"Не рождаются трудными детьми, просто им вовремя не помогли…"

Разделы: Школьная психологическая служба


Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!

Теоретическое освещение проблемы трудновоспитуемости.

1.1. Определение: трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера это хулиган, для учителя неформальный лидер, оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников или ученик, который выражает явный или скрытый протест учению. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой естественная норма жизни. Так кто же все-таки трудные дети? Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Поэтому используется также синоним "трудновоспитуемые дети", так как они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Важно заметить, что трудными называют чаще всего детей подросткового возраста. В возрасте 12-15 лет обостряются все проблемы развития и становления ребёнка: социальные, психологические и педагогические.

Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска, трудновоспитуемые дети. Довольно распространено и понятие "дети, находящиеся в особо трудных условиях", которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН.

В современном толковом словаре русского языка Ефремовой даётся такое определение: "Трудновоспитуемый - такой, которого трудно воспитывать:"

Толковый словарь Ожегова даёт почти такое же определение: "

Трудновоспитуемый" - с трудом поддающийся воспитанию. Трудный подросток:"

Трудные дети - широкое обобщённое понятие, используемое в научной и научно-популярной литературе. Трудные или трудновоспитуемые дети - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудным детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Итак, мы коротко определили: "Трудные или трудновоспитуемые дети" - дети, имеющие физические и/или главным образом психологические недостатки, которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. (Приложение 3, слайд 5)

1.2. Проблема трудновоспитуемости разносторонняя. Она имеет несколько аспектов: педагогический, психологический, социальный, медицинский. (Приложение 3, слайд 6)

Педагогические последствия трудновоспитуемости - это удовлетворительное и неудовлетворительное усвоение знаний, пробелы в знаниях, невыполнение требований учителя, невыполнение правил поведения, низкая мотивация учения.

Частые неуспехи в учёбе мешают подростку развиваться как личности, это проявляется в бесконтрольности поведения, несформированности учебных навыков.

В этом состоит психологический аспект.

В социальном плане трудновоспитуемость проявляется в сложности социальной адаптации. Трудные дети редко пользуются авторитетом в ученическом коллективе, они становятся изгоями или отрицательными лидерами.

Медицинский аспект состоит в том, что постоянные неудачи, тревоги, страхи, напряжённость приводят к нарушению психического здоровья.

1.3. Категории трудных детей: Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Но всех их объединяет то, что они не воспринимают традиционные педагогические подходы. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода психологические проблемы: повышенная тревожность или агрессивность. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними факторами - социальными и педагогическими. Наиболее распространённая причина отклонений заключается в недостаточном учёте со стороны родителей и педагогов индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка.

Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врождёнными или приобретёнными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Наиболее, распространённым следствием этого нарушения выступает синдром гиперактивности, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учётом особенностей их психофизиологических особенностей развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удаётся при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.

Гиперактивность: "Дети с гиперактивностью и нарушением внимания" - термин, который за рубежом применяется в случаях, когда проблемы ребенка лежат не в области воспитания, а в области психологии и психиатрии. Однако наличие этого диагноза не снимает ответственности с родителей и педагогов за воспитание своих детей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) означает необходимость специального подхода к обучению, воспитанию и развитию ребенка дома, в школе и на улице. Это необходимо учитывать родителям, учителям, тренерам, участковым милиционерам и представителям социальных служб.

Важные в педагогической практике особенности учащихся с гиперактивностью и нарушением внимания:

  • Неспособность удерживать в памяти какое-либо событие. У них отсутствует чувство прошлого, и вследствие этого они не способны сравнивать разные элементы прошлого опыта. Они не в состоянии давать оценку событиям.
  • Неспособность использовать прошлый опыт в настоящем. Если бы они осознавали прошлое, они смогли бы лучше предугадывать будущее. Они не осознают будущего.
  • Отсутствие чувства времени и вследствие этого у них нет понимания того, что произойдет в следующий момент, поэтому они не способны строить планы, составлять расписания, что создает трудности в попытках организовать, спланировать будущее.
  • Неспособность обдумывать действия и запоминать информацию, означает, что они живут данным моментом.
  • Неспособность анализировать информацию, отделять факты от ощущений.
  • Отсутствие чувства объективности и не проницательности.
  • Неспособность овладевать своими эмоциями ради достижения цели.
  • Необходимость стимулов для побуждения к действию.
  • Неспособность к самоконтролю.
  • Неусвоение языка.

Проблемы на уроках в школе:

  • беспокойство, неловкость, чрезмерная подвижность, неусидчивость;
  • подверженность внешним отвлекающим факторам;
  • трудности в выполнении заданий по заданным условиям;
  • трудности в фиксировании внимания при выполнении задания или во время игры;
  • переключаемость одного задания на другое, не выполнив;
  • трудность в сохранении тишины и правил во время игр;
  • многословность, назойливость;
  • невнимательность, отвлекаемость во время слушания;
  • отсутствие бережного отношения к вещам;
  • способность подвергать себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.

Агрессивные дети: Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio", что означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе:, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них дискомфорт:"

Особенности агрессивных учащихся:

  • ощущение неблагополучия, опасности внешнего мира и прибегание к защитной агрессии;
  • несформированность самостоятельности;
  • ощущение несправедливости;
  • ощущение опасности, подозрительность и настороженность;
  • вселяют в окружающих страх и беспокойство;
  • недружелюбность, стремление завоевать популярность среди сверстников силой, обидчивость, если с ними не хотят дружить;
  • заниженная самооценка;
  • неумение адекватно реагировать на какие-либо события;
  • ощущение отверженности, никому ненужности, уверенность, что он нелюбим;
  • поиски способов привлечения внимания взрослых и сверстников.

Проблемы в школе:

  • Нападает на детей, обзывает, бьёт. Отбирает и ломает чужие вещи.
  • Старается нарочно демонстративно разозлить учителя.
  • Провоцирует окружающих на ответную агрессию.
  • Часто отказывается выполнять правила, нарушают внутренний распорядок.
  • Не признают свою неправоту, перекладывают вину за затеянный ими инцидент на других детей или педагога.
  • Подвергает себя или окружающих физическому риску, не думая о последствиях.
  • Не могут и не любят групповые и парные формы работы

Тревожные дети. В психологическом словаре тревожность оределяется как "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". Тревожность не связана с какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда.

До настоящего времени еще не выработано определённой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети мене тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность может быть связана с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

В отличие от гиперактивных и агрессивных детей, которые всегда на виду, тревожные дети незаметны. Таких детей в школе не мало, а работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими "проблемными" детьми.

Особенности тревожных детей:

  • постоянное беспокойство;
  • смущение, покраснение, когда на него обращают внимание;
  • огорчение, расстройство и плач;
  • низкая самооценка, неуверенность в своих силах, ощущение себя хуже других во всём: самые некрасивые, самые глупые, самые неловкие;
  • страх неизвестной обстановки возможных трудностей;
  • жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе;
  • раздражительность.

Проблемы в школе:

  • боязнь приступать к новому виду деятельности, любое задание вызывает беспокойство,
  • трудность, невозможность сосредоточиться на чём-либо;
  • быстрая утомляемость, неспособность выдержать темп урока;
  • напряжённость, взволнованность, неуверенность в правильности своего решения во время выполнения заданий;
  • трудности в установлении социальных контактов со сверстниками , часто к коллективе бывают изгоями;
  • растерянность в необычной обстановке: замена урока другим учителем, смена соседа по парте, нетрадиционная форма урока и т.д.;
  • отказ отвечать у доски, молчание на вопрос учителя.

Дети- индиго - термин, введенный экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп которая в 1982 году заявила, что "она видит, у всё большего числа рождающихся детей ауру не такого цвета, какая была прежде, а тёмно-синего - индигового цвета",т.е. цвета разума. Широкую известность термин получил в 1990-х годах 20 века. Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства сущестования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление "дети индиго" носит характер мистификации. Большая часть свойств "детей индиго" давно известна психологам и описывается как синдром дефицита внимания и гиперактивность), они отличаются физическими параметрами, иным мышлением, очень высоким интеллектуальным потенциалом, и сверхвысокой энергетикой, поэтому мы рассматриваем эту группу детей как отдельную категорию.

Особенности детей-индиго

  • непризнание авторитетов, настойчивость, решительность;
  • неспособность к монотонной работе, требующей выдержки;
  • обнаружение более рациональных способов решения учебных и бытовых задач;
  • неподчинение правилам и дисциплине;
  • непосредственность, отсутствие стеснения попросить или спросить что-то, если в этом нуждается;
  • требование уважения и равноправия по отношению к себе;
  • обладание обострённым чувством истины, быстро распознаёт ложь;
  • склонность к философским размышлениям о смысле жизни, о месте человека во Вселенной, о Боге;
  • способность к богатому воображению, воплощение своих фантазий в рисунках или конструировании
  • высокая самооценка.

Проблемы в школе:

  • Не реагирует на традиционные воспитательные меры.
  • Бывает часто замкнут, необщителен, предпочитает находиться в компании себе подобных или один.
  • Категорический противник механического запоминания, отказывается заучивать правила, теоремы, стихи, т.к. его больше интересует суть явления.
  • Часто отвлекается во время урока "на свои дела".
  • Легко отвлекается, если работа, которую он выполнял, стала ему скучна или трудна.

1.4. Психолого-педагогические проблемы трудновоспитуемых детей наиболее явно проявляются в удовлетворительной и неудовлетворительном усвоении знаний, нежелании учиться, невыполнении правил повеления в школе, неадекватной реакции на требования и замечания со стороны учителя.

Важную роль в поведении ребёнка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин отставание в учёбе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности. Учение (деятельность ученика) - это специально организуемое извне или самим учеником познание с целью овладения научными знаниями, умениями, навыками, формами поведения.

На нашем семинаре "Давайте поможем школьнику хорошо учиться", посвящённом проблеме школьной неуспеваемости были проанализированы причины отставания в учёбе. Можно просто ответить вопрос, почему дети плохо учатся: "Одни не могут, а другие не хотят". Трудные дети, не имеющие выраженных интеллектуальных нарушений, могут, но не хотят учиться.

Важнейшим компонентом учения школьника являются мотивы. Мотив (от лат.) - приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субьекта.

Всё разнообразие учебных мотивов можно разделить на три взаимосвязанные группы. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях:

  • яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты;
  • интересное преподавание;
  • привлекательность личности учителя;
  • желание заслужить похвалу, награду;
  • боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страз перед учителем;
  • нежелание быть объектом обсуждение в классе.

Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знаний и учебного предмета:

  • осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных знаний и умений;
  • связь учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.д.);
  • чувство долга и ответственность;
  • интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания:
  • интерес к знаниям;
  • любознательность;
  • стремление повысить свой культурный уровень;
  • желание овладеть определёнными умениями и навыками;
  • увлечённость самим процессом решения учебно-познавательных задач.

Нередко ученик, нежелающий учиться противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение и стремление самоутвердиться иными способами. Нарушения педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляют возникшее противопоставление.

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, характеризующие учебную деятельность ученика. Они информируют школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе. Словесные подкрепления является побуждением, стимулом для учёбы. Б.Г. Ананьев в работе "Психология педагогической работы" объединяет все словесные оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным относится отсутствие оценки (неоценивание одного или одновременном оценивании многих), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределённую оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание. К положительным оценкам относятся согласие, одобрение, ободрение. Каждый вид словесных подкреплений по-своему влияет на мотивацию учения и на личность ученика. Так, например, отсутствие оценки заставляет учащегося строить собственную самооценку. А при систематическом применении опосредованной оценки может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса. Исследования, посвящённые рассматриваемому вопросу, говорят о том, что оценка, поощрение, порицание и другие словесные подкрепления выставляемой отметки, способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

Развитие "трудного" школьника будет эффективным, когда в работе с ним учитель использует свои знания об особенностях этого ребёнка и применяет индивидуальный подход. В таком случае взаимодействие участников образовательного процесса строится на доверии и вызывает положительные эмоции. При усилении роли доверия, эмпатии, эмоций формируются мотивы учения.

Выводы:

1. Обоснована важность и необходимость знаний о трудновоспитуемости и необходимости помощи разным категориям трудных детей. Рассмотрены основные понятия.

2. Раскрыты причины школьных проблем трудных детей.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.