Пояснительная записка.
В своей практике использую систему уроков контроля и оценки по А.Б. Воронцову.
Изучила методическую литературу и апробировала на практике данные уроки.
В данном материале представляю свое понимание методики и опыт ее апробирования. Предлагаю свою подборку материалов к урокам контроля и оценки и рекомендации по проведению данных уроков.
Под контролем надо понимать контроль правильности и полноты выполнения операций, входящих с состав способа действия.
Оценка так же как и контроль относится прежде всего к способу действия. (Освоил или нет ученик данный способ решения, насколько он продвинулся в этом отношении.)
Уроки контроля и оценки – это уроки Тестовых диагностик 1 и 2, Самостоятельных работ, Проверочной работы, Контрольной работы.
Уроки тестовой диагностики 1 (ТД-1).
I. Время и место проведения.
Урок ТД-1 проводится после уроков, на которых прописывается пошагово открытый и апробированный способ решения.
II. Цель урока тестовой диагностики 1:
1.Определение уровня овладения понятием (способом) в начале этапа решения частных задач.
2. Определение задач и содержания коррекционных уроков.
III. Задача: Выявить типичные ошибки в умениях уч-ся, которые являются составляющей данного способа решения, и зафиксировать их.
Для ученика: Определить и зафиксировать свои ошибки.
Подготовить вопросы по материалу, который не поняли.
Подобрать материал для отработки умений, на которые сделаны ошибки.
Прорешать 3–5 заданий на каждую ошибку в дополнительной тетради.
Рекомендации по составлению ТД-1.
ТД-1 содержит задания на понимание и уровень умений каждого шага способа.
Каждое задание включает в себя выполнение только одного шага нового способа.
Количество заданий на каждый шаг –1–3, разные по трудности:
а) задание на выполнение операции данного шага,
б) задания на выбор решения,
в) задания – ловушки,
г) задания на проверку готового решения.
3. Одно задание на воспроизведение способа в целом. (Цель: Выявить сильных уч-ся, понимающих данный способ решения и готовых работать с заданиями повышенной трудности на дальнейших уроках).
IV. План проведения урока ТД -1.
1-й класс.
1. Учащимся раздаются тексты ТД-1. Дается время для ознакомления с заданиями.
2. Инструкция учителя по выполнению заданий. (Задания можно выполнять в любом порядке, при изменении порядка выполнения слева пометить ручкой свой порядок выполнения заданий.)
После выполнения задания на полях напротив каждого задания ставим значки:
“+” – уверен, что выполнил верно, “+” – сомневаюсь в правильности решения; ? – не уверен в правильности решения.
1. Вопросы учителя на понимание задания.
2. Самостоятельная работа уч-ся.
3. Проверка выполнения задания проходит коллективно. Цель: Зафиксировать факт ошибки, а не найти причину ошибки.
Первый возможный вариант: Учитель проговаривает правильное решение, уч-ся проверяют и оценивают зеленой пастой:
“+” – верно; “+”– допустил ошибку; “-“ – выполнил неверно.
Второй возможный вариант:
Выносится верная версия решения учеником. Учащиеся делают исправления зеленым цветом и оценивают свое решение так же, как и в первом варианте.
4. Заполнение оценочного листа (Порядок умений в оценочном листе соответствует порядку шагов в пошаговом плане решения, полученному на предыдущих уроках).
Уч-ся определяют тип своей ошибки и отмечают в оценочном листе знаками:
“+” – верно;“-“ – неверно.
V. Анализ работ ТД-1 учителем.
- Учитель анализирует умения уч-ся контролировать свои действия: все ли свои ошибки увидел и исправил ученик.
- Учитель соотносит работу ученика с пометками в оценочном листе: верно ли определил тип своей ошибки.
- Формирует группы уч-ся по типам ошибок: с типичными ошибками работает на уроках, опираясь на уч-ся выделенной группы; с нетипичными – на консультациях
- Учитель планирует коррекционные уроки и уроки самостоятельных работ, задача которых определяется выделенными типичными ошибками.
Тексты ТД-1, Приложение 1, Приложение 6.
Уроки коррекции знаний (отработочные).
I. Место и время проведения.
Проводятся после уроков ТД-1. По продолжительности занимает 1–3 урока.
II. Цель: Уточнение понятия (способа).
Задача урока определяется типичными ошибками в ТД-1.
Задача ученика: Понять причину своей ошибки.
III. План проведения урока – это повторная постановка УЗ на другом материале.
- Практическая задача, решение которой дает общий способ решения ряда задач.
- Поиски решения данной задачи (работа в парах или группах).
- Фиксирование и защита наработанных версий.
- Обсуждение версий.
- Фиксирование результата работы: уточнение понятия или способа. Восстановление пошагового способа.
- Апробирование уточненного способа. Прорешивание 3–5 заданий на данный способ решения.
Самостоятельная работа.
I. Время и место проведения урока самостоятельной работы. После отработочных (коррекционных) уроков по освоению определенного знания или умения. Работа учителем не проверяется и не оценивается. Проверка работ проводится в парах.
II. Цель: Формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся.
Задача: Определение самими учащимися уровня освоения предложенного материала, выработка “инструмента” самоконтроля и самооценки. (Умение определять в ходе своих действий отдельные операции, составлять план решения и проверять.)
III. Предметное содержание урока.
Подбираются или составляются задания на те знания или умения, которые корректировались на предыдущих уроках. Объем самостоятельной работы маленький (на 10–15 мин.)
IV. План проведения ТД-2.
- Учитель дает практическое задание.
- Самостоятельная работа учащихся по выполнению задания. (Оговаривается время выполнения задания.)
- После выполнения задания – работа в парах.
– Сейчас вы должны выполнить взаимопроверку. Договоритесь между собой, по каким критериям будете проверять работу. Составьте в парах план проверки.
Работа в парах. - Обсуждение и уточнение плана проверки.
Варианты плана выносятся на доску. Обсуждается, что будем проверять и в какой последовательности. Результат работы – алгоритм (план) проверки. - Взаимопроверка по уточненному плану.
Ученики обмениваются тетрадями, и каждый самостоятельно проверяет работу соседа, делает пометки:
(+) – верно, (+) – есть неточность, недочет, (-) – неверно. - Работа в парах. Ученики меняются тетрадями, просматривают проверку, задают друг другу вопросы по ходу проверки, объясняют и уточняют свое понимание. Определяются пары, которые не смогли “договориться” по результатам проверки.
- К доске вызываются пары, которые не пришли к единому пониманию в ходе проверки. Задание пишется на доске. Каждый из пары доказывает свою точку зрения. Остальные учащиеся задают вопросы и в дискуссии приходят к правильному пониманию. Тот, кто ошибся, проговаривает понимание своей ошибки.
- Результат проверки каждый заносит в лист оценивания самостоятельно.
- Проверка работ учителем.
Тексты самостоятельных работ – Приложение 3, Приложение 8.
Тестовая диагностика – 2.
I. Время и место проведения урока ТД-2. Урок проводится после пошаговой отработки способа решения. В ходе отработочных уроков на определенный шаг способа так же проводилась работа на освоение способа в целом. Работа проверяется учителем.
II. Цель: Освоение уч-ся способа в целом.
Задача: Определить уровень освоения способа (понятия). Планирование индивидуальной работы с уч-ся.
Задача: Умение определять ошибкоопасные места, выполнять проверку решения.
III. Предметное содержание урока. Задания на проверку способа в целом.
IV. План проведения урока ТД-2.
- Дается задание каждому ученику на отдельно отпечатанном листе. Задание выполняется учащимися самостоятельно. Работы сдаются и проверяются учителем.
- Анализ работ учителем. Учитель проверяет работы и фиксирует на полях знаком (+) или (-) правильность или неправильность выполнения задания.
- На втором уроке при анализе ошибок уч-ся определяют тип ошибки и заносят в оценочный лист.
- Учащиеся самостоятельно выполняют несколько заданий на свою ошибку (готовятся к проверочной работе).
Тексты самостоятельных работ – Приложение 2, Приложение 7.
Проверочная работа №1 (ПР №1).
I. Место и время проведения.
Проверочная работа проводится после ряда СР и после открытия нового способа решения, т. е. в уроках решения следующей учебной задачи. Это дает возможность учащимся в рамках следующей темы освоить предыдущий материал.
III. Цель:
- Контроль устойчивости ЗУН учащихся.
- Формирование навыков самоконтроля.
Работа выполняется в 3 урока.
Задачи:
Первый урок: Выполнить задания.
Второй урок: Обнаружить и понять свою ошибку в ходе дискуссионно-аналитической деятельности.
Третий урок: Провести вторичный контроль своей работы, найти и исправить возможные ошибки. Умение составлять план проверки решения.
III. Содержание работы.
Задания по проверке ЗУН по данной теме. Работа напоминает тематическую контрольную работу в традиционной школе.
IV. Первый урок. Учащимся раздаются отпечатанные тексты заданий, где оставлены поля для планирования выполнения задания.
Первый этап работы (продолжительность30–40минут):
- Учащиеся просматривают задания, определяют последовательность их выполнения.
- Планирование выполнения каждого задания и выполнение заданий самостоятельно.
- Второй этап. Сдают работы.
V. Работа учителя.
- Учитель по работе составляет технологическую карту проверяемых ЗУН.
- Проверяет работы учащихся, но не исправляет ошибки и не делает пометки в тетрадях, а фиксирует ошибки в технологической карте ЗУН учащихся всего класса. Отметки не выставляются.
- Подбирает упражнения по каждому или нескольким умениям, в соответствии с типичными ошибками. Прописывает варианты решения каждого задания (обычно 3), учитывая типичные ошибки класса. Среди решений – одно правильное.
VI. Второй урок.
Задача: Понять причину ошибки и исправить ее. Уточнить понятие (способ).
Каждое предложенное учителем задание выполняется отдельно по плану:
- Выполнение работы учащимися самостоятельно (10-15 минут).
Учитель предлагает выполнить подготовленные задания. Работа выполняется в рабочих тетрадях. На данный момент тетради, где выполнялась ПР не раздаются. - Проверка решения.
Учитель открывает подготовленные варианты решений. Учащиеся определяют, какой вариант решения из предложенных совпадает с их
вариантом. По одному человеку объясняют свой вариант решения, доказывают. Учитель включает в работу тех, кто допустил подобные ошибки. - Обсуждение версий решений на единой платформе в дискуссионно-аналитической деятельности. Это значит, что несколько заданий проверяются одновременно по заданному первому критерию, затем по второму критерию и т.д.
VII. Третий урок. Учащимся раздают тетради с ПР без пометок учителя.
Задача каждого учащегося: найти возможные ошибки и исправить их.
Учащиеся работают самостоятельно и сдают тетради.
VIII. Проверка работ и оценивание работ учителем.
Учитель проверяет работы, выставляет отметки, вносит коррекцию в технологическую карту ЗУН, планирует индивидуальную работу с учащимися.
Когда мало типичных ошибок 2 и 3 урок совмещаются.
Тексты проверочных работ – Приложение 4.
Проверочная работа № 2 (разноуровневая).
Цель: Определить уровень познавательного интереса учащихся, отслеживание способностей учащихся определять свои возможности и с их учетом выполнять задания.
Задача: выбрать работу своего уровня и выполнить ее.
1-й уровень. Работа с решенными заданиями.Даны задания, варианты решений. Выбрать верное решение.
2-й уровень. Решить задания с опорой на ответ. (Даны задания и ответы к ним.)
3-й уровень. Даны задания и несколько вариантов ответов. Решить задания и выбрать верный ответ.
4-й уровень. Обычная традиционная контрольная работа. Сам выполняет и проверяет решение.
5-й уровень. Даны задания. Учащимся нужно не решать их, а придумать подобные задания самому.
6-й уровень. Даны задания. Учащимся нужно не решать их, а самому придумать задания – ловушки к ним, т.е. уметь выделить ошибкоопасные места.
При проведении в системе уроков контроля и оценки у учащихся формируются следующие умения и способности (в соответстви требованиям ФГОС-2):
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления;
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять эффективные способы достижения результата;
- Умение моделировать способ решения.
- Умение использовать различные способы поиска информации.
- Умение вести диалог, умение разрешать конфликты.
Список литературы:
- А.Б.Воронцов Практика развивающего обучения, М.: Русская энциклопедия, 1998.
- А.Б.Воронцов “Практика развивающего обучения” (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова); М. “Русская энциклопедия”, 1998.
- А.Б.Воронцов “Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности” (Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова); М. “Русская энциклопедия”, 1998.