Цель: Обобщить, систематизировать знания о предложении: понятия по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов предложений; установить связи слов в предложении. Развивать умение разбирать предложение по главным членам предложения и по частям речи, которыми они выражены.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
I. Организационный момент. Слайд №1 |
1). - Добрый день, дорогие ребята! Добрый осенний день! Я рада вас видеть. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мэдэгма Петровна. |
Дети приветствуют. |
|||||||||
|
2). – Проверьте свою готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш) |
Проверка готовности к уроку. |
|||||||||
Слайд №2 |
- На партах лежат листочки жёлтого и красного цветов – это листики настроения. Жёлтым обозначаем хорошее настроение, красным – плохое. Если у вас хорошее настроение, правильно выполняете задания, то поднимите жёлтый лист, если плохое или задание вызвало затруднение, выполнили с ошибкой – поднимите красный лист. |
На партах лежат у каждого ребёнка листья двух цветов – красный и жёлтый. |
|||||||||
|
- Покажите, какое у вас настроение. |
Дети показывают листочки своего настроения. |
|||||||||
|
- И у меня. - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроением со всеми. |
|
|||||||||
|
3). Сегодня у нас на уроке будут испытания. Тему урока вы найдёте сами во время испытаний. |
|
|||||||||
Слайд №3 |
- Чтобы не бояться их, произнесём все вместе волшебные слова (чистоговорки). |
Ра-ра-ра, отправляться нам пора, |
|||||||||
Загадка.
Слайд №4 |
4). Я прочитаю загадку, а вы мне отгадку произнесёте хором. Несу я урожаи, |
Дети хором отгадывают загадку
|
|||||||||
Слайд №5 |
- Конечно же, это время года – осень. |
Созревает осенью урожай, засевают поля под озимые, птицы улетают на юг в жаркие страны, начинается листопад, люди одеваются теплее. |
|||||||||
Физминутка для глаз |
Я открываю доску. Глазки крепко закрываем |
|
|||||||||
II. Повторение |
1. Понятие о предложении. Ведение темы урока. |
На листиках нарисованы схемы подлежащего, сказуемого, определения … К предложению |
|||||||||
Слайд №6 |
- А что такое предложение? |
Предложение – законченная мысль |
|||||||||
III. Постановка темы урока. |
- Сегодня повторим всё, что мы знаем о предложении. Будем разбирать по членам предложения и по частям речи. Это и есть тема нашего урока. Мы с вами будем наряжать осень после каждого правильно выполненного задания. |
|
|||||||||
IV. Теоретическая минутка |
|
|
|||||||||
Вывод |
Дали характеристику предложению. Подарить осени листик. |
У каждого ребёнка на партах лежит памятка по теме «Предложение» (перевёрнутая) |
|||||||||
V. Работа в тетради |
Откройте тетради, запишите число. |
Дети записывают число, классная работа. |
|||||||||
|
- Кто пришла к нам на урок? |
Осень |
|||||||||
Разбор орфограммы
Показ на доске. |
- А в слове ОСЕНЬ какие есть орфограммы? Запишите слово осень. Обозначьте орфограммы.
|
Дети записывают в тетрадь. |
|||||||||
- От какого слова ставили вопрос?
|
От слова осень – это главное слово в словосочетании и обозначают значком «Х» |
||||||||||
- К какому слову ставим вопрос? |
К слову «золотая». Это зависимое слово в словосочетании. |
||||||||||
Вывод: |
В словосочетании одно слово главное, а одно – зависимое. Такая связь между словами, где одно слово зависит от другого, называется подчинительной. Одно слово подчиняется другому. |
Дети делают вывод |
|||||||||
Физминутка на внимание. |
Игра «Ухо, нос…» |
Дети показывают сигнальные листочки. |
|||||||||
Работа со стихотворением
VI. Разбор предложения подробно. |
- Прочитайте стихотворение про себя.
- Прочитаем вслух. Выразительно. |
Лексическое значение непонятных слов: пора (время пришло), лукошко (небольшая корзинка из прутьев, коробок)
Об осени. |
|||||||||
Вывод: |
В разборе предложения сначала выделяется основа предложения, затем словосочетание подлежащего с зависимым словом, потом словосочетание сказуемого с зависимым. |
Дети показывают сигнальные листочки. |
|||||||||
VII. Работа по картине. |
Осень гуляла по лесам, заглянула в парк. |
Зайчика |
|||||||||
Работа со схемами |
Нравится картинка? Составьте по схемам предложения.
- Найдём связи в предложении. |
Дети составляют по схемам предложения Запись любого предложения. |
|||||||||
Вывод: |
- Чему учились? |
Находить связи в предложении |
|||||||||
VIII. Итог урока |
Наш урок подходит к концу. Чему учились? |
Дети делают выводы. |
|||||||||
Подарки. |
Осень вам тоже делает подарки. |
|
|||||||||
|
Спасибо за урок! |
|
Дополнительный материал
Тест
- Что такое предложение?
а) Предложение состоит из слов.
б) Предложение – это одно или несколько слов.
в) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
- Какие предложения бывают по цели высказывания?
а) повествовательные, вопросительные, побудительные.
б) повествовательные, вопросительные, восклицательные.
в) повествовательные и восклицательные.
- Какие предложения бывают по интонации?
а) восклицательные и вопросительные
б) восклицательные и невосклицательные
в) восклицательные и побудительные
- Укажи группу слов, которая представляет собой предложение.
а) Лес много сочных ягод.
б) Маша завязала кукле бант.
в) Школьники любить своя школа.
- Что образует грамматическую основу предложения?
а) Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
б) Грамматическую основу предложения образуют второстепенные члены предложения.