Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить с характеристикой басни как жанра устного народного творчества, её определением, учить находить мораль- поучение в произведении;
воспитывать высокие моральные качества,  интерес к литературному чтению;
развивать творческие способности учащихся, потребность в чтении, умение        самостоятельно узнавать новое, опираясь на полученные знания.

Оборудование: карточка с именем «Эзоп»; карточки «басня», «баснописец»; портрет И.А.    Крылова; листы с текстом басни Эзопа «Ворон и Лисица», толковые словари ( Швецова, Ожегова); опорная таблица для самостоятельного чтения.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: включение учащихся на личностно-значимом уровне.

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожать руку соседу по парте.
- Наш урок начинается. С чего бы вам хотелось его начать?
( С минутки развития).
На доске написано слово «время»
- Какие варианты заданий можете предложить для минутки развития?
( Можно поиграть в телеграмму).
(Сочинить рассказ по этой теме).
(Вспомнить пословицы со словом «время», «сказки о времени»).
- Как можно использовать своё время?
( дети высказываются по данной теме)
- Сегодня мы постараемся экономно, с пользой для каждого  использовать наше время на уроке.

2. Проверка домашнего задания.
- Какие варианты домашнего задания были предложены?
(По пословице придумать сказку. Придумать свою загадку или  потешку)
- Как можно назвать ребят, которые придумали свои произведения? (авторы)

3. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
- Давайте вспомним авторов, с произведениями которых мы знакомились на предыдущих уроках.

- Распределите авторов литературных произведений  на две группы.
1 группа: Н.Н. Носов, Д.Н. Мамин- Сибиряк, Е.И. Чарушин (писатели)
2 группа: А.А.Блок, С.А. Есенин (поэты)
- Какой из авторов не попал ни в одну группу?
(И.А. Крылов)
- Кому знакомо это имя? Кто нам может о нём рассказать?
1 ученик рассказывает об И.А. Крылове
На доске: портрет И.А. Крылова.
« Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов

Рассказ ученика: Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля в Москве.  В семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. В семье не было возможности оплачивать обучение  сына, и И.А. Крылов был вынужден заниматься самообразованием: изучал литературу, математику, иностранные языки. Литературное творчество начал с драматургии. Иван Андреевич Крылов- великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Первые басни были написаны в 1788 г., а первая книга «Басни Ивана Крылова» увидела свет в 1809 г. Крылов написал более двухсот басен. Многие из них были переведены на десятки языков мира. Крылов не создавал басни специально для детей, но благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям , в круг детского чтения прочно вошли басни:

- А я хочу вам рассказать ещё одну историю.
- В очень давние времена жил один человек. Был он рабом. Звали его Эзоп.  (на доску вывешивается карточка с именем) Говорят, что Эзоп был очень некрасив: пузат, горбат,  но окружавшие его люди не замечали этого, потому что раб этот был потрясающе умён. Эзоп придумывал небольшие произведения. Одно из них я прочитала, и оно мне так понравилось, что мне захотелось рассказать его вам.
- Послушайте это произведение?
Ученик  читает басню « Ворон и Лисица»  (дети высказывают своё мнение об услышанном)
- Какие чувства вызвало это произведение?

4. Самостоятельная работа с произведением. Словарная работа.
- Значение каких слов вызвало у вас затруднение?
- Кто сможет объяснить значение какого-нибудь слова?  (ответы детей)
- Что будем делать со словами, значения которых не знаем? (Найдём их значение в толковом словаре)
Дети работают со словарём, объясняют значение слов.

5. Знакомство с новым литературным жанром.
- Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести произведение Эзопа?
- Попробуйте определить, пользуясь уже имеющимися знаниями.
Ответы детей:
- Мне кажется, что это сказка, потому что здесь разговаривает лиса.
- Я считаю, что такие события могли произойти на самом деле. Это рассказ.
- В этом рассказе есть мудрость, она учит нас, заставляет задуматься. Эта мудрость похожа на пословицу.
( если дети затрудняются, учитель может задать вопрос, на какие две части можно разделить этот текст? Что можно сказать о первой части? Что характерное заметили во второй части?)
- Чтобы отгадать, с каким литературным жанром мы сегодня познакомимся, нужно разгадать кроссворд.

1. Кем стал гадкий утёнок в известной сказке Х.К. Андерсена?    (лебедь)

2. Светлым днём и при Луне
Она тихо блеет: «Ммее!»( овца)
3. Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (гусь)

4. У него огромный нос,
Ухо— просто, как поднос,
А нога, как толстый столб.
Вот и вся загадка. Стоп. ( слон)

5. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.( заяц)

- Все эти животные являются героями произведений И.А. Крылова.
- Итак. Пора познакомиться с новым термином. Прочитайте по вертикали получившееся слово.  (басня)
Работа детей со словарями.
Басня- это небольшой рассказ с поучением.
Басня короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни - показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.

6. Работа с учебником.
- Откройте учебники. Прочитайте  определение басни молча.
- Попробуйте сказать своими словами, что же такое басня?

7. Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
- Какие произведения создавал Эзоп? (басни)
Спустя много веков некоторые басни Эзопа по- своему пересказал уже известный нам русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Переведённые им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложив в их уста русскую народную речь.
Его басня «Ворона и Лисица» появилась именно так.
-Послушайте сейчас эту басню. (включаю грамзапись)
- Какие мысли у вас возникли?
- А теперь давайте прочитаем ещё раз басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица»  вслух .
- Что вы можете сказать об  этих двух баснях? Какая басня вам понравилась больше и почему?
- Давайте сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Эзоп

И.А. Крылов

1. Сухое краткое изложение сюжета.

1. Удивительное богатство словесных красок и оттенков.

2. Прозаическое произведение.

2. Стихотворное произведение.

3. Лисица говорит сухо, перечисляются только факты.

3. Очень выразительная речь и живая разговорная интонация.

 

4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

-  О ком басня И.А. Крылова? ( О Лисе и Вороне)
- Как Крылов передаёт характер лисы? Проследите, что и как говорит о её действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит  сладко, чуть дыша.)
- Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
- А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право,  сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!...
И, верно, ангельский быть должен голосок!»
- Кто из вас слышал ворону? Какой у неё голос? (каркает)
- Для чего лиса так расхваливала ворону? ( Чтобы отнять у неё сыр)
- Если бы лиса расхваливала так кого- либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться  своей цели? (нет)
- Что  же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? (тщеславие)
- В каких словах заключена мораль басни?
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
- Как вы понимаете эти слова? ( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лиса. Ворона поверила льстивым словам Лисы и  из-за своей любви к похвалам была наказана.)

- Прочитайте и соедините похожие по смыслу выражения.

Глаз не сводит.
Во всё горло.
Вскружилась голова.
Была такова.
Дыхание спёрло.
Бог послал.
Громко.
Смотрит не отрываясь.
Исчезла, скрылась.
Утратила способность здраво рассуждать.
Нашёл случайно, без особого труда.
Трудно стало дышать.

- Соедините похожие по смыслу выражения.

- Прочитайте пословицы, объясните, какие из них подходят к басне.
1. Верь своим очам, а не чужим речам.
2. На языке медок, а на сердце ледок.
3. У лести нет чести.

8  Рефлексия деятельности (итог урока)
На доске высказывание: «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
- Прочитайте высказывание И.А. Крылова.
- Какие же пороки любил «пощипать» Крылов?
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат?
- К сожалению, наш урок подходит к концу. Сегодня мы приоткрыли двери в новый литературный жанр «басню»
- Кто хочет заглянуть  за эту дверь и узнать, что нас ожидает на следующих уроках?
- Предлагаю вам сегодня выбрать для себя домашнее задание самим. Например: выразительное чтение басни, чтение басни наизусть, иллюстрирование.

- Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое юбилею Ивана Андреевича Крылова:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни « Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше.