Конспект урока информатики, 2-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 2


Тема: «Кодирование информации»

Цели:

1) Рассмотреть примеры из жизни, когда люди использовали и используют кодирование информации.
2) Сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» и «декодирование».
3) Познакомить учащихся с некоторыми наиболее распространенными способами кодирования.

Требования к уровню усвоения учебного материала на уроке:

  • Иметь представление о простейших способах кодирования на примерах, понятных  детям данной возрастной категории.
  • Уметь приводить простейшие примеры кодирования информации.
  • Понимать смысл кодирования и декодирования как преобразования информации по определенным правилам.

Характеристика урока

Форма организации: рассказ с элементами эвристической беседы.

Тип урока: комбинированный. Это урок объяснения нового материала, опираясь на имеющиеся знания и жизненный опыт учащихся.

Стратегия: развивающая, творческая, опережающая.

Оборудование и наглядность:

1) Мультимедийная презентация «Виды кодирования».
2) Предметные картинки.
3) Цифры, ноты, знаки, ребусы и т.д.
4) ПК, проектор и экран.

Ход урока

I. Организационный момент:

Эмоциональный настрой ребят:

– посмотрите вокруг, сегодня у нас гости, поприветствуйте их, улыбнитесь;
– посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу успеха;
– посмотрите на меня, улыбнитесь, успокойтесь, я вам и себе желаю удачно потрудиться сегодня и унести с нашего занятия что-то новое и полезное.

II. Объяснение нового материала:

1)

(Слайд 1)

– Давайте представим, что мы с вами сегодня не в кабинете информатики, а в ШТАБ-КВАРТИРЕ, где проходит подготовка агентов-шифровальщиков. Мы с вами на время станем секретными агентами.

(img1)

– А кто такие секретные агенты и чем они занимаются? (Добывают секретную информацию и передают...)
– Как же передать секретную информацию? (Информацию нужно зашифровать.)
– Агентами сразу же не становятся, вот и мы должны пройти курс подготовки.
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (Будем учиться шифровать информацию.)

(Слайд 2)

– Итак, мы сегодня с вами будем учиться шифровать и расшифровывать!!!
– И тема нашего занятия: «Кодирование-шифровка и декодирование-расшифровка».

(img2)

 – Давайте рассмотрим разные виды кодирования.

(Слайд 3)

– Перед вами текст, прочитайте его.

(img3)

– При помощи чего некоторые слова текста зашифрованы? (Картинками.)

(Слайд 4)

– Посмотрите на этот текст.

(img4)

– Сможем ли мы так же легко его прочитать, как в первый раз? (Нет, нужно знать ноты.)
– Кодом для чтения этого текста является нотный стан. Те, кто знает ноты и их названия, те могут без труда прочитать этот текст. Ну, а для тех, кто не знает ноты или забыл, вот подсказка (ключ к разгадке) – нотный стан.
– Используя картинки, вид кодирования может быть иначе.

(Слайд 5)

– Разгадайте имена веселых человечков по первым буквам картинок.

(img5)

Проверка: САМОДЕЛКИН ЧИПОЛЛИНО ПЕТРУШКА БУРАТИНО

Задание 1 (работа в группах)

1)

(Слайд 6)

– Расшифруйте пословицу по первым буквам картинок.

(img6)

– Что получилось? (Не спеши языком, торопись делом!)

2)

– При передаче и хранении информации ее обычно кодируют так, чтобы получатель легко понял эту информацию. Но иногда при передачи секретных сообщений информацию кодируют по специальному алгоритму, коду, так, чтобы человек, который не знает этого алгоритма, не сумел понять сообщение. Такое кодирование называют шифрованием.

(Слайд 7)

– Например: буквы алфавита соответствуют пляшущим человечкам, различным фигурам, предметам, флажкам.

(img7)

Задание 2 (работа в группах)

(Слайд 8)

– Расшифруйте надпись на мачте парусника: 1-я группа расшифровывает первое слово, 2-я группа – второе, 3-я группа – третье, 4-я группа – четвертое.

(img8)

Проверка: Только смелым покоряются моря!

(Слайд 9)

– На уроках математики вы часто выполняете такого вида задания, где буквы зашифрованы числами, и чтобы расшифровать – мы должны решить...

(img9)

(Cлайд 10)

– Алфавит может быть представлен числами.

(img10)

Задание 3 (работа в парах)

(Слайд 11)

– Расшифруйте, пользуясь этим кодом (ключом), слова.

(img11)

– Расшифровав эти слова, мы с вами узнаем, что необходимо секретному агенту СМЕЛОСТЬ ЗНАНИЕ УМЕНИЕ ВНИМАНИЕ

(Слайд 12)

– Рассмотрим другой вид кодирования – это кодирование координатами (адресом). Это как в доме, где вы живете – первая цифра обозначает подъезд, а вторая цифра обозначает этаж.

(img12)

– По данным координатам (адресам) расшифруйте слова (ведро, мяч) и зашифруйте слово Агент (2, 3); (3, 3); (1, 4); (4, 1); (2, 1).

(Слайд 13)

– Рассмотрите эти дорожные знаки.
– Можем ли мы это отнести к кодированию информации? (Да.)

(img13)

– Дайте расшифровку данных знаков.

(Слайд 14)

– Еще одной разновидностью кодирования являются ребусы.
– Какие слова здесь зашифрованы? (Трикотаж, ворона, корова, народ, трибуна, родина, семья, восемь, подвал.)

(img14)

Задание 4

(Слайд 15)

– Продолжим разгадывать ребусы!

(img15)

Проверка: УГОЛЬ НАБОР СВЕЧА КОМНАТА.

– Давайте рассмотрим другие виды кодирования.

(Слайд 16)

– Кодирование цветом.
– Где используется кодирование цветом? (Светофор, сигнальный альбом.)

(img16)

(Слайд 17)

– Движение и жесты.
– Что мы можем показать с помощью движений и жестов? (Приветствие, прощание, воздушный поцелуй, кулак, направление и т.д.)

(img17)

(Cлайд 18)

– Семафорная и телеграфная азбука? (Азбука Морзе.)
– Где она используется?

(img18)

– Существует много разных видов шифрования. И вы каждый сам можете составить свой код и писать с его помощью секретные записки.

III. Компьютерный практикум. Самостоятельная работа.

(Слайд 19)

– А сейчас вам, как опытным агентам предстоит заняться шифрованием за компьютером. (Используется электронное пособие для учащихся 2-го класса Н.В. Матвеевой или составленные свои задания по кодированию и декодированию информации.)

(img19)

– Прежде, чем сесть за компьютеры, посмотрите какие клавиши нам помогут выполнить шифровку. (Клавиша ввода, курсор, клавиши с цифрами, клавиша исправления ошибок, клавиша F-5.)
– Компьютер сам посчитает ваши ошибки и поставит оценку.

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

IV. Заключение. Итог урока.

– Итак, давайте вспомним, что такое кодирование? И с помощью чего мы кодировали информацию?

(Слайд 20)

(img20)

(Слайд 21)

(img21)

– Вы сегодня хорошо потрудились и за освоение разных видов кодирования вам вручается удостоверение агента-шифровальщика ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

V. Домашнее задание.

– Дома прочитайте параграф № 9, составьте свой код и зашифруйте свою секретную информацию. Можно работать парами.