и Ь в словах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, настрой детей на хорошую работу.
2. Орфографическая минутка. Чтение предложений с доски.
а) Кто на ветке ш(И, Ы)шки гры(З,С) и бр(О,А)сал (О,А)б(Ъ,Ь)е(Д,Т)ки вни(З,С)?
Пт(И,Е)нец захлопал крыл(Ъ,Ь)ями.
Мал (Е, И) н(?)кое дело луч(?)ше б(О,А)л(?)шого б(И,Е)здел(Ъ,Ь)я.
-Объясните орфограммы. (Ответы детей.)
-Объясните смысл пословицы. (Рассуждения детей.)
-Запишите его по памяти, выделите орфограммы.
б) Звуковая игра "Считалочки ".
У каждого ученика по 2 карточки со словами "да" и "нет". Учитель называет слово или показывает картинку, например, угол и уголь, коньки, печенье, объём, лейка и т. д.
Дети считают количество букв и звуков. Если их число совпадает, поднимают карточку со словом "да", если не совпадает - поднимают карточку со словом "нет". Доказывают, почему иногда звуки и буквы не совпадают.
3. Формулирование темы и целей урока (на доске схемы).
-Обратите внимание на схемы. Подберите слова к ним. (Ответы детей: подъём, семья, крылья, съёмка и т. д.). Запись слов на доске.
-Попробуйте сформулировать тему урока и то, над чем мы будем с вами работать. (Мнения детей.)
-Расскажите, что вы знаете о разделительных Ъ и Ь знаках.
-Почему в некоторых словах Ь находится в середине? (Ответы, рассуждения детей.)
-Назовите "вкусные " слова с Ь в середине слова. (Варенье, печенье, бульон, апельсин и. д.)
Вывод:
Ь знак "помогает" согласным, после которого он стоит звучать мягко, и точно также он "работает", если стоит в середине слова между двумя согласными.
Если Ь стоит в середине слова между согласным и гласным, то тогда Ь называется разделительным и пишется после согласных и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Ъ тоже не даёт звукам сливаться, но слова, в которых он " работает", произносятся твёрдо и пишется после приставок, которые заканчиваются на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
- Запишите по одному слову к каждой схеме.
4. Повторение пройденного.
Запись слов под диктовку с комментированием выполняется под руководством учителя. Нужно вспомнить, когда звук [Й'] может обозначаться разными буквами. После какого звука он слышится?
Герой из сказки, шахматная ладья, срочное объявление, утренний подъём, мои друзья,
объехать белый свет.
Рассуждение: В слове герой слышится звук [Й'] после гласного звука [О] и на письме он обозначается буквой "и краткое ".
В слове ладья звук [Й'] слышится после согласного [Д'] и перед гласным [А]. Звук [Й'] обозначен буквой Я.(Рассуждения детей.)
-Назовите знакомые вам орфограммы.
-Для чего мы повторяем обозначение звука [Й']? (Если после согласного и перед гласным слышится [Й'], то в слове пишется Ъ или Ь.)
-Вспомните, какую "работу" выполняет в словах Ъ и Ь?
Пальчиковая разминка "Мы писали, мы писали:"
2) Пошаговая работа с упражнением из учебника. (Комментируют письмо учащиеся.)
Вывод: Разделительный Ъ знак пишется в корне слова перед приставкой.
Разделительный Ь знак пишется в корне слова.
5. Работа с правилом.
-Сформулируйте своими словами правило правописания разделительных Ъ и Ь.
-Прочитайте правило в учебнике про себя, затем вслух.
-Запишите следующие слова и докажите: нужны ли в этих словах Ъ и Ь:
а) Реч(?)ка , теп(?)лица, с(?)ёжился, сем(?)я, раз(?)езд , л(?)ю, лен(?).
б) Звукобуквенный анализ: лью, лень, юный. (Характеристика звуков даётся устно.)
в) Выполните графическое обозначение орфограммы в словах семья, разъезд.
Рассуждение: Выделим нужные части слова, подчеркнём буквы Ъ и Ь двумя чертами, а одной
чертой - буквы, перед которыми вы написали Ъ и Ь.
г) Составьте устно предложения с этими словами.
6. Работа над освоением алгоритма.
Списывание упражнения с проговариванием вслух. Работа для каждого ряда "Кто лучше объяснит орфограмму? "
Физическая разминка: "Буратино потянулся-потянулся...
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
7. Закрепление изученного.Тренировочные упражнения.
На каждую парту разложить листки с текстами, в словах которых есть Ъ и Ь.
Дети в парах читают тексты, обсуждают, доказывают.
1 текст: Поганки.
У съедобных грибов главный - белый. У поганок - бледная поганка. В ней содержится самый сильный из грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку легко. От съедобных грибов её отличает вот что. Ножка будто вылезает из широкого горшочка, на шляпке белые обрывочки. (По Н. Павловой)
2 текст: Собака.
Перед сильным землетрясением в комнату одной семьи ворвалась собака. Она схватила маленького ребёнка и бросилась к двери. Хозяин схватил ружьё. Он подумал, что животное взбесилось. Но тут раздался грохот. От дома осталась одна стена. Все спасены! Какое чутьё у собаки! (По И. Литинецкому)
3 текст: Обезьяна.
В клетке была большая обезьяна. Она сидела на стуле за маленьким столиком. К ней пришла тётя и поставила на стол чашку, молочник и кусок торта.
Обезьяна торт съела. Потом взяла чашку и стала пить. А тётя отвернулась. Обезьяна взяла молочник и прямо из него всё выпила. (По Б. Житкову)
4 текст: Загадки и отгадки к ним.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём. (Часы.)Перед тобой - пятёрка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто. (Пальцы.)Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги.)
5 текст: Пословицы.
Без терпенья нет уменья.
Береги платье снову, а здоровье - смолоду.
В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь.
6 текст: Строки известных авторов.
Мы объехали весь свет:(А.Пушкин)
Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (А. Рождественская)
Под звонким объявлением большое оживление. (С. Михалков)
Тексты готовятся на разные темы , для разного уровня подготовки детей.
В каждом тексте есть дополнительные задания на развитие орфографической зоркости. Учащиеся объясняют ранее изученные орфограммы.
Дети предлагают друг другу записать те слова, которые относятся к теме урока и учатся доказывать орфограмму. (Например, записываем слова с разделительным Ь знаком - чутьё, обезьяна, слова с разделительным Ъ знаком - съедобный, не съездишь и т. д. Дополнительно можно провести работу со словарными словами, например, очень, обезьяна, воробей и т.д.)
8. Итог урока.
-О чём сегодня мы говорили на уроке?
-Когда в словах пишется разделительный Ъ и Ь?
-Какую роль играет звук [Й'] в нахождении этой орфограммы на слух?
Оценка своей работы учащимися.